Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Педагогические науки

Педагогические науки №6 2011 (180,00 руб.)

0   0
Страниц252
ID197608
АннотацияПедагогические науки
Педагогические науки .— Москва : Спутник+ .— 2011 .— №6 .— 252 с. — URL: https://rucont.ru/efd/197608 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Педагогические науки, № 6, 2011 Общая педагогика, история педагогики и образования Абдуазизова В.В., соискатель Узбекского научно-исследовательского института педагогических наук им. <...> Т.Н. Кары Ниязи ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО И ЕГО РОЛЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ И ЛИЧНОСТНОМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ В статье идет речь о развитии творческих способностей и совершенствовании профессиональных качеств будущих инженер-педагогов. <...> Педагогическое творчество – глубоко осознанный и систематический поиск учителем или воспитателем более совершенных эффективных методов, средств и форм организации учебно-воспитательной работы с учащимися. <...> Педагогическое творчество – это не только поиск и нахождение нового в своей профессиональной деятельности. <...> Педагогическое творчество педагога проявляется в стремлении к непрерывной творческой актуализации своего творческо-педагогического потенциала, своих творческих способностей в педагогической деятельности. <...> Педагогу необходим креатив – способность создавать новое, оригиналь10 Педагогические науки, № 6, 2011 ное, способность принимать нестандартные решения. <...> Определим требования к педагогическому творчеству: вдохновение, творческий настрой; чувство нового; целеустремленность, организованность, требовательность, конкретность; последовательность, настойчивость, принципиальность; любовь к детям и педагогическому труду; педагогическая интуиция; педагогический такт; оптимизм; творческий подход к своей работе; профессиональные знания (психологии, педагогики, своего предмета, его методики); педагогические способности (общительность, наблюдательность, эмоциональная стабильность, прогнозирование и др.); педагогическая технология и техника (техника речи, панто11 Педагогические науки, № 6, 2011 мимическая техника, техника воздействия, техника контактного взаимодействия, управление собой); владение высоким уровнем педагогического мастерства; потребность в профессионально-творческом <...>
Педагогические_науки_№6_2011.pdf
Педагогические науки, № 6, 2011 Общая педагогика, история педагогики и образования Абдуазизова В.В., соискатель Узбекского научно-исследовательского института педагогических наук им. Т.Н. Кары Ниязи ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО И ЕГО РОЛЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ И ЛИЧНОСТНОМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ В статье идет речь о развитии творческих способностей и совершенствовании профессиональных качеств будущих инженер-педагогов. Ключевые слова: творчество, личность, совершенствование, инженер-педагоги, компонент, творческая деятельность, мышление. PEDAGOGICAL CREATIVITY AND ITS ROLE IN PROFESSIONAL AND PERSONAL PERFECTION The given article is about development of creative abilities and perfection of professional qualities of future engineers-teachers. Keywords: creativity, personality, perfection, engineers-teachers, a component, creative activity, thinking. Творчество – мышление в его высшей форме, выходящее за пределы требуемого для решения возникшей задачи уже известными способами. Творчество при доминировании в процессе мышления проявляется как воображение. Будучи компонентом цели и способа деятельности, оно поднимает ее до уровня творческой деятельности как обязательного условия мастерства и инициативы. Творчество при различных степенях его выраженности может проявляться в любом виде деятельности и связано с иерархией переживаний – от интереса через увлечение и вдохновение до озарения. При высшем проявлении творчества в сознании доминирует вдохновение, вплоть до озарения, в личности – потребность деятельности, а в деятельности – стремление к достижению новых, ранее не ставившихся целей, новыми, ранее не апробированными средствами. Педагогическое творчество – глубоко осознанный и систематический поиск учителем или воспитателем более совершенных эффективных методов, средств и форм организации учебно-воспитательной работы с учащимися. Творчество проявляется в педагогической деятельности и связано с иерархией переживаний – от интереса через увлечение и вдохновение до озарения. Потребность в деятельности – стремление к достижению новых, ранее не ставившихся целей, новыми, ранее не апробированными средствами. Педагогическое творчество – это не только поиск и нахождение нового в своей профессиональной деятельности. Оно заключается в многообразных формах и способах педагогическо-творческой самореализации личности педагога, а, следовательно, может рассматриваться как процесс проявления, формирования, развития и совершенствования универсально-оригинальных способностей. Это еще и реализация потребности педагога в самоактуализации и самореализации – ведущей базовой потребности личности. Педагогическое творчество педагога проявляется в стремлении к непрерывной творческой актуализации своего творческо-педагогического потенциала, своих творческих способностей в педагогической деятельности. Это еще и желание осознать и принять свою уникальность, оригинальность и неповторимость в педагогической миссии, доказать свое призвание и предназначение быть учителем (педагогом). Творческий характер педагогической деятельности – это постоянный поиск решения сложных педагогических задач. Педагогу необходим креатив – способность создавать новое, оригиналь10
Стр.1
Педагогические науки, № 6, 2011 ное, способность принимать нестандартные решения. Обычно выделяют несколько уровней педагогического творчества: 1) репродуктивный – уровень воспроизведения готовых рекомендаций, освоения того, что создано другими; 2) уровень оптимизации, характеризующийся умелым выбором и целесообразным сочетанием известных методов и форм обучения; 3) эвристический уровень – поиск нового, обогащение известного своими собственными находками; 4) исследовательский, личностно-самостоятельный – педагог сам продуцирует идеи и конструирует педагогический процесс, создает новые способы педагогической деятельности, соответствующие его творческой индивидуальности. Идеи педагогического творчества: • дидактические: в усвоении учебного материала, использовании наглядности, свободном выборе учащимися заданий, видов и способов деятельности, стимулировании учащихся к само- и взаимоанализу; • воспитательные: учение без принуждения, коллективная творческая деятельность, личностный подход к ученику, поощрение его самостоятельности, субъектсубъектный характер общения. Идеи педагогического творчества реализуются через технологии. Педагогическая деятельность близка художественной следующими параметрами: созиданием, творческими процессами; вдохновением, озарением, интуицией; артистичностью и сценичностью; владением своей личностью как главным инструментом в педагогике. Педагогическое творчество можно сравнить с поэтическим: в нем столько прекрасного, связанного с самым высоким явлением в мире – человеком. В творческо-педагогической деятельности есть свои нормы, правила и условия: творчество педагога должно быть прогрессивным, творческо-инновационным, самосозидательным и саморазвивающим, ведущим к самоудовлетворению. В педагогическом творчестве должна быть своя позиция, свои установки и четко осознанная направленность. Важно, чтобы в педагогическо-творческом труде сочетались: заинтересованность, увлеченность, чувство долга, ответственность перед обществом. А девиз в творческо-педагогическом труде следующий: «Хочу – надо – могу = трудно – преодолимо = прекрасно – радостно = удовлетворение = социальное чувство глубоко бескорыстного характера». Мощной предпосылкой развития педагогического творчества является осознание педагогом общественного смысла своего творческого труда. Творческий характер педагогической деятельности создает предпосылки для удовлетворения морально-психологической потребности учителя в достижении успеха, профессионально-личностном росте, который измеряется не столько карьерным ростом, сколько продвижением к высшему уровню мастерства и жизненной мудрости, то есть реализации своего человеческого предназначения. В педагогическом творчестве раскрывается подлинный потенциал личности учителя (педагога). Это – могучий фактор не только творческого роста, реализации творческого потенциала педагогической профессии, но и совершенствования личности. Творческий стиль деятельности педагога – стремление и потребность реализовать новые педагогические идеи, практические умения и формы профессиональной деятельности. Определим требования к педагогическому творчеству: вдохновение, творческий настрой; чувство нового; целеустремленность, организованность, требовательность, конкретность; последовательность, настойчивость, принципиальность; любовь к детям и педагогическому труду; педагогическая интуиция; педагогический такт; оптимизм; творческий подход к своей работе; профессиональные знания (психологии, педагогики, своего предмета, его методики); педагогические способности (общительность, наблюдательность, эмоциональная стабильность, прогнозирование и др.); педагогическая технология и техника (техника речи, панто11
Стр.2
Педагогические науки, № 6, 2011 мимическая техника, техника воздействия, техника контактного взаимодействия, управление собой); владение высоким уровнем педагогического мастерства; потребность в профессионально-творческом самопроявлении, самовыражении, самоутверждении; осознанное развитие своей творческо-педагогической индивидуальности; внесение в педагогику своего творческого вклада. Педагогическое творчество играет важную роль не только в профессиональном совершенствовании, но и развитии – совершенствовании личности учителя (педагога). ЛИТЕРАТУРА 1. Еримбетова А.Т. Использование инновационных образовательных технологий в системе субъект-объектных взаимодействий в процессе обучения: Учебное пособие. – Шымкент: Южно-Казахстанск. гос. университет им.М.Ауезова, 2005. – 116 с. 2. Стефановская Т.А. Педагогика. Наука и искусство: Учебное пособие. Курс лекций для студентов ВУЗов и слушателей институтов повышения квалификации. – М.: Совершенство, 1998. – 368 с. 3. Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. Изд.5. – М.: Политлит, 1986. – 584 с. – М., 2005. – 180 с. 12
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.