Более того, кадый из авторов вкладывает в этот курс свое понимание того, что долно в нем содераться.
ри этом диапазон областей знаний, претендующих занять центральное место в этом курсе, очень широк. <...> В одних рабочих программах по
системному анализу основное внимание уделяется прикладным статистическим исследованиям, в других | системный анализ отодествляется с исследованием операций. <...> В одних книгах системный анализ
рассматривается как раздел философии, в других | как инструмент
для решения проблем некоторой предметной области (экономики, политики, социологии и др.). оследнее напоминает появление в свое
время разных єкибернетик: педагогической, юридической, химической и т. д. <...> К соалению, пока не удается создать
единую теорию систем, но моно говорить о некотором наборе понятий, принципов, закономерностей, которые присущи практически любым системам. <...> То е относится и к системному анализу: имеется ряд
достаточно универсальных методов исследования, описания, проектирования и управления. ри этом моно впасть в другую крайность и
рассматривать некие абстрактные общие теории, которые, безусловно, имеют право на изнь, однако специалистам-практикам ваны
прикладные аспекты теории систем и системного анализа. <...> С другой стороны, изучение дисциплины на младших курсах не позволяет приводить примеры из соответствующей предметной области, дисциплины
которой изучаются на старших курсах. о мнению автора, курс по
4
редисловие
теории систем и системному анализу надо читать на втором и третьем
курсах, приводя примеры из окруающей изни или из изучаемой
предметной области на уровне, доступном студентам младших курсов. <...> Структура данного пособия формировалась в течение многолетнего чтения курса студентам, обучающимся по специальностям єрикладная информатика и єМенедмент, а таке аспирантам экономических специальностей.
особие ориентировано на специалистов экономико-гуманитарного профиля, в связи с чем <...>
Основы_теории_систем_и_системного_анализа.pdf
Основы_теории_систем_и_системного_анализа_(1).pdf
УДК 338.24 (075)
ББК 65.9(2)26.я73
К30
Ре це нз е н ты :
доктор педагогических наук, профессор
доктор философских наук, профессор
Качала В. В.
К30 Основы теории систем и системного анализа. Учебное
пособие для вузов. – 2-е изд., испр. – М.: Горячая линия –
Телеком, 2012. – 210 с.: ил.
ISBN 978-5-9912-0249-7.
Рассмотрены понятия системы и системного подхода,
вопросы целеобразования и моделирования, общесистемные
закономерности и классификации систем, подходы к их анализу
и проектированию.
Для студентов вузов, обучающихся по специальности
«Прикладная информатика (по областям)», а также студентов
и аспирантов экономических и других специальностей,
может быть полезным для широкого круга лиц, интересующихся
вопросами системного анализа.
ББК 65.9(2)26.я73
;
Учебное издание
Качала Вадим Васильевич
Основы теории систем и системного анализа
Учебное пособие для вузов
Обложка художника В. Г. Ситникова
Верстка Ю. Н. Чернышева
Подписано в печать 09.02.12. Формат 60×90/16.
Усл. изд. л. 13,12. Тираж 500 экз. (1-й завод 100 экз.) Изд. № 120249
ISBN 978-5-9912-0249-7
© В. В. Качала , 2007, 2012
© Издательство «Горячая линия–Телеком», 2012
А.
Г. о Аб еро вс
ш
В
.
А
.
Г
сикий
мов
Ад
р
ес и
з
д
а
т
е
л
ь
ств
а
в
Ин
т
е
р
н
ет
www.tech
b
o
o
k
.ru
Стр.2
DZ
DZ
DZ
DZ
DZ
Стр.3
DZ
DZ
DZ
DZ
DZ
Стр.4
DZ
DZ
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Стр.208
DZ
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Стр.209
DZ
DZ
DZ
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Стр.210