6 В СТАРИННЫЙ живописный французский городок СенПольдеВанс приглашает писатель Владимир Малов. <...> 20 КАК шведский инженер Густав Лаваль продлил долгий «век пара»? <...> 5 9 июня 1781 года, 235 лет назад, родился Джордж Стефенсон, знаменитый английский изобретатель. <...> Кто же не знает, что он построил первый паровоз! <...> И вслед за Англией паровозы его конструкции появились и в других странах. <...> Таков и крошечный СенПольдеВанс неподалёку от Ниццы. <...> И сразу понима ешь, что СенПольдеВанс городок не толь ко живописный, но и древний. <...> Но как раз потому СенПольдеВанс начал строиться именно здесь, подобно многим со седним городкам. <...> Те перь уже он, опасаясь вражеского вторжения, распоря дился обнести маленький городок на холме мощной крепостной стеной и установить пушки. <...> Посмотришь и снова вспомнишь маленький чудесный французский горо док, в котором побывал когдато… Владимир МАЛОВ 10 ПОЧЕМУ МУЗЕЙ НАЗЫВАЕТСЯ МУЗЕЕМ Александрия, город, основанный в дельте Нила Алек сандром Македонским, славилась, как известно, знамени тым маяком, входившим в число семи древних чудес све та, и знаменитой Александрийской библиотекой — бога тейшим собранием папирусных свитков, равного которому не было во всём античном мире. <...> Но не все знают, что эта библиотека была составной частью Мусейона — храма муз, покровительниц наук и искусств. <...> Уже через несколько десятков лет Мусейон дей ствительно стал центром античной науки. <...> Имен но поэтому от названия Мусейон произошло слово «музей», вошедшее теперь едва ли не во все языки мира. <...> К то му же корпус его не только водонепрони цаем, но и изготовлен из материала, на котором не остаётся никаких царапин. <...> ЦАРСКОЕ СЕЛО Не каждый, кто едет на электричке из СанктПетербурга в пригородный Пушкин, осознаёт, что этот железнодорожный маршрут — самый настоящий музейный экспонат. <...> Поезд за 35 минут доставил их из Петербурга в Царское Село, как тогда назывался небольшой городок <...>
А_почему?__№6_2016.pdf
Лоррен — это не настоящее
имя французского художника
Клода Желле, а его прозвище, но
именно оно вошло в историю жи
вописи. Будущий художник по
лучил его, потому что родился
в Лотарингии (Lorrain); тогда
это было герцогство, ещё незави
симое от Франции. Однако Лор
рен считается французским ху
дожником, хотя большую часть
жизни он провёл в Италии,
уехав туда ещё в юности. У ита
льянских мастеров Лоррен учил
ся приёмам живописи, однако су
мел найти в искусстве собствен
ный самобытный путь.
В середине XVII века, когда
Лоррен уже был зрелым масте
ром, большинство художников
черпали сюжеты для своих кар
тин в античной мифологии,
библейских текстах или исто
рии. А Лоррена больше увлекала
природа, её яркие краски, свето
вые эффекты, порой неузнавае
мо изменяющие один и тот же
пейзаж. В изображении света
и воздуха Лоррену не было рав
ных, хотя и на его картинах
тоже часто изображались биб
лейские или мифические герои.
Таков, например, «Пейзаж с Ас
канием, стреляющим в оленя».
Но и здесь главным «героем» бы
ла природа.
Приглядитесь к картине, ко
торую вы видите на 2й стра
нице обложки. Фигурки людей,
пусть они и находятся на пер
вом плане, тоже словно бы толь
ко «присутствуют» на полот
не, но гораздо больше взгляд зри
теля привлекают морская гладь
и игра света, как бы тающего
в золотистой дымке. Великая
красота вечернего моря и неба
порождает удивительное ощу
щение покоя и умиротворённос
ти, царившее в природе в тот
миг, который мастерски запе
чатлел художник.
© «А почему?», 2016 г.
ГДЕ идут
алмазные дожди?
Стр. 4
Школьник Тим и всезнайка
из компьютера Бит продолжают своё
путешествие в мир ПАМЯТНЫХ ДАТ.
Стр. 6
В СТАРИННЫЙ
живописный французский
городок СенПольдеВанс
приглашает писатель
Владимир Малов.
Стр. 8
ПРОДОЛЖАЕМ летопись событий
Первой мировой войны.
Стр. 18
МОЖНО ЛИ опуститься
на дно морское внутри…
колокола?
Стр. 20
КАК шведский инженер
Густав Лаваль продлил долгий «век пара»?
Стр. 24
А ещё в этом номере «100 тысяч «почему?»,
«Со всего света», «Игротека»
и многие другие наши рубрики.
Пять тысяч ГДЕ,
семь тысяч КАК,
сто тысяч ПОЧЕМУ!
Редьярд Киплинг
Допущено Министерством образования и науки
Российской Федерации
к использованию в учебновоспитательном процессе
различных образовательных учреждений
1
Стр.3