Сущностные характеристики индивидуализации
образования и пути ее реализации______________________
27-45 <...> Опыт проектирования и реализации индивидуальных
образовательных маршрутов студентов в вузе_______________
88-124 <...> В связи
с
этим
проблема
индивидуализации образовательного процесса в вузе существенно
актуализировалась. <...> В современной педагогической науке имеется необходимая
совокупность знаний для постановки и решения проблем, связанных с
индивидуализацией образования в вузе. <...> Раскрыты теоретические основы
индивидуализации образования (Г.З. Алибекова, М.М. Анцибор, А.А.
Аукум, А.А. Бударный, А.А. Кирсанов, Г.Н. Кондратенко, Т.М.
Николаева, Н.В. Промоторова, А.В. Рудковская, И.Э. Унт и другие),
однако, в этих исследованиях не поднимался вопрос о проектировании
индивидуальных образовательных маршрутов. <...> Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына и другие); обозначены подходы к
пониманию и разработке образовательных программ для вуза (Р.У.
Богданова, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына, и другие), однако, не
исследованы
процессы
проектирования
индивидуального
образовательного маршрута студента в вузе. <...> Сформулированы задачи, принципы, логика педагогического
проектирования, особенности проектирования индивидуальных
образовательных маршрутов учащихся в школе (В.С. Безрукова, С.В.
Воробьева, Е.С. Заир-Бек, В.Е. Радионов, Ю.Г. Татур, А.П. Тряпицына и
другие), однако, проектирование индивидуальных образовательных
маршрутов студентов в вузе не являлось предметом специального
изучения в этих исследованиях. <...> Общественная значимость и недостаточная теоретическая
разработанность указанной проблемы определили тему исследования:
«Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов
студентов в вузе». <...> Цель исследования: научно обосновать и практически реализовать
педагогический подход к включению студентов в проектирование и
реализацию индивидуальных образовательных маршрутов. <...> Включение студентов в проектирование своего индивидуального <...>
Диссертация_на_соискание_ученой_степени_кандидата_педагогических_наук_ПРОЕКТИРОВАНИЕ_ИНДИВИДУАЛЬНЫХ_ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ_МАРШРУТОВ_СТУДЕНТОВ_В_ВУЗЕ.pdf
-МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОМОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА
На правах рукописи
СОКОЛОВА МАРИЯ ЛЕОНИДОВНА
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ
13.00.01 - ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ
И ОБРАЗОВАНИЯ
Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических
наук
Научный руководитель –
доктор педагогических наук,
профессор Н.Ф. Радионова
Архангельск - 2001
Стр.1
-СОДЕРЖАНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ___________________________________________
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ
СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ
1. 1.Развитие высшего образования как предпосылка для
индивидуализации образовательного процесса в вузе______
1.2.Сущностные характеристики индивидуализации
образования и пути ее реализации______________________
1.3.Педагогический подход к проектированию индивидуальных
образовательных маршрутов студентов в вузе___________
Выводы по главе 1_____________________________________
ГЛАВА 2. ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ
(НА ПРИМЕРЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА)
2.1.Особенности образовательной среды, в которой
осуществлялась опытно-экспериментальная
работа_________________
3-8
9-26
27-45
45-62
63-65
66-88
2.2.Опыт проектирования и реализации индивидуальных
образовательных маршрутов студентов в вузе_______________ 88-124
2.3 .Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по
проектированию индивидуальных образовательных маршрутов
студентов в вузе _______________________________________ 124-147
Выводы по главе 2______________________________________ 148-149
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_______________________________________ 150-158
БИБЛИОГРАФИЯ____________________________________ 159-171
ПРИЛОЖЕНИЯ______________________________________ 172-192
Стр.2
-ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность
исследования. За долгие годы своего
существования система высшего образования России накопила богатый
опыт индивидуализации обучения студентов: программированный
подход, индивидуальные планы работы, спецкурсы, индивидуальная
исследовательская работа и другое. В современных политических и
социально-экономических условиях перед высшей школой поставлена
задача содействия личностно-профессиональному становлению
специалиста нового поколения. В связи с этим проблема
индивидуализации образовательного процесса в вузе существенно
актуализировалась. Благодаря диверсификации высшего образования
появились реальные возможности для ее решения в новой
образовательной ситуации.
Однако эмпирический опыт показывает, что эти возможности
реализуются далеко не полностью. Часто это связано с тем, что
преподаватели и студенты ни практически, ни психологически не
готовы к этой деятельности.
В современной педагогической науке имеется необходимая
совокупность знаний для постановки и решения проблем, связанных с
индивидуализацией образования в вузе. Раскрыты теоретические основы
индивидуализации образования (Г.З. Алибекова, М.М. Анцибор, А.А.
Аукум, А.А. Бударный, А.А. Кирсанов, Г.Н. Кондратенко, Т.М.
Николаева, Н.В. Промоторова, А.В. Рудковская, И.Э. Унт и другие),
однако, в этих исследованиях не поднимался вопрос о проектировании
индивидуальных образовательных маршрутов.
Разработана концепция личностно-ориентированного образования
(Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и другие), однако,
Стр.3
-исследованию
не подвергались технологии его осуществления
применительно к высшей школе.
Обоснованы концептуальные положения, связанные с развитием
высшего образования (Г.А. Бордовский, Б.С. Гершунский, Б.Б. Коссов,
Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына и другие); обозначены подходы к
пониманию и разработке образовательных программ для вуза (Р.У.
Богданова, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына, и другие), однако, не
исследованы процессы проектирования индивидуального
образовательного маршрута студента в вузе.
Сформулированы задачи, принципы, логика педагогического
проектирования, особенности проектирования индивидуальных
образовательных маршрутов учащихся в школе (В.С. Безрукова, С.В.
Воробьева, Е.С. Заир-Бек, В.Е. Радионов, Ю.Г. Татур, А.П. Тряпицына и
другие), однако, проектирование индивидуальных образовательных
маршрутов студентов в вузе не являлось предметом специального
изучения в этих исследованиях.
Общественная значимость и недостаточная теоретическая
разработанность указанной проблемы определили тему исследования:
«Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов
студентов в вузе».
Цель исследования: научно обосновать и практически реализовать
педагогический подход к включению студентов в проектирование и
реализацию индивидуальных образовательных маршрутов.
Объект исследования: индивидуализация образовательного
процесса в вузе.
Предмет исследования: проектирование индивидуальных
образовательных маршрутов студентов в вузе
Гипотеза исследования:
Стр.4