По “лестнице наук” – к искусству
PDF
ПРОБЛЕМЫ ЛОГИКИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ
Гершанский В.Ф. <...> Теория субатомных и субъядерных взаимодействий
Сидоров Г.Н., Шустова О.Б., Разумов В.И. <...> Наука и философия о развитии жизни
на Земле
Евдокимов Е.В. <...> Эволюция по Спенсеру: развитие иерархии в организации
материи путем поэтапной интеграции и последующей
дифференциации
Салтер Ф.К. <...> Этнические генетические интересы и биополитика
PDF
PDF
PDF
PDF
ИЗ ИСТОРИИ НАУКИ
Куперштох Н.А. <...> История и современное состояние химических институтов
Омска
PDF
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
Берлински Д. Эйнштейн <...> Вероятностные идеи в науке и философии
PDF
PDF
№ 4 (19)
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
2003
Общие проблемы философии науки
ПО “ЛЕСТНИЦЕ НАУК” – К ИСКУССТВУ <...> Этот ряд теперь принято называть иерархической лестницей наук. <...> Параллельное смещение границ наук
На III Всероссийский философский конгресс автором была представлена концепция параллельного смещения границ наук по их иерархической лестнице [6]. <...> Освоение нижележащими науками пограничных областей наук
вышележащих происходит в соответствии с принципом взаимной обусловленности развития и деградации [7]. <...> В результате экспансии нижележащих наук в пограничные области расположенных выше смежных наук как верхняя, так и нижняя граница каждой науки смещается в сторону усложнения объектов. <...> Сторонники
несводимости утверждают, что только нижележащие науки могут быть
выведены из вышележащих, обратное же в принципе невозможно. <...> Н.С.Имянитов
Проблему сводимости – несводимости существенно конкретизируют и проясняют изложенные выше представления о параллельном
смещении границ наук. <...> Концепцией о параллельном смещении границ наук на обозримый
период снимаются шокирующие многих ученых [16] представления
о поглощении одних наук другими: физики – математикой, химии –
физикой, биологии – химией, социологии – биологией. <...> Развитие лестницы наук вниз и вверх
Особый познавательный и прогностический интерес представляют
возможные <...>
Философия_науки_№4_2003.pdf
С о д е р ж а н и е
ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ НАУКИ
Имянитов Н.С. По “лестнице наук” – к искусству
PDF
ПРОБЛЕМЫ ЛОГИКИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ
Теория субатомных и субъядерных взаимодействий
Сидоров Г.Н., Шустова О.Б., Разумов В.И. Наука и философия о развитии жизни
на Земле
Евдокимов Е.В. Эволюция по Спенсеру: развитие иерархии в организации
материи путем поэтапной интеграции и последующей
дифференциации
Салтер Ф.К. Этнические генетические интересы и биополитика
PDF
PDF
PDF
PDF
ИЗ ИСТОРИИ НАУКИ
Куперштох Н.А. История и современное состояние химических институтов
Омска
PDF
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
Берлински Д. Эйнштейн и Гедель
PDF
Резников В., Винник Д., Сторожук А. Вероятностные идеи в науке и философии PDF
Г
е
р
ш
а
нс
к
ий
В
.
Ф
.
Стр.1
№ 4 (19)
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
2003
Общие проблемы философии науки
ПО “ЛЕСТНИЦЕ НАУК” – К ИСКУССТВУ
Н.С.Имянитов
Возникновение науки относят к VI в. до н.э. и связывают с появлением
в Древней Греции первых теоретических систем Фалеса и Демокрита
[1]. Уже у Аристотеля присутствует разделение науки на физику
(природа), этику (общество) и логику (мышление). В XVII в. Ф.Бэкон подразделял
знания на историю, поэзию и философию. Основы современной,
более детальной, классификации наук заложил К.Сен-Симон, затем
О.Конт в XIX в. систематизировал его идеи и составил “энциклопедический
ряд” из шести основных наук, расположив их в порядке уменьшения
абстрактности [2].
Этот ряд теперь принято называть иерархической лестницей наук.
Если не принимать во внимание некоторые разночтения [3], в современной
версии она выглядит так, как показано на схеме 1.
Социология
Биология
Химия
Физика
Математика
Схема 1. Иерархическая лестница наук
Иногда в иерархию не включали математику на том основании,
что у нее нет собственного предмета изучения, однако ее впечатляющие
успехи, например, в создании общей теории всех взаимодействий
[4] на основе применения идей симметрии и многомерности (10, 26
измерений!) или в описании Большого Взрыва при возникновении
© Имянитов Н.С., 2003
Стр.2
4
Н.С.Имянитов
Вселенной, следует отнести скорее к чистой математике, чем к теоретической
физике [5].
Рассмотрим возможные изменения в составе и структуре иерархической
лестницы наук, а также ее место в разных культурно-исторических
типах общества. Изложенное далее должно способствовать правильному
пониманию будущего каждой науки, ее возможностей, целей и задач,
более того – направлений и особенностей развития познания в целом
и места в нем человека.
Параллельное смещение границ наук
На III Всероссийский философский конгресс автором была представлена
концепция параллельного смещения границ наук по их иерархической
лестнице [6]. В результате развития каждой из наук становятся
все более сложными объекты, которые эта наука может эффективно
исследовать. Физика осваивает пограничные области химии,
химия – биологии. Так, химическая физика объяснила периодический
закон Менделеева, природу химической связи. Биологическая химия
изучает обмен веществ в живых организмах, она раскрыла устройство
и механизм действия генетического кода.
Освоение нижележащими науками пограничных областей наук
вышележащих происходит в соответствии с принципом взаимной обусловленности
развития и деградации [7]. В результате экспансии нижележащих
наук в пограничные области расположенных выше смежных
наук как верхняя, так и нижняя граница каждой науки смещается
в сторону усложнения объектов. Коротко говоря, происходит
параллельное (совместное) смещение наук [8].
Параллелизм в смещении наук не надо понимать слишком буквально:
смещение границ наук осуществляется не одновременно. “Физикализация”
химии происходила дважды: в XVII–XVIII вв. на основе успехов
классической механики и в XX в. в связи с достижениями квантовой механики.
В экспансии физико-химических наук в биологию было три
“волны”: в XVII–XVIII вв. эта экспансия происходила на основе успехов
классической механики, в XVIII–XIX вв. – в результате достижений
биохимии в области физиологии растений и животных,
а в XX в. – на основе развития молекулярной биологии, в особенности
благодаря успехам в выяснении химических основ генетики [9].
Неодновременность в смещении границ наук приводит к изменениям
в соотношении их содержаний, объемов. Может ли одна
Стр.3