Воспитатель должен знать того, кого воспитывает, быть в курсе его физических и умственных особенностей; <...> Ибрахим Амини
1
(с) — здесь и далее по тексту сокращённая форма фразы: «Салла Аллаху ‘алейхи ва алихи!», что в переводе с арабского языка значит: «Да благословит Аллах его и род его!» <...> Имам Садик (‘а)3 на вопрос, какие действия являются наилучшими, сказал:
... <...> «О‘Али, да проклянёт Аллах тех родителей, которые
доводят своего ребёнка до непослушания!» <...> «Если тот, у кого есть дочь, даст ей хорошее воспитание, хорошее образование и облагодетельствует тем, чем облагодетельствовал его Аллах, то она спасёт его от ада»11. <...> Поскольку
родители стали причиной рождения детей, по закону и совести они обязаны стараться дать им хорошее
воспитание. <...> Если у них будет правильное воспитание, то
завтрашнее общество будет здоровым и развитым. <...> Если они будут стараться дать своим детям хорошее
воспитание, то в этом мире получат хороший результат, а если пренебрегут этим, то увидят плохие последствия. <...> «О ‘Али, да благословит Аллах тех родителей, которые
воспитывают своего ребёнка послушным им»18. <...> Избавиться от плохой привычки трудно, потому
это считается одним из лучших видов богослужения. <...> Иногда случается, что отец — воспитанный человек, заинтересованный в том, чтобы дать своему
ребёнку хорошее воспитание, а мать — не заинтересована в воспитании ребёнка (или наоборот). <...> Гарри Гуэрра в этом отношении пишет: «Только
в тех семьях, где родители единомышленны в вопросе воспитания и приводят свои требования в соответствие со своими действиями, создаются хорошие
условия для нормального развития психики малыша. <...> Поэтому ответственным родителям следует вначале исправить себя, и если в их характере или поведении есть недостатки, то устранить их. <...> Они должны
обогатиться хорошим нравом и поведением и только
после этого заводить детей и воспитывать их. <...> Джалали об этом пишет: «Только те смогут дать
правильное воспитание детям, кто в детстве <...>
Воспитание.pdf
ИБРАХИМ АМИНИ
ВОСПИТАНИЕ
ООО «Садра»
Москва
2012
Стр.1
УДК 28-75
ББК 86.38
А62
Амини, Ибрахим. Воспитание / Пер. с перс. Н. Мирзоев.
— М.: ООО «Садра», 2012. — 296 с.
ISBN 978-5-906016-01-0
Работа посвящена вопросам мусульманского воспитания и образования.
По
мнению автора книги, воспитание начинается с рождения
— и даже до этого — и продолжается в домашних условиях в тесном
контакте с родителями и другими членами семьи. В этом важном
процессе каждому из родителей или воспитателей, учителей
неизбежно приходится сталкиваться с определёнными трудностями:
как проводить свою воспитательную и образовательную деятельность,
как выбрать правильные методы воспитания и обучения, как
правильно решать педагогические ситуации, которые требуют особого
внимания, и как анализировать и оценивать результаты своей
педагогической деятельности.
Все эти и многие другие вопросы освещаются в книге в достаточно
простой и лёгкой манере. Автор объясняет образовательные
темы лёгким и доступным широкому кругу читателей языком.
УДК 28-75
ББК 86.38
УДК
ББК
ISBN
© ООО «Садра», 2012
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
ОСВЕДОМЛЁННОСТЬ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ . . . . . . . . .16
ПРАКТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20
ИЗБЕГАНИЕ РАЗНОГЛАСИЙ В СЕМЬЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24
НАЧАЛО МАТЕРИНСТВА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30
МАТЬ И ЕЁ ПИТАНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33
ВЛИЯНИЕ ПИТАНИЯ МАТЕРИ НА ЗДОРОВЬЕ ЭМБРИОНА . . . . . . . . . . .33
ВЛИЯНИЕ ПИТАНИЯ МАТЕРИ НА ХАРАКТЕР РЕБЁНКА . . . . . . . . . . . . . .35
РЕЖИМ ПИТАНИЯ МАТЕРИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .36
ОТКАЗ ОТ КУРЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .39
ЕСЛИ БЕРЕМЕННАЯ ЖЕНЩИНА ЗАБОЛЕЕТ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .40
ВЛИЯНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ МАТЕРИ НА РЕБЁНКА. . . . . . .42
НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ БЕРЕМЕННЫМ ЖЕНЩИНАМ . . . . . . . . . . . . . . .45
ЗАПРЕТ НА АБОРТ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .46
ТРУДНОСТИ ПРИ РОДАХ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .49
МАЛЬЧИК ИЛИ ДЕВОЧКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .52
ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .55
ГРУДНОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .57
МАТЕРИНСКОЕ МОЛОКО — НАИЛУЧШАЯ ПИЩА . . . . . . . . . . . . . . . . .57
МАТЕРИНСКОЕ МОЛОКО И ДРУГИЕ ПРОДУКТЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . .61
КОГДА НЕЛЬЗЯ КОРМИТЬ МЛАДЕНЦА МАТЕРИНСКИМ МОЛОКОМ . . . . .61
РЕЖИМ ГРУДНОГО ВСКАРМЛИВАНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .62
ЕСЛИ У МАТЕРИ НЕТ МОЛОКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .65
ОТЛУЧЕНИЕ ОТ ГРУДИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .66
ВЫБОР ИМЕНИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .67
3
Стр.3
ЧИСТОТА И ГИГИЕНА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
НЕ МЕШАЙТЕ СНУ И ОТДЫХУ МЛАДЕНЦА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74
САМЫЙ ВАЖНЫЙ В ЖИЗНИ ЭТАП . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74
МЛАДЕНЕЦ И НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
МЛАДЕНЕЦ И РЕЛИГИОЗНОЕ ВОСПИТАНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
ЧУВСТВО ЗАВИСИМОСТИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
НАЧАЛО ЭКСТРАВЕРСИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85
ЛЮБОВЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87
ПРОЯВЛЕНИЕ ЛЮБВИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91
НЕ ПРЕВРАЩАЙТЕ ЛЮБОВЬ В РЫЧАГ ДАВЛЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
НЕУМЕСТНОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ЛЮБВИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
ИЗБАЛОВАННЫЙ РЕБЁНОК . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97
СОСАНИЕ БОЛЬШОГО ПАЛЬЦА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .103
СТРАХ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .106
ВООБРАЖАЕМЫЕ (ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ) СТРАХИ . . . . . . . . . . . . . . . . .106
РАЗУМНЫЕ (РАЦИОНАЛЬНЫЕ) СТРАХИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .111
ИГРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .113
САМОВЫРАЖЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .123
ПОДРАЖАНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .126
ЛЮБОПЫТСТВО . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .130
НЕЗАВИСИМОСТЬ И ВЕРА В СЕБЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .136
СВОБОДА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .141
ДЕТСКОЕ УПРЯМСТВО И СВОЕНРАВИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .146
ТРУД И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .152
ПРАВДИВОСТЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .159
ВЕРНОСТЬ ОБЯЗАТЕЛЬСТВУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .165
СОБСТВЕННОСТЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .169
ЩЕДРОСТЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .172
КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД И ВЗАИМОПОМОЩЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .178
ГУМАННОСТЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .180
СПРАВЕДЛИВОСТЬ И РАВЕНСТВО . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .184
4
Стр.4
УВАЖЕНИЕ К ДЕТЯМ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .189
САМОПОЗНАНИЕ И ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .192
РЕБЁНОК И СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .194
УВАЖЕНИЕ К ЗАКОНУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .199
ВОСПИТАННОСТЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .200
ПРИСВОЕНИЕ ЧУЖОЙ СОБСТВЕННОСТИ И КРАЖА . . . . . . . . . . . . . . . .205
ЗАВИСТЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .210
ГНЕВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .216
ЗЛОСЛОВИЕ И СКВЕРНОСЛОВИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .221
СПЛЕТНИЧЕСТВО . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .224
ПРИДИРЧИВОСТЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .227
НЕУЖИВЧИВОСТЬ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .230
ХОРОШИЕ ДРУЗЬЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .237
РЕБЁНОК И РЕЛИГИОЗНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .243
РЕБЁНОК И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .247
РЕБЁНОК И СМИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .252
ПОЛОВОЙ ИНСТИНКТ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .256
ЧТЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .265
НЕПОЛНОЦЕННЫЕ ДЕТИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .271
НАКАЗАНИЕ ДЕТЕЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .274
1. ТЕЛЕСНЫЕ НАКАЗАНИЯ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .274
2. БЕСКОНТАКТНЫЕ НАКАЗАНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .279
ПОХВАЛА И ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .284
БИБЛИОГРАФИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .288
5
Стр.5