«Теория и методика стрелковых видов спорта» изучается студентами всех
курсов в течение 10 семестров. <...> 9
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА
СТРЕЛКОВЫХ ВИДОВ СПОРТА»
Первый год обучения
Теория и методика обучения
Раздел 1.1 Общие основы теории стрелкового спорта
1.1.1 Ведение в специализацию
4
1.1.2 Стрелковый спорт в российской системе
2
физического воспитания
1.1.3 Актуальные вопросы оценки стрелкового спорта
2
(итоги года)
1.1.4 Объективные и субъективные условия спортивной
8
деятельности в стрелковом спорте
1.1.5 Стрелковое спортивное оружие
16 4
1.1.6 История развития стрелкового спорта
10 4
1.1.7 Внутренняя и внешняя баллистика
14 6
1.1.8 Правила соревнований при стрельбе из винтовки
6
1.1.9 Меры безопасности в тирах и на стрельбище
2
Раздел 1.2 Основы техники стрельбы
1.2.1 Теоретические основы техники стрельбы,
6
4
выполнения выстрела
1.2.2 Структурно-функциональная модель организации
8
отдельного выстрела из винтовки
1.2.3 Техника стрельбы из м/к винтовки «лежа»
12 2
1.2.4 Техника стрельбы из м/к винтовки «с колена»
12 2
1.2.5 Техника стрельбы из м/к винтовки «стоя»
12 2
1.2.6 Техника стрельбы из пневматической винтовки
1.2.7 Техника стрельбы из лука
22 4
Раздел 1.3 Методика обучения
1.3.1 Методика начального обучения технике стрельбы из
30 4
винтовки
Итого:
180 34
10
Семинары
Методические и
практические
занятия
Разделы и темы
Лекции
Всего (часов)
Аудиторные
занятия
4
2
2
6
2
10
4
6
4
2
2
2
2
2
2
8
10
10
10
18
22
4
128
18
Тема 1.1.1 Введение в специализацию
ПЛАН:
Предмет, задачи и содержание курса. <...> Тема 1.1.2 Стрелковый спорт в российской системе физического воспитания
ПЛАН:
Многообразие стрелковых видов спорта. <...> Федерация практической стрельбы России и Всероссийская федерация
прикладных видов стрельбы. <...> Планирование и организация спортивной работы по пулевой, стендовой
стрельбе, прикладным видам стрельбы и стрельбе из лука в спортивных
клубах <...>
Теория_и_методика_стрелковых_видов_спорта.pdf
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА, ТУРИЗМА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский государственный университет физической культуры, спорта,
молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К ПРАКТИЧЕСКИМ И СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ
ПО ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ СТРЕЛКОВЫХ ВИДОВ СПОРТА
для студентов, обучающихся по специальности
032101.65 «Физическая культура и спорт»
Москва-2012
Стр.1
Методические рекомендации утверждены и рекомендованы
Экспертно-методическим советом ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ»
Протокол № 8 от 15 декабря 2011г.
Составитель:
Павлова И.А.
Рецензент:
Шилин Ю.Н., к.п.н., профессор
Методические рекомендации к практическим и семинарским занятиям по
курсу «Теория и методика стрелковых видов спорта» составлены в
соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню
подготовки дипломированного специалиста Государственного образовательного
стандарта высшего профессионального образования второго поколения по
специальности 032101.65 «Физическая культура и спорт»
2
Стр.2
Содержание:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ .................................. 5
Формы проведения семинара.............................................................................................................. 5
Требования к выступлениям студентов ............................................................................................. 8
Обсуждение докладов и выступлений ............................................................................................... 9
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СТРЕЛКОВЫХ ВИДОВ
СПОРТА»................................................................................................................................................ 10
Первый год обучения......................................................................................................................... 10
Второй год обучения ......................................................................................................................... 30
Третий год обучения.......................................................................................................................... 43
Четвертый год обучения.................................................................................................................... 65
Пятый год обучения........................................................................................................................... 83
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА .................................................................................................100
1-й год обучения................................................................................................................................100
2-й год обучения................................................................................................................................101
3-й год обучения................................................................................................................................103
4-й год обучения................................................................................................................................105
5-й год обучения................................................................................................................................107
3
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ
Предлагаемые методические рекомендации разработаны на основе
требований Государственного образовательного стандарта высшего
профессионального образования для всех специальностей с учетом специфики
РГУФКСиТ и программ, подготовленных специализацией «Теория и методика
стрелковых видов спорта». Они отвечают концепции профессионализации
высшего образования,
которая
предполагает
специализированных курсов в подготовке специалистов, и составлены таким
образом, чтобы помочь студентам глубоко и осмысленно изучить основные
вопросы дисциплины, а преподавателям - эффективно проконтролировать степень
их подготовки к семинарским занятиям.
«Теория и методика стрелковых видов спорта» изучается студентами всех
курсов в течение 10 семестров. Итоговой формой контроля является зачет или
экзамен. В процессе преподавания дисциплины «Теория и методика стрелковых
видов спорта» используются такие формы, как лекции, семинарские
(практические) занятия, рефераты, контрольные работы, консультации, а также
самостоятельная работа.
Лекционные занятия проводятся в соответствии с утвержденной рабочей
программой дисциплины. В процессе обучения используются как традиционные
приемы преподавания, так и инновационные педагогические технологии.
Посещение лекционных занятий (с последующим практическим освоением
полученных в ходе лекций знаний) является обязательным условием успешной
подготовки к семинарским и практическим занятиям.
Основной формой подготовки к семинарским занятиям является
самостоятельная работа студента. Эта форма учебной работы предполагает
освоение студентами основных понятий и категорий теории и методики
стрелковых видов спорта: ознакомление с дискуссионными проблемами; развитие
умения выражать и обосновывать свою позицию. Семинарские и практические
занятия представляют собой вид учебных занятий, в ходе которых студенты
обсуждают предложенную заранее тему, закрепляя на практике полученные
знания.
Семинарские занятия помогают лучшему освоению курса теории и
стрелковых видов спорта, закреплению знаний, полученных на лекциях и при
4
повышение роли
Стр.4
изучении литературы. Они прививают студенту навыки самостоятельного
мышления и устного выступления, формулирования и обоснования своей
позиции, умение ориентироваться в развитии теории и методике стрелковых видов
спорта на основе осмысления исторического опыта, анализировать и оценивать
современные события в стране и мире, вести дискуссии по основным проблемам
теории и методики стрелковых видов спорта.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
Самостоятельная работа проводится в соответствии с утвержденной рабочей
программой дисциплины с учетом времени, предусмотренного на ее
самостоятельное изучение. Самостоятельная работа включает в себя работу с
учебниками, учебными пособиями, правовыми системами, интернет-ресурсами и
т.д. Конкретная форма самостоятельной работы выбирается студентом
самостоятельно с учетом индивидуальных особенностей и целей познания.
Подготовку к практическому занятию студентам необходимо начать с
ознакомления с планом и методическими рекомендациями к семинару. Следует
также внимательно прочитать конспективные записи лекций, что позволит полнее
понять смысл и основное содержание вопросов, выносимых на обсуждение.
Завершающим этапом подготовки к семинару является работа с основной и
дополнительной литературой, рекомендованной к занятию.
При подготовке к докладу или сообщению следует изучить литературу и
записи лекций, составить план. Само выступление можно подготовить в виде
тезисов, содержащих факты и примеры для обоснования раскрываемого вопроса.
Время выступления должно быть не более 5-10 минут.
Формами самостоятельной работы могут быть: анализ конспекта лекций,
изученной литературы, нормативно-правового материала; подготовка и защита
реферата; тестирование; ответы на вопросы для самоконтроля.
Формы проведения семинара
Выбор формы семинарского занятия зависит от ряда факторов:
содержание темы и характер рекомендуемых источников;
уровень подготовленности, организованности источников и пособий, в том
числе их объем; работоспособность данной семинарской группы, ее
специализация и профессиональная направленность;
опыт использования различных семинарских занятий.
5
Стр.5