Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634417)
Контекстум
.

Концепты. Категории: Языковая реальность (290,00 руб.)

0   0
Первый авторМалинович Мария Васильевна
ИздательствоФГБОУ ВПО "ИГЛУ"
Страниц382
ID203434
АннотацияКоллективная монография посвящена юбилею профессора ИГЛУ Ма- рии Васильевны Малинович и является теоретическим обобщением иссле- дований, выполненных в рамках научной школы Иркутского государственного лингвистического университета «Антропологическая лингвистика». Монография адресована широкому кругу специалистов – лингвистам, психологам, культурологам и всем тем, кто интересуется ак- туальными проблемами современной лингвистики.
УДК81:1
ББК81 К65
Малинович, М. В. Концепты. Категории: Языковая реальность / М. В. Малинович .— Иркутск : ФГБОУ ВПО "ИГЛУ", 2011 .— 382 с. — URL: https://rucont.ru/efd/203434 (дата обращения: 17.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

КАТЕГОРИИ: ЯЗЫКОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ Коллективная монография к юбилею профессора Марии Васильевны Малинович Иркутск 2011 1 УДК 81:1 ББК 81 К65 Печатается по решению редакционно-издательского совета Иркутского государственного лингвистического университета Рецензенты: доктор филологических наук, профессор И.Ю. Колесов доктор филологических наук, профессор Г.И. Лушникова Авторы: <...> Категории: языковая реальность: коллективная монография к юбилею профессора М.В. Малинович [Текст]/ М.В. Малинович, <...> Топка Коллективная монография посвящена юбилею профессора ИГЛУ Марии Васильевны Малинович и является теоретическим обобщением исследований, выполненных в рамках научной школы Иркутского государственного лингвистического университета «Антропологическая лингвистика». <...> ISBN 978-5-88267-328-3 ©Коллектив авторов, 2011 © Иркутский государственный лингвистический университет, 2011 2 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ…………………………………………5 СЛОВО ОБ УЧИТЕЛЕ………………………………………………7 РАЗДЕЛ I УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОНЦЕПТЫ И КАТЕГОРИИ: ПРОБЛЕМА ИЕРАРХИИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ ЯЗЫКА…………………………………………………10 РАЗДЕЛ II КОНЦЕПТЫ: ЯЗЫКОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ Глава 1. <...> В данной работе теоретически обобщены исследования, выполненные в рамках научной школы Иркутского государственного лингвистического университета «Антропологическая лингвистика», авторами которых являются ученики Марии Васильевны, получившие из ее рук путевку в научную жизнь; в настоящее время они работают в различных вузах страны и продолжают свои научные изыскания по проблематике, разрабатываемой научным руководителем – М.В. Малинович. <...> Во втором разделе – КОНЦЕПТЫ: ЯЗЫКОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ с теоретических позиций и содержательно гомогенно освещена проблема семантически объемных смыслов: «Истина-Правда» в классическом и прототипическом освещении (к.ф.н., доцент Т.А. Лац, Глава 1); «Верность» в прагматических ситуациях актуализации (к.ф.н <...>
Концепты._Категории_Языковая_реальность.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Концепты._Категории_Языковая_реальность.pdf
Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Иркутский государственный лингвистический университет» КОНЦЕПТЫ. КАТЕГОРИИ: ЯЗЫКОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ Коллективная монография к юбилею профессора Марии Васильевны Малинович Иркутск 2011 1
Стр.1
УДК 81:1 ББК 81 К65 Печатается по решению редакционно-издательского совета Иркутского государственного лингвистического университета Рецензенты: доктор филологических наук, профессор И.Ю. Колесов доктор филологических наук, профессор Г.И. Лушникова Авторы: М.В. Малинович, Д.А. Арипова, В.В. Батицкая, Ц.Д. Бидагаева, В.В. Гурин, Р.П. Иванова, Н.Р. Кириченко, Т.А. Лац, О.Ю. Полонская, Н.В. Саварцева, Л.В. Топка, Л.С. Торопова К65 Концепты. Категории: языковая реальность: коллективная монография к юбилею профессора М.В. Малинович [Текст]/ М.В. Малинович, Д.А. Арипова, В.В. Батицкая [и др.]. – Иркутск: ИГЛУ, 2011. – 382 с. ISBN 978-5-88267-328-3 Научный редактор: доктор филологических наук, профессор ИГЛУ Ю.М. Малинович Руководитель проекта: кандидат филологических наук, доцент ИГЛУ Л.В. Топка Коллективная монография посвящена юбилею профессора ИГЛУ Марии Васильевны Малинович и является теоретическим обобщением исследований, выполненных в рамках научной школы Иркутского государственного лингвистического университета «Антропологическая лингвистика». Монография адресована широкому кругу специалистов – лингвистам, психологам, культурологам и всем тем, кто интересуется актуальными проблемами современной лингвистики. ISBN 978-5-88267-328-3 ©Коллектив авторов, 2011 © Иркутский государственный лингвистический университет, 2011 2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ…………………………………………5 СЛОВО ОБ УЧИТЕЛЕ………………………………………………7 РАЗДЕЛ I УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОНЦЕПТЫ И КАТЕГОРИИ: ПРОБЛЕМА ИЕРАРХИИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ ЯЗЫКА…………………………………………………10 РАЗДЕЛ II КОНЦЕПТЫ: ЯЗЫКОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ Глава 1. ИСТИНА-ПРАВДА: КЛАССИЧЕСКОЕ И ПРОТОТИПИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ..………43 Глава 2. ВЕРНОСТЬ: ПРАГМАТИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ АКТУАЛИЗАЦИИ…………………..67 Глава 3. ОЧАРОВАНИЕ: ЯЗЫКОВАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ…………………………………………….90 Глава 4. НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ: ОСОБЕННОСТИ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ………………………………106 Глава 5. НЕКАТЕГОРИЧНОСТЬ/КАТЕГОРИЧНОСТЬ: ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОСВЕЩЕНИЕ…………….………130 3
Стр.3
Глава 6. ГОРДОСТЬ/УНИЖЕНИЕ: МЕХАНИЗМЫ ЯЗЫКОВОЙ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ ………….……164 РАЗДЕЛ III КАТЕГОРИИ: ЯЗЫКОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ Глава 1. ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ГЛАГОЛОВ – БАЗОВЫХ РЕПРЕЗЕНТАНТОВ КАТЕГОРИИ………………………………………………………………………179 Глава 2. ТЕМПОРАЛЬНАЯ АДВЕРБИАЛЬНОСТЬ: СЕМАНТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ………………………………………..205 Глава 3. ОЩУЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА: ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ……………...236 Глава 4. ВОЛЯ: КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ И КАТЕГОРИАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ…...250 Глава 5. ПОНИМАНИЕ: КОГНИТИВНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ …………...277 БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………..296 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ И ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ…………………………………..328 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ПРИМЕРОВ………………………..334 НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ М.В. МАЛИНОВИЧ: КРАТКИЙ ОЧЕРК………………………….349 4
Стр.4
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ Коллективная монография «КОНЦЕПТЫ. КАТЕГОРИИ: ЯЗЫКОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ» посвящена юбилею профессора ИГЛУ Марии Васильевны Малинович, отдавшей свыше 50 лет своего плодотворного творчества развитию лингвистической науки и подготовке высококвалифицированных специалистов. В данной работе теоретически обобщены исследования, выполненные в рамках научной школы Иркутского государственного лингвистического университета «Антропологическая лингвистика», авторами которых являются ученики Марии Васильевны, получившие из ее рук путевку в научную жизнь; в настоящее время они работают в различных вузах страны и продолжают свои научные изыскания по проблематике, разрабатываемой научным руководителем – М.В. Малинович. Содержание разделов и глав настоящей монографии подчеркивает определенный научный вклад профессора М.В. Малинович и ее учеников – ныне кандидатов филологических наук, доцентов, в теорию языка, в германское языкознание, теорию номинации, в изучение актуальной в современной теоретической лингвистике и перспективной проблематики семантически многомерных и полифункциональных концептов и категорий. Первый раздел монографии УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОНЦЕПТЫ И КАТЕГОРИИ: ПРОБЛЕМЫ ИЕРЕРХИИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ ЯЗЫКА написан М.В. Малинович. Во втором разделе – КОНЦЕПТЫ: ЯЗЫКОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ с теоретических позиций и содержательно гомогенно освещена проблема семантически объемных смыслов: «Истина-Правда» в классическом и прототипическом освещении (к.ф.н., доцент Т.А. Лац, Глава 1); «Верность» в прагматических ситуациях актуализации (к.ф.н., доцент Н.В. Саварцева, Глава 2); «Очарование» (к.ф.н., доцент Л.С. Торопова, Глава 3); «Неопределенность» в контексте современной проблемы языковой концептуализации (к.ф.н., доцент Н.Р. Кириченко, Глава 4). Языковой философии посвящено исследование лингвистических феноменов бинарной 5
Стр.5
природы «Гордость и Унижение» (профессор М.В. Малинович, к.ф.н. О.Ю. Полонская, Глава 6); «Некатегоричность/категоричность: лингвокультурологическое освещение» (к.ф.н., доцент Л.В. Топка, Глава 5). В третьем разделе – КАТЕГОРИИ: ЯЗЫКОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ авторами предпринята попытка рассмотреть категории укрупненного лингвистического статуса, основой семантического содержания и структурной организации которых являются одноименные концепты, в рамках когнитивно-функциональной теории: «Длительность через призму глаголов – базовых репрезентантов категории» (к.ф.н., доцент В.В. Батицкая, Глава 1); «Темпоральная адвербиальность – семантическая категория» (к.ф.н., доцент Ц.Д. Бидагаева, Глава 2); «Ощущение человека – функционально-семантическая категория» (к.ф.н., доцент Р.П. Иванова, Глава 3); «Воля: концептуальное и категориальное представление» (к.ф.н., доцент В.В. Гурин, Глава 4); «Понимание: функционально-когнитивное исследование» (профессор М.В. Малинович, к.ф.н. Д.А. Арипова, Глава 5). В монографию включен краткий очерк о научнопедагогической деятельности М.В. Малинович, который свидетельствует о её творческой активности, огромной работоспособности и человеческой щедрости. Авторы выражают сердечную признательность и благодарность рецензентам: Игорю Юрьевичу Колесову – доктору филологических наук, профессору Алтайской государственной академии; Галине Игоревне Лушниковой – доктору филологических наук, профессору Кемеровского государственного университета; Научному редактору Юрию Марцельевичу Малиновичу – доктору филологических наук, профессору Иркутского государственного лингвистического университета, которые одобрили данную монографическую работу. Руководитель проекта Л.В. Топка – к.ф.н., доцент, а также авторы монографии – кандидаты филологических наук, доценты. 6
Стр.6
СЛОВО ОБ УЧИТЕЛЕ Свойство мудрого человека состоит в трех вещах: первое – делать самому то, что он советует делать другим, второе – никогда не поступать против справедливости и третье – терпеливо переносить слабости людей, окружающих его. Лев Толстой «Профессор Мария Васильевна Малинович, наш Учитель и коллега, посвятила свыше 50 лет вдохновенного труда и творчества развитию лингвистической науки и подготовке квалифицированных специалистов – выпускников и аспирантов Иркутского государственного педагогического института иностранных языков имени Хо Ши Мина (ныне Иркутский государственный лингвистический университет). Необычайно широк и разнообразен круг ее научных интересов: основополагающие принципы грамматического устройства языка, проблемы теоретической грамматики английского языка, многогранность функционирования языковой системы, грамматическая и семантическая интерпретация текста, связь грамматических явлений с когнитивными процессами в сознании человека, его картиной мира, ментальностью и ценностными ориентациями, проблемы семантически и функционально многомерных категорий языка. Тонкое языковое чутье и обширная научная эрудиция позволяют Марии Васильевне видеть перспективы и определять направления лингвистических исследований на современном этапе. Работы ее учеников, выполненные в русле функционального, семантико-когнитивного и дискурсивного подходов, несомненно, 7
Стр.7
вносят существенный вклад в науку о языке и его роли в познавательной деятельности человека. Желаем Вам, Мария Васильевна, долгих лет творческого труда и талантливых учеников» «Мария Васильевна – признанный мастер своего дела, высококвалифицированный специалист. Её неоценимая помощь, профессиональное наставничество и научное руководство способствовали формированию у меня соответствующего научнометодологического кругозора, позволили мне пройти хорошую научную школу. Я благодарен судьбе, что она свела меня с этим замечательным человеком» «Слова самой искренней и сердечной благодарности адресованы прекрасной женщине, ученому, учителю – Марии Васильевне Малинович. Неслучайно исследования ее учеников посвящены семантике внутреннего мира человека: правде-истине, прощению/покаянию, преданности, сокровенному, прекрасному, воле, некатегоричности и др. Атмосфера научного поиска под ее руководством наполнена душевной теплотой, увлеченностью, и в то же время строгостью и требовательностью к изучению фундаментальных трудов и языкового материала. Бесконечное терпение и вера Марии Васильевны в своих учеников, ее личный пример вызывают глубокое уважение и восхищение» «С большим теплом и огромной благодарностью вспоминаю время, проведенное в Иркутске во время учебы в аспирантуре. Хочу сказать, что судьба подарила мне счастливый билет: моим научным руководителем и Учителем стала Мария Васильевна. Она не только талантливый ученый, чей интерес и любовь к истине и познанию неиссякаемы, блестящий педагог и наставник, который может увлечь за собой других людей – нас, ее учеников, но и замечательный человек, человек высокой души, личные качества которого всегда были и есть для меня пример» 8
Стр.8
«Мария Васильевна является одним их самых главных людей в моей жизни, человеком, открывшим мне «дверь» в науку. Она – Учитель с большой буквы. Во время аспирантуры она не только сформировала во мне все необходимые для научного поприща знания и умения, но и воспитала во мне такие человеческие качества как ответственность, добросовестность и трудолюбие. Нас аспирантов всегда поражало то, как Мария Васильевна успевает уделить внимание каждому из нас, тщательно проанализировать наши научные изыскания, дать совет, настроить на дальнейшую плодотворную научную работу. Если бы не высококвалифицированное научное руководство и профессиональное наставничество Марии Васильевны, защита диссертаций многих из нас просто не состоялась бы. От всей души поздравляю Вас, дорогая Мария Васильевна, с Юбилеем и желаю всего самого наилучшего, крепкого здоровья, успехов и побед в работе, счастья и долгих лет жизни!» «Мария Васильевна для меня – не только любимый учитель, прекрасная женщина, но и близкий, родной человек. Она – не просто научный руководитель, но и тот незаменимый человек, который принимает в вас живейшее участие, переживает и заботится о вас как о дорогом ей человеке. И нет тех слов, которыми можно было бы выразить всю благодарность и признательность, скажу просто: Здоровья Вам, счастья, радости, творческих успехов на многие лета. Да благословит Вас Господь!» С глубоким уважением, искренней благодарностью и признательностью, Ваши ученики 9
Стр.9
РАЗДЕЛ I УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОНЦЕПТЫ И КАТЕГОРИИ: ПРОБЛЕМА ИЕРАРХИИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ ЯЗЫКА М. В. Малинович Всё в одном, Одно во всём. Гераклит Общие замечания Проблемы смысла и категорий в числе фундаментальных в философии, логике, психологии, языкознании и других областях научного знания, имеющие, как известно, долгую традицию их обсуждения, и которые ещё далеки от всестороннего освещения. Изучение данной проблематики актуально и перспективно, поскольку она соотносится с глобальным лингвофилософским вопросом взаимосвязи мышления, действительности и языка, теорией познания, логико-семантической и функциональносемантической теорией языка, а также теорией межкультурной коммуникации. В лингвистике проблематичная ситуация иерархии и взаимодействия концептов (смыслов) и категорий в концептуальном и категориальном пространстве естественного языка является наукоёмкой, сложной и многогранной. Поэтому рассмотреть её в полном объёме в рамках небольшого раздела не представляется возможным. Постичь тот или иной объект во всей его целостности сразу, по замечанию Ф. де Соссюра, невозможно. Всегда возникает дилемма: либо внимание философов языка сосредотачивается «на одной стороне каждой проблемы», и здесь есть риск «не уловить присущую ей двусторонность». Исследование же её одновременно с позиции разных точек зрения даёт возможность «распахнуть дверь» перед целым рядом наук: психологией, антропологией, нормативной грамматикой, фонологией и т.д. [Соссюр, 1977], что 10
Стр.10