Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Статистика внешней торговли (190,00 руб.)

0   0
Первый авторКоновалова Г. Г.
АвторыЯросл. гос. ун-т
ИздательствоЯрГУ
Страниц161
ID200174
АннотацияПособие сформировано в соответствии с содержанием учебной дисциплины "Статистика внешней торговли". Оно следует логике курса и охватывает темы "Классификация экономической деятельности в статистике внешней торговли", "Организация внешнеторговой статистики", "Статистика внешней торговли товарами", "Экспорт и импорт услуг" и др. Для углубленного понимания теоретических вопросов включены тесты для самоконтроля и задачи для решения на практических занятиях, а также варианты расчетных заданий. Табл. 7. Библиогр.: 8 назв.
Кем рекомендованоНаучно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Мировая экономика
Кому рекомендованоПредназначено для студентов, обучающихся по специальности 060600 Мировая экономика (дисциплина "Статистика внешней торговли", блок СД), очной формы обучения.
ISBN978-5-8397-0489-3
УДК339.5
ББКУ051я73
Коновалова, Г. Г. Статистика внешней торговли : учеб. пособие / Яросл. гос. ун-т; Г. Г. Коновалова .— Ярославль : ЯрГУ, 2006 .— 161 с. — ISBN 5-8397-0489-Х .— ISBN 978-5-8397-0489-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/200174 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Сергеев; кафедра статистики и эконометрики МЭСИ Коновалова, Г.Г. Статистика внешней торговли: К 64 учебное пособие / Г.Г. Коновалова; Яросл. гос. ун-т. <...> Оно следует логике курса и охватывает темы "Классификация экономической деятельности в статистике внешней торговли", "Организация внешнеторговой статистики", "Статистика внешней торговли товарами", "Экспорт и импорт услуг" и др. <...> В своей сфере статистика внешней торговли выполняет две функции: первая - информационная, вторая - аналитическая (объяснительная) Информационная функция заключается в характеристике с помощью статистических данных сложившейся ситуации (количества товаров, их цены, таможенные пошлины и др.) <...> Главное, что изучает статистика внешней торговли: - экспорт страны; - импорт страны; - внешнеторговый оборот страны; - данные внешнеторговой статистики других стран. <...> Сплошному учету во внешней торговле подвергаются экспортируемые и импортируемые товары. <...> Международная статистика возникла в древности, т.е. из практических нужд отдельных государств. <...> В конце 19 - начале 20 века проведены международные конгрессы по развитию отдельных отраслей статистики: по гигиене и демографии, по страхованию от несчастных случаев и социальному страхованию, таможенный конгресс; проведены съезды по торговле и промышленности, по борьбе с безработицей, конференция по статистике внешней торговли. <...> Статистические органы Лиги наций начали проводить международные сопоставления. <...> После окончания Второй мировой войны к разработке рекомендаций по статистическому учету международной торговли с целью получения сопоставимой статистической информации подключаются новые международные организации. <...> В 1946 г. была учреждена Статистическая комиссия ООН, в 1948 было подписано Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), а в 1953 году создан Совет таможенного сотрудничества. <...> В 1997 году статистическая комиссия ООН одобрила вторую редакцию рекомендаций по вопросам <...>
Статистика_внешней_торговли_.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.156
Стр.157
Стр.158
Стр.159
Статистика_внешней_торговли_.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова Г.Г. Коновалова Статистика внешней торговли Учебное пособие Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Мировая экономика Ярославль 2006 1
Стр.1
УДК 339.5 ББК У 051я73 К 64 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2006 года Рецензенты: канд. экон. наук, доц. ВЗФИ В.П. Сергеев; кафедра статистики и эконометрики МЭСИ Коновалова, Г.Г. Статистика внешней торговли: К 64 учебное пособие / Г.Г. Коновалова; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2006. – 160 с. ISBN 5-8397-0489-Х (978-5-8397-0489-3) Пособие сформировано в соответствии с содержанием учебной дисциплины "Статистика внешней торговли". Оно следует логике курса и охватывает темы "Классификация экономической деятельности в статистике внешней торговли", "Организация внешнеторговой статистики", "Статистика внешней торговли товарами", "Экспорт и импорт услуг" и др. Для углубленного понимания теоретических вопросов включены тесты для самоконтроля и задачи для решения на практических занятиях, а также варианты расчетных заданий. Предназначено для студентов, обучающихся по специальности 060600 Мировая экономика (дисциплина "Статистика внешней торговли", блок СД), очной формы обучения. Табл. 7. Библиогр.: 8 назв. УДК 339.5 ББК У 051я73 © Ярославский государственный университет, 2006 ISBN 5-8397-0489-Х (978-5-8397-0489-3) 2 © Г.Г. Коновалова, 2006
Стр.2
Тема 1. Предмет, функции и основы методологии статистики внешней торговли 1. Особенности предмета и метода статистики внешней торговли Целью статистического наблюдения во внешней торговле является определение стоимостных объемов вывезенных и ввезенных товаров, их количественных и качественных показателей, географического распределения экспорта и импорта. Статистика внешней торговли является отраслевой статистикой. В своей сфере статистика внешней торговли выполняет две функции: первая - информационная, вторая - аналитическая (объяснительная) Информационная функция заключается в характеристике с помощью статистических данных сложившейся ситуации (количества товаров, их цены, таможенные пошлины и др.) Аналитическая функция – это установление тенденций и закономерностей изменения явлений с помощью статистических методов. Статистика изучает количественную сторону массовых общественных явлений. Предмет статистики внешней торговли состоит в определении количественных и качественных сторон явлений и процессов, происходящих во внешнеторговой деятельности. Главное, что изучает статистика внешней торговли: - экспорт страны; - импорт страны; - внешнеторговый оборот страны; - данные внешнеторговой статистики других стран. В основе метода статистики (способа, с помощью которого изучается предмет) лежат три последовательных этапа: 1) массовое статистическое наблюдение; 2) сводка и группировка статистических данных; 3) исчисление обобщающих показателей и их экономикостатистический анализ. 3
Стр.3
Содержание Тема 1. Предмет, функции и основы методологии статистики внешней торговли ....................................... 3 1. Особенности предмета и метода статистики внешней торговли ............................................................. 3 2. Основные этапы становления международной статистики ......................................................................... 4 3. История возникновения статистики внешней торговли .. 7 4. Основные международные статистические организации и публикации. Глобальная статистическая система ...... 9 Тема 2. Особенности статистического наблюдения в статистике внешней торговли ................................... 11 1. Объект наблюдения в статистике внешней торговли по методологии ООН. Сплошное и выборочное наблюдение в статистике внешней торговли ............... 11 2. Используемые первичные документы. Грузовая таможенная декларация .................................................. 14 3. Основные статистические публикации по внешней торговле ...................................................... 18 Тема 3. Классификация экономической деятельности в статистике внешней торговли ................................... 21 1. Значение и особенности метода группировки в статистике внешней торговли .................................... 21 2. Международные стандарты по статистике. Способы построения международных классификаций. Виды международных классификаторов ...................... 22 3. Классификации ООН ......................................................... 25 4. Международная стандартная классификация видов деятельности .................................................................... 27 5. Классификация благ и услуг потребительского назначения ....................................................................... 28 6. Классификации и номенклатуры товаров в статистике внешней торговли ........................................................... 29 156
Стр.156
7. Гармонизированная система описания и кодирования товаров ................................................... 31 8. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности .................................................................... 33 Тема 4. Организация внешнеторговой статистики ................. 35 1. Основные понятия внешней торговли: таможенный закон, таможенный тариф, тарификация, импортный список, лицензия ............................................................. 35 2. Основные виды внешнеторговых операций .................... 37 3. Сопоставимость данных о внешней торговле ................ 41 Тема 5.Статистика внешней торговли товарами ..................... 46 1. Общая и специальная система учета внешней торговли ........................................................... 46 2. Дата экспорта и импорта в статистическом учете внешней торговли ........................................................... 52 3. Основные показатели статистики внешней торговли товарами .......................................................................... 53 4. Статистическое изучение эффективности внешней торговли ........................................................................... 56 5. Система показателей деятельности внешнеторговых организаций ..................................................................... 62 Тема 6. Количественная и стоимостная оценка товаров во внешней торговле ...................................................... 65 1. Количественный учет экспортируемых и импортируемых товаров ............................................. 65 2. Статистическая стоимость. Оценка стоимости экспорта и импорта в РФ ................................................ 67 3.Таможенная стоимость и методы ее определения .......... 69 Тема 7. Статистическое изучение географического распределения внешнеторгового оборота .................. 75 1. Понятие стран-контрагентов и методы их определения 75 2. Изучение географии внешней торговли по группам стран по методологии статистической комиссии ООН ................................................................ 78 3. Определение страны происхождения товара. Критерий существенной переработки .......................... 80 157
Стр.157
4. Правила определения происхождения товаров в статистике РФ ............................................................... 82 5. Сертификат о происхождении товара .............................. 86 Тема 8. Экспорт и импорт услуг .................................................. 88 1. Основные виды международных услуг ........................... 88 2. Поездки (туристические услуги) ...................................... 91 3. Страховые услуги .............................................................. 96 4. Строительные услуги ........................................................ 98 Тема 9. Методика оценки внешнеэкономической деятельности региона ................................................... 101 1. Значение и система показателей внешнеэкономической деятельности региона ................................................... 101 2. Общая оценка внешнеэкономической деятельности региона ........................................................................... 102 3. Оценка платежеспособности региона ............................ 104 4. Оценка общей конкурентоспособности региона и основных отраслей экономики ................................. 105 5. Оценка уровня специализации региона ......................... 106 Тема 10. Платежный баланс как инструмент статистического описания внешнеэкономической деятельности .................................................................. 108 1. Понятие и состав платежного баланса ........................... 108 2. Правила отражения операций в платежном балансе. Балансировка статей платежного баланса .................. 110 Тема 11. Паритеты покупательной способности валют в международных сопоставлениях ............................ 114 1. Задачи и организация международных сопоставлений ............................................................... 114 2. Виды международных сопоставлений ........................... 115 3. Требования к паритетам покупательной способности валют ....................................................... 116 4. Методы расчета ППС ...................................................... 118 Литература ..................................................................................... 122 Тесты для самоподготовки ......................................................... 123 Задачи для самостоятельного решения .................................... 137 158
Стр.158
Индивидуальное задание ............................................................ 142 Приложения ................................................................................... 143 Приложение 1. Внешнеэкономическая деятельность регионов Центрального Федерального округа РФ .... 143 Приложение 2. Индексы основных социальноэкономических показателей в 2003 г. ......................... 144 Приложение 3. Матрица коэффициентов парной корреляции .................................................................... 145 Приложение 4. Основные социально-экономические показатели по Российской Федерации ........................ 146 Приложение 5. Внешнеторговый оборот Российской Федерации за 2001-2005 г. ........................................... 147 Приложение 6. Официальный курс доллара США по отношению к рублю (на конец периода, рублей за 1 доллар по данным Банка России) ............ 150 Приложение 7. Официальный ЕВРО по отношению к рублю (на конец периода, рублей за 1 ЕВРО по данным Банка России) ............................................. 151 Приложение 8. Доля экспорта в производстве важнейших товаров В Российской Федерации (в процентах) ................................................................. 152 Приложение 9. Основные экспортные товары России в 2004-2005 гг. (в процентах к итогу) ......................... 153 Приложение 10. Соотношение экспортных и внутренних цен производителей промышленной продукции в отдельные месяцы 2005 г. (в процентах) ................. 154 Приложение 11. Удельный вес стран СНГ в экспорте отдельных видов энергоресурсов из России (в процентах к итогу) .................................................... 154 Приложение 12. Импорт основных потребительских товаров в 2004-2005 гг. ................................................ 155 159
Стр.159

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.