Механизм создания комического в семиотически осложнённом тексте. <...> Сугубо вербальные произведения занимают все меньшее
место в коммуникации. <...> Изобразительный компонент получает равноправие с
вербальным, а иногда и превосходит его в силу своей огромной прагматической
ёмкости. <...> Это вызывает повышенный интерес современных учёных к
креолизованным текстам. <...> В данной работе мы обращаемся к исследованию карикатуры как вида
креолизованного текста. <...> Особенности карикатуры как «смехового» жанра (т. е.
жанра изобразительного искусства, вызывающего смех): а) создаётся с
помощью приёма преувеличения (обязательно в сторону низости); <...> б) представляет собой сочетание реального и иррационального; в) поучает,
воспитывает; г) осуждает, высмеивает; д) непременно создаёт комический
эффект [3]. <...> Преувеличение даёт автору возможность глубоко охарактеризовать
изображаемый тип: преувеличение отдельных черт, характерных признаков,
присущих сатирическим образам, создаёт условия для более полного
выражения социальной идеи. <...> Б. А. Успенский в своей работе «Язык и
коммуникационное пространство» замечает, что «комический текст описывает
преобразованную реальность, которая непосредственно соотносится с нашим
представлением о мире, выступая как результат определённой трансформации
этих представлений» [7, 174]. <...> Сила жанра карикатуры в том, что, приковывая к себе
внимание, он обращается не только к разуму и эстетическому воспитанию
человека, но и к свойственному большинству людей чувству юмора, то есть
создаёт комический эффект [6, 22]. <...> Чувство комического проявляется в
способности увидеть в привычном течении жизни нелепость, отказаться от
автоматизма восприятия действительности и посмотреть на обычные вещи под
неожиданным углом зрения [2, 24]. <...> Многообразие жизненных ситуаций,
отображённых в карикатуре, увеличивает пространство восприятия за счёт
воображения, а возможность использования приёмов комического увеличивает <...>