Вопросы филологических наук, № 6, 2011
Литературоведение
Литература народов стран зарубежья
Хотинская А.И., доцент Национального
исследовательского университета
– Высшей школы экономики
АНГЛИЙСКИЙ СЕНСАЦИОННЫЙ РОМАН КАК УСПЕШНЫЙ
КОММЕРЧЕСКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЕКТ 1860-Х ГГ.
Исследование категории успеха и коммерчески успешных проектов представляется важным
для изучения в ГУ–ВШЭ. Сенсационный роман был успешным коммерческим литературным
проектом викторианской эпохи, который занял ведущее положение на литературной
сцене 1860-х гг. Что сделало сенсационный роман таким успешным? Каковы его жанровые
характеристики? Какова целевая аудитория этого жанра и способы воздействия на читателя?
Чем сенсационный роман может быть интересен современному читателю? Вот ряд вопросов,
на которые мы попытаемся ответить в этой статье.
Изучение сенсационного романа является неотъемлемой частью изучения более масштабной
теоретической проблемы – соотношения в литературном произведении черт высокой
элитарной литературы и литературы массового потребления. Термин «сенсационный
роман» появляется в викторианской периодической печати в 1860-е гг. для обозначения разнообразных
популярных романов, которые наводнили прилавки английских магазинов. Признанные
мастера этого жанра Уилки Коллинз (Wilkie Collins, 1824–1889) и Чарльз Рид
(Charles Reade, 1814–1884) хорошо известны современному читателю. Романы У. Коллинза
«Женщина в белом» (Woman in White, 1859–60), «Без имени» (No Name, 1862–63), «Армадель»
(Armadale, 1866), «Лунный камень» (The Moonstone, 1868) стали классикой, знаком современному
читателю и роман Ч. Рида «Чистоган» (Hard Cash, 1863). А вот имена Мэри
Элизабет Брэддон (Mary Elizabeth Braddon, 1835–1915), миссис Эллен Вуд (Ellen Wood,
1814–1887), Роды Бротон (Rhoda Broughton) знает лишь узкий круг специалистов, занимающихся
изучением популярной литературы Великобритании XIX века. Между тем, романы
Мэри Брэддон «Секрет Леди Одли» (Lady Audley’s Secret, 1862), «Аврора Флойд» (Aurora
Floyd, 1863), «Наследство Джона Марчмонта» (John Marchmont’s Legacy, 1863) и «Победа
Элеанор» (Eleanor’s Victory, 1863) стали бестселлерами в 1860-е гг. Популярными авторами
были Шарлотта Ридл (Ch. Riddle), Флоренс Вилфорд (F. Wilford), Мари Луиз дела Раме (Marie
Louise de la Ramée), писавшая под псевдонимом Куида (Quida), имена и произведения которых
совершенно забыты сейчас, но хорошо были знакомы викторианскому читателю.
В 1863 г. Генри Мэнсел на страницах Quarterly Review назвал сенсационный роман
«знаменательным фактом» литературы того времени (« a great fact in the literature of the
day»1), а 130 лет спустя Патрик Брантлингер описал сенсационный роман как «незначительный
субжанр британской литературы, который процветал в 1860-е гг. и умер десятилетие
спустя»2. Что же такое сенсационный роман: «знаменательный факт» или «незначительный
субжанр»?
1860-е гг. справедливо можно назвать «сенсационной декадой», временем сенсационных
событий и сенсационного письма, когда появляются шокирующие рекламные объявления и
1 Mansel H.L. Sensation Novels. // Quarterly Review, № 133, 1863. – P. 512.
2 Brantlinger P. What is sensational about the Sensation Novel? // Wilkie Collins. Contemporal Critical Essays.
/ Ed. L. Pykett. – L.: Macmillan, 1998. – P. 30.
7
Стр.1
Вопросы филологических наук, № 6, 2011
журналы, такие как Macmillan’s Magazine (1859), Temple Bar (1860), Belgravia (1866), обсуждающие
в своих статьях сенсационные преступления и скандалы. 1860-е гг. также оказались
временем театра сенсаций, когда при постановке популярных мелодрам стали использовать
спецэффекты: диораму, панораму и различного рода механические трюки. В это время в Великобритании
проходят многочисленные выставки, такие как Международная Выставка
1862 года. Викторианская материальная и сценическая культура нацелена на создание новой
технологии репрезентации, ориентированной на зрелищность.
Писательский труд в журналах стал хорошо оплачиваться и способствовал улучшению
финансового положения литераторов и упрочению их статуса в обществе. Литература становится
модным занятием. Люди с положением не стыдятся прослыть авторами, а знатные дамы
часто принимают авторов у себя в гостиных. Возможность заработать на хлеб участием в
периодических изданиях привлекает все больше литераторов не только благородного происхождения.
Распространение периодической печати способствует ускорению профессионализации
писателей. В глазах публики сочинение оригинальных произведений было гораздо более
достойным занятием, нежели труд рецензентов, которые писали, чтобы заработать на кусок
хлеба.
Читательская аудитория во многом определяла тематику печатных изданий. Считая викторианскую
семью своей основной аудиторией, редакторы популярных периодических журналов
представляли себе семью как некую общность, объединенную общими литературными вкусами.
Викторианские редакторы полагали, что в семье все индивиды принадлежат группе семья.
Этот образ идеальной викторианской семьи как читательской группы был важным как для развития
периодической печати, так и для распространения и формирования сенсационных романов,
которые публиковались отдельными выпусками в дешевых семейных журналах.
Именно в 1860-е гг. на литературном рынке появилось большое количество журналов и
литературных сборников, которые приобрели известность благодаря тому, что в них публиковались
сенсационные романы для семей среднего класса: All the Year Round (1859) Диккенса,
Once a Week (1859) Брэдбери и Эванса, Macmillan’s Magazine (1859), The Cornhill
(1860) Теккеречя, Temple Bar (1859) Джорджа Селы, The Argosy (1865) миссис Эллен Вуд,
Belgravia (1866) Мэри Брэддон, Tinsley’s Magazine (1867) Эдмунда Йейтса. Эти журналы
ориентировались на образованную викторианскую семью, а не охотников за сенсационными
событиями. Редактор журнала должен был не только подобрать автора, но и умело разместить
и совместить в номере «респектабельное» и скандальное. Это сформировало своеобразие
сенсационной школы.
Сенсационное письмо шагнуло далеко за пределы литературной сферы. Периодические
журналы обсуждали сенсационные проблемы викторианского общества – преступления, совершенные
женщинами, раскрытые факты бигамии или насилия в семье. В это время читателей
волнует психологическая проблематика, неслучайно в журналах обсуждается проблема
сумасшествия. Популярная смесь из сенсационных романов и журналистики образовали сенсационное
письмо как доминирующий дискурс 1860-х гг.
Затрагивая новые темы и включая новые стили письма, сенсационный роман расширил
границы литературы для домашнего чтения, тем самым влияя на развитие викторианского
романа в целом. Главные темы этого жанра – не только брак, семья и нравы, но и взаимоотношение
полов, изменение роли женщины в социальной сфере, эмансипация. Неслучайно
жанр сенсационного романа и дешевый журнал для семей среднего класса появляются почти
одновременно. Сенсационный роман – важный индикатор социальных изменений того времени.
Он зафиксировал социальную мобильность и нестабильность викторианского общества.
Один из распространенных мотивов сенсационного романа – мотив смены идентичности.
В этом романе респектабельность и определенный социальный статус героя часто оказываются
внешней оболочкой, приобретенной с помощью преступления.
8
Стр.2
Вопросы филологических наук, № 6, 2011
Для викторианских редакторов было важно организовать интертекстуальную связь различных
выпусков одного издания. Они стремились развить в читателе желание воспринимать
каждый последующий номер журнала в связи с предыдущим. Более того, очередной
выпуск строился по принципу тематической связи между главой печатающегося в нем сенсационного
романа и другими статьями номера. Периодический журнал старался обратить
внимание читателя на основные идеи напечатанного сенсационного романа, вызвать напряженное
ожидание и спровоцировать споры. Если в напечатанной главе романа фигурировала
фальсификация юридических документов и подлог, другие статьи в журнале были посвящены
тем же самым темам, образуя интертекстуальную связь всего номера.
В 60-е годы XIX века происходит сближение читательской аудитории среднего и низших
классов. Один и тот же сенсационный роман прочитывался в библиотеке, художественной
мастерской и на кухне. Таким образом, отличительной чертой сенсационного жанра стала
ориентация на широкий круг читателей из разных социальных слоев.
Николас Дейли описал сенсационный роман как «намеренное накопление модерности,
механизм для производства напряженного ожидания» 1. Сенсационный роман стал новой литературной
формой, изображавшей насущные проблемы современной жизни, и находившей
аудиторию благодаря современным технологиям массовой публикации. Издание романов по
главам имело прежде всего коммерческую подоплеку. Хотя литература, издаваемая по главам,
известна с XVII века, впервые ее коммерческий потенциал был использован в 30-е гг.
XIX века, когда издатели стремились увеличить продажи, предлагая дешевую литературу
недавно получившим образование низшим классам.
Сенсационные романисты рассматривались критиками как производители популярного,
порционно поставляемого товара, эстетическая ценность которого незначительна. Анонимный
рецензент из Edinburgh Review в 1864 г писал, что «термин сенсационный роман… принят
как употребительное коммерческое наименование определенного вида продукции, которая
сейчас пользуется повышенным спросом» 2.
Все сенсационные романы изначально появлялись в форме отдельных выпусков. Публикация
по частям способствовала совместному чтению всей семьей. Так как многие журналы
выходили по субботам, они стали одним из основных развлечений в выходные дни. Предвидя
опасность издания популярной литературы, Маргарет Олифант в статье в журнале Blackwood’s
в 1862 г писала, что нравы среднего класса пострадают от издания сенсационных романов
по главам. С. Баттерворт писал о том, что читатели «перегружены возбуждением от
текста» 3.
Появление периодических журналов, публиковавших сенсационные романы, изменило
практику чтения средних классов. Сенсационный роман стал первым литературным жанром,
рассчитанным в первую очередь на респектабельных читателей среднего класса, который сохранил
черты низкого происхождения от популярной мелодрамы и нью-гейтского романа.
Сенсационность как неотъемлемый компонент периодических изданий для среднего
класса стала использоваться только в 1860-е гг. До этого момента читатели среднего класса
не принимались во внимание издателями дешевых журналов. Названия этих периодических
изданий, которых критиковали за вульгарную смесь домашних хозяйственных рецептов и
низкосортной литературы, демонстрировали, что они были рассчитаны на прочтение всей
семьей независимо от возраста и пола: Family Herald, 1843, The People’s Periodical, Family
Library, 1846, The Family Friend, 1843, The Home Circle, 1849, The Home Friend, 1852, The
Family Treasury of Sunday Reading, 1859.
1 Daly. N. Literature, Technology and Modernity, 1860-2000. – Cambridge: Cambridge University Press,
2004. – P. 34.
2 The Queen’s English. // Edinburgh Review, 120, 1864. – P. 53.
3 Butterworth C.H. Novels. // Victoria Magazine, vol. 74, 1870. – P. 148.
9
Стр.3