Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Педагогика и психология образования: опыт, проблемы, перспективы: материалы Международной научно- практической конференции 23 декабря 2011 года : в 2 ч. Ч. 2

0   0
АвторыЕгорова Наталья Николаевна
Издательство[Б.и.]
Страниц111
ID199835
АннотацияВ настоящем издании представлены материалы Международной научно-практической конференции ученых, преподавателей и специалистов, занимающихся разработкой актуальных вопросов психо- логопедагогического сопровождения субъектов образования. Рассматриваются актуальные проблемы состояния и перспектив развития системы образования, методологические и теоретические аспекты психолого-педагогического знания, вопросы концептуализации проблем социализации личности в онто- и дизонтогенезе.
Кому рекомендованоматериалы будут полезны тем, кто по характеру своей деятельности связан с психолого-педа- гогическим сопровождением личности в образовательном процес- се, а также преподавателям, студентам, представителям учреждений культуры и образования.
УДК378
ББК74.58
Педагогика и психология образования: опыт, проблемы, перспективы: материалы Международной научно- практической конференции 23 декабря 2011 года : в 2 ч. Ч. 2 / Н.Н. Егорова .— : [Б.и.], 2012 .— 111 с. — URL: https://rucont.ru/efd/199835 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Соликамский государственный педагогический институт» (СГПИ) Материалы Международной научно-практической конференции И ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: опыт, проблемы, перспективы 23 декабря 2011 года В 2 частях ЧАСТЬ 2 ПЕДАГОГИКА Соликамск СГПИ 2012 3 УДК 378 ББК 74.58 П 24 П 24 Педагогика и психология образования: опыт, проблемы, перспективы [Текст] : материалы Международной научнопрактической конференции 23 декабря 2011 года : в 2 ч. <...> УДК 378 ББК 74.58 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ КАФЕДРЫ ПСИХОЛОГИИ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ СГПИ Цель психологического сопровождения личности в образовательном процессе – содействие психическому здоровью, образовательным интересам и раскрытию индивидуальности участников образовательного процесса, личностному развитию и развитию профессиональной успешности, а также коррекции разного рода затруднений в личностном развитии и саморазвитии участников образовательного процесса через систему сопровождения. <...> Как отмечает М. Р. Битянова, сопровождение – это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития личности в ситуациях взаимодействия. <...> Кафедра психологии Соликамского государственного педагогического института была создана в июле 1998 г. путем реструктуризации кафедр педагогики и психологии и частных методик дошкольного и начального образования. <...> В декабре 2006 года данное структурное подразделение переименовано в кафедру психологии и коррекционной педагогики. <...> В настоящее время на кафеРекомендовано к изданию решением редакционно-издательского совета СГПИ от 20. <...> © ФГБОУ ВПО «Соликамский государственный педагогический институт», 2012 дре работают 10 штатных сотрудников <...>
Педагогика____и_психология____образования_____опыт,__проблемы,_перспективы__материалы____Международной_____научно-_практической____конференции____23_декабря___2011__года___в_2_ч._Ч._2_.pdf
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Соликамский государственный педагогический институт» (ÑÃÏÈ) Материалы Международной научно-практической конференции И ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: опыт, проблемы, перспективы 23 декабря 2011 года В 2 частях ЧАСТЬ 2 ПЕДАГОГИКА Соликамск СГПИ 2012
Стр.1
3 УДК 378 ББК 74.58 П 24 П 24 Педагогика и психология образования: опыт, проблемы, перспективы [Текст] : материалы Международной научнопрактической конференции 23 декабря 2011 года : в 2 ÷. ×. 2 / ФГБОУ ВПО «Соликамский государственный педагогический èíñòèòóò» ; Í. Í. Åãîðîâà, составление. – Соликамск : ÑÃÏÈ, 2012. – 220 ñ. В настоящем издании представлены материалы Международной научно-практической конференции ученых, преподавателей и специалистов, занимающихся разработкой актуальных вопросов психолого-педагогического сопровождения субъектов образования. Рассматриваются актуальные проблемы состояния и перспектив развития системы образования, методологические и теоретические аспекты психолого-педагогического знания, вопросы концептуализации проблем социализации личности в онто- и дизонтогенезе. Выражаем надежду, что настоящие материалы будут полезны тем, кто по характеру своей деятельности связан с психолого-педагогическим сопровождением личности в образовательном процессе, а также преподавателям, студентам, представителям учреждений культуры и образования. Авторы опубликованных материалов несут ответственность за подбор и точность приведенных фактов, цитат, статистических данных, собственных имен, географических названий и прочих сведений, а также за то, что в материалах не содержится данных, не подлежащих открытой публикации. УДК 378 ББК 74.58 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ КАФЕДРЫ ПСИХОЛОГИИ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ СГПИ Цель психологического сопровождения личности в образовательном процессе – содействие психическому здоровью, образовательным интересам и раскрытию индивидуальности участников образовательного процесса, личностному развитию и развитию профессиональной успешности, а также коррекции разного рода затруднений в личностном развитии и саморазвитии участников образовательного процесса через систему сопровождения. Как отмечает М. Р. Битянова, сопровождение – это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития личности в ситуациях взаимодействия. Система психологического сопровождения личности в образовательном процессе является необходимым компонентом образования. В рамках системы психологического сопровождения в вузе оказывается помощь следующим группам: преподавателям, студентам и их родителям. Кафедра психологии Соликамского государственного педагогического института была создана в июле 1998 г. путем реструктуризации кафедр педагогики и психологии и частных методик дошкольного и начального образования. В декабре 2006 года данное структурное подразделение переименовано в кафедру психологии и коррекционной педагогики. Кадровый потенциал кафедры. В настоящее время на кафеÐåêîìåíäîâàíî к изданию решением редакционно-издательского совета СГПИ от 20. 02. 2012 ã. Протокол ¹ 34. © ФГБОУ ВПО «Соликамский государственный педагогический институт», 2012 дре работают 10 штатных сотрудников, из них 6 человек – кандидаты наук, 3 человека – оканчивают аспирантуру, 1 человек – отличник народного просвещения. Штатными совместителями являются 2 доктора психологических наук. На кафедре проводится одно фундаментальное исследование и исследование по гранту в соответствии с тематическими планами МОиН РФ.
Стр.2
4 Кафедра психологии и коррекционной педагогики ведет активное сотрудничество с различными образовательными учреждениями Верхнекамья, такими как: СКОШ V вида для детей с тяжелыми нарушениями речи г. Березники, Реабилитационный центр г. Березники, Пермский государственный педагогический университет кафедра логопедии, МДОУ «Детский сад № 17», г. Соликамск, ЦРТДЮ № 1, г. Соликамск, МКДЦ «Психолого-медико-педагогическая комиссия», г. Соликамск, НДОУ «ЦРР «Соликамскбумпром» Детский сад №45», «ЦРР «Соликамскбумпром» Детский сад № 22», МАДОУ «Детский сад №28», МДОУ «Детский сад №32». Инновационно-коммерческая деятельность кафедры. За последние 4 года кафедрой проведено более 30 курсов повышения квалификации, в которых приняли участие около 800 человек. Кроме того, каждый год осуществляется профессиональная переподготовка на базе высшего образования по специальности «Логопедия», а также ведется дополнительная специализация «Психологическое консультирование» для студентов специальности «Педагогика и психология». Количество студентов, привлеченных за 5 лет к работе по научной теме кафедры, – более 300 человек, которые принимают участие в работе проблемных групп, имеют студенческие публикации, являются участниками олимпиад и конкурсов научных работ. Количество привлеченных Год 2006 2007 2008 2009 2010 Средства Минобрнауки – – – – – ИТОГО – Средства РГНФ – – – Средства хоздоговоров 208 000 193 700 100 600 100 316 500 100 327 000 200 1 145 800 Средства из äð. источников Собственные средства Всего, тыс. руб. 6 000 214 000 8 000 201 700 29 000 129 600 31 000 447 500 32 000 459 000 106 000 1 451 800 5 Результаты научной и учебно-методической деятельности членов кафедры отражены в различного рода публикациях. За пятилетний период ППС кафедры было опубликовано: • Монографии, в том числе коллективные – 6. • Статьи в научных (рекомендованных ВАК) и научно-методических журналах – 11. • Статьи, отправленные на международные конференции, – 45. • Статьи, отправленные на Всероссийские и региональные конференции, – 71. • Учебно-методические пособия – 17. Специалисты кафедры в рамках реализации научной темы «Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса» руководствуются следующими положениями: • сопровождение – это следование за естественным развитием личности на данном возрастном и социокультурном этапе онтогенеза; • сопровождение – это создание условий для самостоятельного творческого освоения субъектом системы отношений с миром; • сопровождение – создание в рамках объективно данной личности социально-педагогической среды условий для ее максимального в данной ситуации личностного развития и обучения; • сопровождение – это сотрудничество педагога и психолога по созданию стратегии сопровождения, при котором педагог ее реализует, а психолог помогает педагогу «настроить» процесс обучения и общение на конкретных учеников и воспитанников (М. Р. Битянова). Перспективы работы кафедры психологии и коррекционной педагогики на 5 лет. I. Учебно-методическая работа: • завершить корректировку учебных программ и УМК по всем направлениям бакалавриата; • активизировать подготовку преподавателями кафедры учебнометодических материалов и пособий по дисциплинам кафедры; • начать тематическое оформление аудиторий психологического факультета с привлечением к этой деятельности студентов.
Стр.3
6 II. Кадровая политика кафедры: • обеспечить успешное завершение диссертационных исследований преподавателями кафедры; • продолжить работу по повышению квалификации преподавателей кафедры по направлениям практической психологии и коррекционной педагогики. III. Научная работа: • активизировать работу преподавателей по участию в грантах, фундаментальных исследованиях и научных конкурсах; • активизировать работу по написанию монографий по индивидуальным научным темам преподавателей. IV. Воспитательная, внеаудиторная работа со студентами по следующим направлениям: • разработка программы по социально-психологической адаптации и программы повышения мотивации учения первокурсников; • систематическое проведение мастер-классов для студентов по различным специальностям и направлениям; • активное привлечение студентов к участию в различных конференциях, конкурсах студенческих работ, Всероссийских студенческих олимпиадах; • продолжение проведения ежегодной олимпиады для студентов СГПИ по психологии и коррекционной педагогике. V. Работа с образовательными учреждениями: • расширить количество направлений работы с образовательными учреждениями с заключением договоров о сотрудничестве; • активизировать сотрудничество и расширить его формы с профильными кафедрами различных вузов. VI. Хоздоговорная деятельность кафедры Расширить внебюджетную деятельность кафедры: • подготовить необходимую базу и начать работу «Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции»; • расширить тематику курсов повышения квалификации с учетом потребностей и запросов образовательных учреждений и населения Верхнекамья; • начать работу по разработке и внедрению платных специализаций «Логопедическая работа в дошкольных образовательных 7 учреждениях», «Логопедическая ритмика», «Методика развития и коррекции речи», «Коррекционно-педагогическая работа с детьми с проблемами в развитии», «Практическая психология», «Психологическое консультирование», «Социально-психологическое консультирование населения»; • продолжать проведение по запросам студентов различных семинаров-тренингов и тренингов личностного и профессионального роста.
Стр.4
8 Н. М. Мазунина ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГТ ____________________ В связи с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в настоящее время перед всеми дошкольными образовательными учреждениями стоит задача по разработке новых основных общеобразовательных программ. Федеральные государственные требования (далее ФГТ) устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями (далее ДОУ), имеющими государственную аккредитацию [1, с.1]. Новые представления о содержании и организации дошкольного образования, предложенные в ФГТ, заключаются в следующем: 1) если раньше в большинство комплексных программ были включены разделы, которые соответствовали определенным учебным дисциплинам или предметам, то теперь речь идет о совокупности образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»; 2) акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность» и т.п.; 3) решение поставленных целей и задач предлагается: – с помощью построения образовательного процесса в соответствии с комплексно-тематическим принципом и принципом интеграции образовательных областей; – в совместной деятельности взрослого и детей (непосредственно образовательная деятельность и деятельность 9 в ходе режимных моментов), самостоятельной деятельности детей, во взаимодействии с семьями дошкольников. Отказ от учебной модели организации пребывания воспитанников в детском саду требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы, которые бы позволяли образовывать (обучать, воспитывать, развивать) дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. В первую очередь ФГТ определяют структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которая рассматривается в ФГТ как модель организации образовательного процесса, ориентированного на личность воспитанника, которая учитывает вид ДОУ и приоритетные направления его деятельности. Программа должна определять содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и быть направлена на: – формирование их общей культуры; – развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств; – формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность; – сохранение и укрепление здоровья; – коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии [1, ñ. 1]. В соответствии с ФГТ основная образовательная программа каждого ДОУ должна состоять из: 1) обязательной части; 2) части, формируемой участниками образовательного процесса. Обязательные программы дошкольного образования существуют не во всех странах. В некоторых – министерства образования определяют основные направления работы детского сада, а педагоги уже сами выстраивают свои программы, в других – педагоги вообще решают большую часть образовательных проблем самостоятельно. Наше дошкольное образование прошло путь от единой обязательной программы в советское время до невероятного разнообразия программ в 90-е годы. Можно сказать, что программы дошкольного образования в большой степени отражают изменения, происходящие в стране и в обществе.
Стр.5