Сергеев;
кафедра статистики и эконометрики МЭСИ
Коновалова, Г.Г. Статистика внешней торговли:
К 64 учебное пособие / Г.Г. Коновалова; Яросл. гос. ун-т. <...> Оно следует логике курса и охватывает темы "Классификация экономической деятельности в статистике внешней
торговли", "Организация внешнеторговой статистики",
"Статистика внешней торговли товарами", "Экспорт и
импорт услуг" и др. <...> В своей сфере статистика внешней торговли выполняет две
функции:
первая - информационная,
вторая - аналитическая (объяснительная)
Информационная функция заключается в характеристике с
помощью статистических данных сложившейся ситуации (количества товаров, их цены, таможенные пошлины и др.) <...> Главное,
что изучает статистика внешней торговли:
- экспорт страны;
- импорт страны;
- внешнеторговый оборот страны;
- данные внешнеторговой статистики других стран. <...> Сплошному
учету во внешней торговле подвергаются экспортируемые и импортируемые товары. <...> Международная статистика возникла в древности, т.е. из
практических нужд отдельных государств. <...> В конце 19 - начале 20 века проведены международные конгрессы по развитию отдельных отраслей статистики: по гигиене и
демографии, по страхованию от несчастных случаев и социальному страхованию, таможенный конгресс; проведены съезды по
торговле и промышленности, по борьбе с безработицей, конференция по статистике внешней торговли. <...> Статистические органы Лиги наций начали проводить международные
сопоставления. <...> После окончания Второй мировой войны к разработке рекомендаций по статистическому учету международной торговли с
целью получения сопоставимой статистической информации
подключаются новые международные организации. <...> В 1946 г. была учреждена Статистическая комиссия ООН, в 1948 было подписано Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), а
в 1953 году создан Совет таможенного сотрудничества. <...> В 1997 году статистическая комиссия ООН одобрила вторую
редакцию рекомендаций по вопросам <...>
Статистика_внешней_торговли_.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Г.Г. Коновалова
Статистика внешней торговли
Учебное пособие
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета для студентов,
обучающихся по специальности Мировая экономика
Ярославль 2006
1
Стр.1
УДК 339.5
ББК У 051я73
К 64
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2006 года
Рецензенты:
канд. экон. наук, доц. ВЗФИ В.П. Сергеев;
кафедра статистики и эконометрики МЭСИ
Коновалова, Г.Г. Статистика внешней торговли:
К 64
учебное пособие / Г.Г. Коновалова; Яросл. гос. ун-т. –
Ярославль : ЯрГУ, 2006. – 160 с.
ISBN 5-8397-0489-Х (978-5-8397-0489-3)
Пособие сформировано в соответствии с содержанием
учебной дисциплины "Статистика внешней торговли".
Оно следует логике курса и охватывает темы "Классификация
экономической деятельности в статистике внешней
торговли", "Организация внешнеторговой статистики",
"Статистика внешней торговли товарами", "Экспорт и
импорт услуг" и др. Для углубленного понимания теоретических
вопросов включены тесты для самоконтроля и
задачи для решения на практических занятиях, а также
варианты расчетных заданий.
Предназначено для студентов, обучающихся по специальности
060600 Мировая экономика (дисциплина "Статистика
внешней торговли", блок СД), очной формы обучения.
Табл.
7. Библиогр.: 8 назв.
УДК 339.5
ББК У 051я73
© Ярославский
государственный
университет, 2006
ISBN 5-8397-0489-Х (978-5-8397-0489-3)
2
© Г.Г. Коновалова, 2006
Стр.2
Тема 1. Предмет, функции и основы
методологии статистики внешней торговли
1. Особенности предмета и метода
статистики внешней торговли
Целью статистического наблюдения во внешней торговле является
определение стоимостных объемов вывезенных и ввезенных
товаров, их количественных и качественных показателей,
географического распределения экспорта и импорта.
Статистика внешней торговли является отраслевой статистикой.
В своей сфере статистика внешней торговли выполняет две
функции:
первая - информационная,
вторая - аналитическая (объяснительная)
Информационная функция заключается в характеристике с
помощью статистических данных сложившейся ситуации (количества
товаров, их цены, таможенные пошлины и др.)
Аналитическая функция – это установление тенденций и закономерностей
изменения явлений с помощью статистических
методов.
Статистика изучает количественную сторону массовых общественных
явлений.
Предмет статистики внешней торговли состоит в определении
количественных и качественных сторон явлений и процессов,
происходящих во внешнеторговой деятельности. Главное,
что изучает статистика внешней торговли:
- экспорт страны;
- импорт страны;
- внешнеторговый оборот страны;
- данные внешнеторговой статистики других стран.
В основе метода статистики (способа, с помощью которого
изучается предмет) лежат три последовательных этапа:
1) массовое статистическое наблюдение;
2) сводка и группировка статистических данных;
3) исчисление обобщающих показателей и их экономикостатистический
анализ.
3
Стр.3
Содержание
Тема 1. Предмет, функции и основы методологии
статистики внешней торговли ....................................... 3
1. Особенности предмета и метода статистики
внешней торговли ............................................................. 3
2. Основные этапы становления международной
статистики ......................................................................... 4
3. История возникновения статистики внешней торговли .. 7
4. Основные международные статистические организации
и публикации. Глобальная статистическая система ...... 9
Тема 2. Особенности статистического наблюдения
в статистике внешней торговли ................................... 11
1. Объект наблюдения в статистике внешней торговли
по методологии ООН. Сплошное и выборочное
наблюдение в статистике внешней торговли ............... 11
2. Используемые первичные документы. Грузовая
таможенная декларация .................................................. 14
3. Основные статистические публикации
по внешней торговле ...................................................... 18
Тема 3. Классификация экономической деятельности
в статистике внешней торговли ................................... 21
1. Значение и особенности метода группировки
в статистике внешней торговли .................................... 21
2. Международные стандарты по статистике. Способы
построения международных классификаций.
Виды международных классификаторов ...................... 22
3. Классификации ООН ......................................................... 25
4. Международная стандартная классификация видов
деятельности .................................................................... 27
5. Классификация благ и услуг потребительского
назначения ....................................................................... 28
6. Классификации и номенклатуры товаров в статистике
внешней торговли ........................................................... 29
156
Стр.156
7. Гармонизированная система описания
и кодирования товаров ................................................... 31
8. Товарная номенклатура внешнеэкономической
деятельности .................................................................... 33
Тема 4. Организация внешнеторговой статистики ................. 35
1. Основные понятия внешней торговли: таможенный
закон, таможенный тариф, тарификация, импортный
список, лицензия ............................................................. 35
2. Основные виды внешнеторговых операций .................... 37
3. Сопоставимость данных о внешней торговле ................ 41
Тема 5.Статистика внешней торговли товарами ..................... 46
1. Общая и специальная система учета
внешней торговли ........................................................... 46
2. Дата экспорта и импорта в статистическом учете
внешней торговли ........................................................... 52
3. Основные показатели статистики внешней торговли
товарами .......................................................................... 53
4. Статистическое изучение эффективности внешней
торговли ........................................................................... 56
5. Система показателей деятельности внешнеторговых
организаций ..................................................................... 62
Тема 6. Количественная и стоимостная оценка товаров
во внешней торговле ...................................................... 65
1. Количественный учет экспортируемых
и импортируемых товаров ............................................. 65
2. Статистическая стоимость. Оценка стоимости
экспорта и импорта в РФ ................................................ 67
3.Таможенная стоимость и методы ее определения .......... 69
Тема 7. Статистическое изучение географического
распределения внешнеторгового оборота .................. 75
1. Понятие стран-контрагентов и методы их определения 75
2. Изучение географии внешней торговли
по группам стран по методологии статистической
комиссии ООН ................................................................ 78
3. Определение страны происхождения товара.
Критерий существенной переработки .......................... 80
157
Стр.157
4. Правила определения происхождения товаров
в статистике РФ ............................................................... 82
5. Сертификат о происхождении товара .............................. 86
Тема 8. Экспорт и импорт услуг .................................................. 88
1. Основные виды международных услуг ........................... 88
2. Поездки (туристические услуги) ...................................... 91
3. Страховые услуги .............................................................. 96
4. Строительные услуги ........................................................ 98
Тема 9. Методика оценки внешнеэкономической
деятельности региона ................................................... 101
1. Значение и система показателей внешнеэкономической
деятельности региона ................................................... 101
2. Общая оценка внешнеэкономической деятельности
региона ........................................................................... 102
3. Оценка платежеспособности региона ............................ 104
4. Оценка общей конкурентоспособности региона
и основных отраслей экономики ................................. 105
5. Оценка уровня специализации региона ......................... 106
Тема 10. Платежный баланс как инструмент
статистического описания внешнеэкономической
деятельности .................................................................. 108
1. Понятие и состав платежного баланса ........................... 108
2. Правила отражения операций в платежном балансе.
Балансировка статей платежного баланса .................. 110
Тема 11. Паритеты покупательной способности валют
в международных сопоставлениях ............................ 114
1. Задачи и организация международных
сопоставлений ............................................................... 114
2. Виды международных сопоставлений ........................... 115
3. Требования к паритетам покупательной
способности валют ....................................................... 116
4. Методы расчета ППС ...................................................... 118
Литература ..................................................................................... 122
Тесты для самоподготовки ......................................................... 123
Задачи для самостоятельного решения .................................... 137
158
Стр.158
Индивидуальное задание ............................................................ 142
Приложения ................................................................................... 143
Приложение 1. Внешнеэкономическая деятельность
регионов Центрального Федерального округа РФ .... 143
Приложение 2. Индексы основных социальноэкономических
показателей в 2003 г. ......................... 144
Приложение 3. Матрица коэффициентов парной
корреляции .................................................................... 145
Приложение 4. Основные социально-экономические
показатели по Российской Федерации ........................ 146
Приложение 5. Внешнеторговый оборот Российской
Федерации за 2001-2005 г. ........................................... 147
Приложение 6. Официальный курс доллара США
по отношению к рублю (на конец периода,
рублей за 1 доллар по данным Банка России) ............ 150
Приложение 7. Официальный ЕВРО по отношению
к рублю (на конец периода, рублей за 1 ЕВРО
по данным Банка России) ............................................. 151
Приложение 8. Доля экспорта в производстве
важнейших товаров В Российской Федерации
(в процентах) ................................................................. 152
Приложение 9. Основные экспортные товары России
в 2004-2005 гг. (в процентах к итогу) ......................... 153
Приложение 10. Соотношение экспортных и внутренних
цен производителей промышленной продукции
в отдельные месяцы 2005 г. (в процентах) ................. 154
Приложение 11. Удельный вес стран СНГ в экспорте
отдельных видов энергоресурсов из России
(в процентах к итогу) .................................................... 154
Приложение 12. Импорт основных потребительских
товаров в 2004-2005 гг. ................................................ 155
159
Стр.159