Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.
Вопросы филологических наук

Вопросы филологических наук №2 2012 (180,00 руб.)

0   0
Страниц30
ID197550
АннотацияВ журнале публикуются научные статьи российских и зарубежных ученых, соискателей, аспирантов, научных работников по следующим специальностям номенклатуры ВАК: Русская литература; литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы или группы литератур); литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы); теория литературы. Текстология; фольклористика; журналистика; русский язык; языки народов Российской Федерации (с указанием конкретного языка или языковой семьи); славянские языки; германские языки;романские языки; классическая филология, византийская и новогреческая филология; теория языка; сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание; прикладная и математическая лингвистика; языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки, аборигенов Америки и Австралии (с указанием конкретного языка или языковой семьи). Со 2-го полугодия 2014 года журнал не выходит
Вопросы филологических наук .— Москва : Спутник+ .— 2012 .— №2 .— 30 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/197550 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Вопросы филологических наук, № 2, 2012 Литературоведение Русская литература Дмитриева Е.В., аспирант Приамурского государственного университета им. <...> ФАЙНФЕЛЬДА Статья посвящена метафизической поэзии, составной частью которой является трансперсональный опыт. <...> Трансперсональное – (англ. transpersonal) – термин, применяемый в трансперсональной психологии для описания явлений, «выходящих за границы отдельного человека или индивидуальной души». <...> Отметим, что трансперсональная психология ориентирована на «новое видение природы человека» [11, с. <...> В.С. Соловьев задолго до того как трансперсональная психология выделилась в отдельное научное направление в работе «Философские начала цельного знания» разграничил в совокупности состояний сознания три категории. <...> Подчеркнем, что трансперсональный опыт не отрицает дискурсивное мышление, однако только в пределах его компетенции, то есть рационализации. <...> Здесь под рационализацией мы 6 Вопросы филологических наук, № 2, 2012 подразумеваем поэтическую форму во всем ее разнообразии. <...> В психологическом художественном творчестве содержание происходит из сферы человеческого опыта, из психического переднего плана и представляет собой, например, жизненный опыт, определенное потрясение, страстное переживание, человеческую судьбу вообще. <...> Жизнь – это «миг, / 7 Вопросы филологических наук, № 2, 2012 Но вечно длятся роды / Ползущих к истине пород! <...> Е.А. Иконникова в статье ««Метафизическая» поэзия в контексте мирового литературного процесса» рассматривает метафизическую поэзию в широком смысле, употребляя выражение ««метафизическая» традиция». <...> В другой работе «Теоретические аспекты метафизического в поэзии» исследователемпод метафизической поэзией понимается, во-первых, та «часть философской поэзии, которая выходит за пределы «физического» познания мира и связана с умозрительными поисками сущего, открытием нематериальных источников бытия», а во-вторых, «поэзия, отчасти <...>
Вопросы_филологических_наук_№2_2012.pdf
Вопросы филологических наук, № 2, 2012 Литературоведение Русская литература Дмитриева Е.В., аспирант Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ В ПОЭЗИИ И.А. ФАЙНФЕЛЬДА Статья посвящена метафизической поэзии, составной частью которой является трансперсональный опыт. В качестве образцов русской метафизической поэзии цитируются Ф.И. Тютчев, А.А. Блок, О.Э. Мандельштам. Основой этой поэзии выступает признание и художественное воплощение идеи существования иррационального начала, превосходящего человеческое «я» и, вместе с тем, тождественного ему. По мнению автора статьи, творчество известного дальневосточного поэта И.А. Файнфельда продолжает традиции метафизической поэзии. Ключевые слова: метафизическое, метафизическая поэзия, трансперсональное, трансперсональный опыт, русская поэзия, сознание, образ, мотив, традиция. Трансперсональное – (англ. transpersonal) – термин, применяемый в трансперсональной психологии для описания явлений, «выходящих за границы отдельного человека или индивидуальной души». Понятие употребляется для обозначения экспансии или расширения сознания за пределы привычного «я» и за границы времени и пространства [12, с. 925]. Отметим, что трансперсональная психология ориентирована на «новое видение природы человека» [11, с. 130]. Ее представители рассматривают данную область знания как новый (для западной психологии) подход в решении проблемы человека, «в ракурсе которого возможно осознание его природы во всей полноте, выходящей за пределы доминирующих и сегодня механистических представлений» [11, с. 130]. Основная идея данного подхода заключается в признании трансличностной природы человека, открытой космическому началу. Суть и цель трансперсональной психологии оказываются близки цели «истинной философии», которая, по мысли В.С. Соловьева, заключается «в содействии <…> перемещению центра человеческого бытия из его данной природы в абсолютный, трансцендентный мир, другими словами – внутреннему соединению его с истинно-сущим» [15, с. 198–199]. В.С. Соловьев задолго до того как трансперсональная психология выделилась в отдельное научное направление в работе «Философские начала цельного знания» разграничил в совокупности состояний сознания три категории. Из них нас интересует именно третья категория состояний, «в которых мы чувствуем себя определяемыми существенностью иною, чем мы, но не внешнею нам, а, так сказать, еще более внутреннею, более глубокою и центральною, нежели мы сами, – явления, в которых мы чувствуем себя не подчиненными, не стесненными, а, напротив, возвышаемся над собой и получаем внутреннюю свободу» [15, с. 199–200]. Такие явления – «суть явления мистические». Под трансперсональным опытом можно понимать «чувство непосредственно воспринимаемой связи с Богом, прямое и внутреннее сознание Божественного присутствия» [28, с. 22], «познание Бога посредством опыта» [28, 23] или «перемещение в средоточие вещей и соединение с самим божеством» [27, с. 576]. Таким образом, речь идет о слиянии с онтологической первоосновой мира и всякого бытия вообще (Бог, Абсолют, Космическое сознание и т. д.). Иначе говоря, об опыте как особой форме познания, выходящего за пределы индивидуальности, то есть трансцендирующегосубъект-объектную дихотомию. Подчеркнем, что трансперсональный опыт не отрицает дискурсивное мышление, однако только в пределах его компетенции, то есть рационализации. Здесь под рационализацией мы 6
Стр.1