Л. Троцкий. О Леониде Андрееве
---------------------------------------------------------------------------Статья
из книги "Культура старого мира"
(Л. Троцкий. Сочинения. Том 20. Москва-Ленинград, 1926)
Оригинал находится здесь:Издание литературы в электронном виде
---------------------------------------------------------------------------Когда
присматриваешься к чисто вымытым и гладко выбритым физиономиям
рассказов, повестей и романов, которые делают толстыми наши "толстые"
журналы,
когда пробираешься сквозь
толпу наших молодых, подающих и
начинающих оправдывать надежды, небезызвестных, почтенных, маститых и
просто бездарных беллетристов, рождается мысль, что жизнь истощена,
исчерпана до дна великими мастерами образного слова, что не осталось у нее
явлений, комбинаций и положений, которые бы не подвергались уже творческой
переработке, что вся художественная литература обречена на имитации и
перепевы.
У лиц, на журнальных заставах критическую команду имеющих, естественно
вырабатывается поэтому недоверчиво брюзжащий тон по отношению ко всем
начинающим писателям: "видали!"..
Но приходит талант и кончиком своего пера поворачивает на несколько
градусов заношенные факты и явления жизни вокруг их оси, бросает на них луч
солнечного света с какой-нибудь неожиданной стороны, и приевшееся, набившее
беллетристическую оскомину кажется полным нового захватывающего содержания.
Большому таланту прощается даже молодость - преимущество в иных делах,
но не в литературе.
Вот почему, когда Леонид Андреев* прошел по литературному полю
молодыми, но тяжелыми шагами, почтенные аристархи и даже злостные зоилы, за
немногими исключениями, отчетливо приветствовали его своими критическими
алебардами.
/* Леонид Андреев. Рассказы. Издание второе. 1902. Книга посвящена
Алексею Максимовичу Пешкову.
И Леонид Андреев не затерялся в пестрой и все же однотонной толпе
своих "коллег". Он вышел со своим маленьким сборником в руках и сказал: я
сам по себе!
И читатель отличил его и потребовал второго издания.
В небольшом томике собрано шестнадцать рассказов. Первый из них
написан в июне 1899 года. Последний - в январе настоящего года. Рассказы,
разумеется, разного достоинства, но все в один голос свидетельствуют, что
г. Андреев "сам по себе". И свидетельство сие истинно.
Студент Сергей Петрович ("Рассказ о Сергее Петровиче"), которому не
удавалась жизнь, но удовлетворительно удалась смерть, особенно терзался
мыслью, что он только материал, только объект, только ступенька.
Приходят одни - художники, сильные и одаренные, и на Сергее Петровиче
создают себе славу. Они оголяют его душу и жизнь его души, они описывают
его горе так, чтобы люди плакали, и радость так, чтобы смеялись.
Приходят другие - критики и, пользуясь Сергеем Петровичем, как
анатомическим и психологическим препаратом, рассуждают по написанному
первыми, "откуда берутся такие, как он, и куда деваются, и учат, как нужно
поступать, чтобы вперед не было таких".
А он, Сергей Петрович, и для тех и для других только объект, только
материал, только ступенька.
Отойдем, однако, в сторону от несчастного ученика Ницше (Сергей
Петрович увлекался проповедью Заратустры) и поставим общий вопрос, можно ли
на основании писаний Леонида Андреева разрешать "публицистические"
проблемы: откуда берутся люди, подобные его героям? куда деваются? как
поступать, чтоб их не было? или, наоборот: чтоб их было больше?
Ответом на эти вопросы будет... "Молчание".
Что-то страшное врезалось в жизнь Веры во время ее пребывания в
столице, искалечило ее душу и отняло у нее радость существования. Безмолвно
изнывает она в родном доме. Ни перед отцом-священником, ни перед матерью
Стр.1