Письмо редактора
Слияния и поглощения
Р
еструктуризация, которая широко шагала
по стране, серьезно затронув сельские
школы (именно за счет них в основном
количество школ сократилось за
последние несколько лет на 20 000), докатилась
и до крупных городов. Этому немало
способствовал указ президента от 7 мая
2012 ã. ¹ 599. Среди прочих важных вещей
этот указ содержит и несколько позиций,
которые напрямую коснутся
образовательных
учреждений, причем скоро.
Приведу одну из них:
«Проведение до конца
декабря 2012 г. мониторинга
деятельности
государственных образовательных
учреждений
в целях оценки
эффективности их работы,
реорганизации
неэффективных образовательных
учреждений».
Здесь, насколько
можно судить, будет два
ключевых показателя, а
именно: сколько детей
приходится на одного
педагогического работника и, конечно, ЕГЭ.
Боюсь, что в условиях цейтнота иных показателей
деятельности просто не будет разработано.
Итак, нас ждет череда слияний, в
Москве этот процесс интенсифицировался
еще с июня. В основе этих слияний лежат
два подхода: любо объединяют близлежащие
ÎÓ, либо «ñèëüíûõ» со «ñëàáûìè».
Первый подход вполне рациональный. Появляется
экономия сил и средств за счет
эффекта масштаба. Дальнейшее развитие
событий с большой вероятностью лежит
в плоскости физического выделения
школ различных ступеней. Если при этом
во вновь образующийся комплекс войдет и
детский сад, то теоретически создается воз6`12
директор школы www.direktor.ru
можность (которую многие уже реализуют)
построить непрерывное образование более
высокого качества. Такой опыт есть и он достаточно
успешен.
Второй подход основан на гипотезе, что
«сильный» неизбежно вытащит «слабого».
Предположение спорное. В таких обстоятельствах
побеждает та группа, у которой
сильнее организационная
культура (в слабой
школе она может оказаться
крайне сильной).
В обоих вариантах при
реальной интеграции новую
организацию ожидает
серьезный кризисный
период, временное ухудшение
климата и результатов.
Не огорчайтесь,
если это будет происходить,
это нормально.
В обоих вариантах будут
недовольны родители и
педагоги. Однако имейте
в виду, что недовольство
родителей может обеспечить
вам существенную поддержку руководства,
которое принимало решение о слиянии.
Вообще такая реорганизация может оказаться
очень серьезной инновацией (реальной, а
не выдуманной). И если у вас хватит духу и
сил, то вы можете реализовать очень многое
из того, что раньше казалось невозможным.
У вас будет год или два для проведения реальных
преобразований, когда сопротивление
не будет очень сильным. Затем ситуация
стабилизируется на достигнутом вами
уровне.
Искренне сочувствую
и желаю удачи!
Константин
Ушаков
d. 1
Стр.2
d.
Главный редактор
К.М. Ушаков
Зам. главного редактора
В.Я. Гринберг
Шеф-редактор Е.Е. Терешатова
Ответственный секретарь
М.Г. Драмбян
Технический редактор
Е.С. Воронова
Компьютерный набор С.Л. Баранова
Редакция
Е.А. Кучеренко
Л.Н. Панина
Е.М. Ушакова
Эксперты-консультанты
Аникеев М.В.
Великов А.В.
Ермилова Т.Ю.
Иванов А.Ю.
Качан Н.Н.
Комиссаров И.В.
Кошелев А.А.
Куркова Н.В.
Лещев В.А.
Щербо И.Н.
Корректоры
Д.П. Рысаков, Г.В. Яковлева
Издательская фирма
«СЕНТЯБРЬ»:
Распространение
и подписка
Т.А. Доронина
Главный бухгалтер
О.А. Архиповская
Адрес для писем:
115280, Ìîñêâà, à/ÿ 99
Òåë.: (495) 710-30-01
E-mail: septem@direktor.ru
http://www.direktor.ru
© «Äèðåêòîð øêîëû», 2012
© «ÈÔ «Ñåíòÿáðü»»
Ликсанова А.Е.
Литвинов А.В.
Маркова Л.Н.
Пономарев Н.И.
Рычкова П.А.
Сисина Е.А.
Скурихин Д.А.
Хворов Н.Е.
Чижков В.А.
Чичурко В.В.
6/2012 (169)
Научно-методический журнал. Выходит 10 раз в год. Издается с 1993 года
директор школы в этом номере
Письмо редактора
Слияния и поглощения
Конкурс
Завершился 1-й этап экспертизы работ
Всероссийского конкурса
«Äèðåêòîð школы – 2012»
Худяков О.
В поисках Синей птицы, или Как помочь
трудному подростку?
Образовательная политика
Колесникова И.
Кому служим? К вопросу о стратегии
современного образования
Ремизов А.
Новый учитель для новой школы — откуда он
возьмется?
Указ Президента РФ В.В. Путина «О мерах по
реализации государственной политики
в области образования и науки»
Искусство управления
Ушаков К.
«Техника некролога», или Начало
стратегического управления
Вересов Н.
Технология разрешения группового конфликта
Самарцева О., Фомина Т., Чеглакова Л.
«Культура оценки» социальных проектов
школы
Казарин М.
Коучинг — эффективный инструмент
управления
26
30
37
13
20
25
1
5
7
43
Стр.3
Максимова Е.
«Командная работа» или «работа в команде»? Можно ли
ставить знак равенства?
Бугрова Н.
Школа будущего. Рассуждения о том, как оно видится
Кондрашов А.
Тест для рефлексии
Организация учебного процесса
Громыко Г., Рязанов В.
Парное обучение: социализация школьников в учебном
процессе
Губанова Е., Копотева Г.
Реализация федерального стандарта и внутришкольный
контроль
Воспитание и дополнительное образование
Малыхина Л.
Региональные вундеркинды: модель поддержки
Школа и родители
Иванов А.
Улица без разделительной полосы
Персона грата
Улицкая Л.
«У меня перед реформами страх — оставили бы в покое
школу…»
Экономика и право
Ситникова Е.
Эта загадочная «промежутка»
Уроки здоровья
Шепель В.
Здоровье — несущая конструкция имиджа руководителя
Кирсанова В.
Психологическая безопасность в школе: что это такое и как
к ней прийти?
99
106
93
91
85
79
65
71
49
55
60
6`12 директор школы www.direktor.ru
d. 3
Стр.4
Призер
Всероссийского конкурса
«Äèðåêòîð школы — 2011»
Олег Борисович Худяков — директор Муниципального специального
учебно-воспитательного учреждения Озерского
городского округа для детей и подростков с девиантным поведением
«Специальная общеобразовательная школа открытого
типа ¹202» Челябинской области. Олег Борисович работает
директором школы четыре года, преподает физкультуру
и ОБЖ, высшая квалификационная категория.
В 1992 году был создан Центр по первичной профессиональной подготовке подростков,
состоящих на учете в ИДН и испытывающих трудности в усвоении программы общеобразовательной
школы, в котором обучались на тот момент 17 подростков. Понимая
необходимость профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,
городской Отдел образования в 1998 году выступил инициатором создания специальной
общегородской школы открытого типа ¹ 202.
В школе работают 23 педагога, из них: учителей с высшей квалификационной категорией
— 9; с первой категорией — 12; со второй квалификационной категорией —
2; награжденных грамотой МОиН РФ — 3; грамотой МОиН Челябинской области — 2.
В школе работают профильные специалисты: педагог-психолог; социальный педагог;
освобожденные воспитатели; медицинские специалисты — врач-педиатр и врачпсихоневролог,
медсестра; инспектор ОПДН.
В своей деятельности школа ориентирована на психологическую, педагогическую и социальную
реабилитацию подростков, коррекцию их поведения и профессиональную
подготовку с учетом их индивидуальных особенностей путем создания в школе максимально
благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и
физического развития каждого подростка.
В 2008 году школа стала обладателем гранта общероссийской программы «Новый
день» с проектом «В поход за Синей птицей». Проект — модель педагогического процесса
на основе туристко-краеведческой деятельности, оказывающей комплексное
воспитательное влияние на личность ребенка. В основе лежит идея организации совместной
экспедиции по Южному Уралу для сбора кино-, фотоматериалов, которые
послужат созданию фильма и фотовыставки о родном крае силами детей с девиантным
поведением и детей-инвалидов.
Олег Борисович является призером городского профессионального конкурса «Учитель
года – 2005», победителем городского конкурса цифровых образовательных ресурсов
«Информика-2007», лауреатом 2-й степени Всероссийского конкурса педагогов
«Âçãëÿä в будущее – 2010» и ò.ä.
4 d.
6`12 директор школы www.direktor.ru
Стр.5
Конкурс
Конкурс
Завершился 1-й этап
экспертизы работ Всероссийского
конкурса «Äèðåêòîð школы – 2012»
15 июня завершился 1-й этап экспертизы
конкурсных материалов. Во 2-й тур вышли
130 человек из 43 регионов ñòðàíû.
Наибольшее количество участников представляют
Белгородскую область и Красноярский
край (по 11 человек), Пензенскую
область (7), Тульскую и Ростовскую области
(по 6 участников), Республику Башкортостан
и город Санкт-Петербург (по 6
участников). Их имена можно узнать на
сайте конкурса konkurs.direktor.ru в разделе
«Участники».
18 июня стартует 2-й этап экспертизы, в
результате которого экспертная группа выГЕНЕРАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
берет тридцатку финалистов для участия
во 2-м очном туре конкурса в Москве. Их
имена будут объявлены 1 октября.
Напомним, в конкурсе этого года участвуют
357 директоров образовательных
учреждений из 61 региона России. Они
представили на суд жюри конкурсные эссе,
в которых описали свою деятельность
по направлению «Человеческие ресурсы:
управление развитием».
Как и в прошлом году, Оргкомитет привлек к
работе в качестве экспертов участников —
финалистов конкурсов 2010 и 2011 ãã.
ПАРТНЕРЫ
СПОНСОРЫ
6`12 директор школы www.direktor.ru
d. 5
Стр.6
Конкурс
Современная школа открытого типа — это работа на полноценное
включение в образовательное пространство и успешную социализацию
детей с отклонениями в поведении. Естественно, такой
школе необходимы учителя, глубоко владеющие психолого-педагогическими
знаниями и понимающие особенности развития
таких школьников, чуткие, внимательные, открытые ко всему
новому. О сложностях формирования и управления таким коллективом
рассказывает в своем эссе Олег Борисович Худяков, призер
Всероссийского конкурса «Директор школы — 2011», директор
муниципального учебно-воспитательного учреждения для детей
и подростков с девиантным поведением «Специальная общеобразовательная
школа открытого типа ¹ 202».
В поисках Синей птицы,
или Как помочь трудному подростку?
О. Худяков
Я
6 d.
пришел в это образовательное
учреждение в трудное для него
время. Начало учебного года,
а школа оказалась без директора, который
так много сделал для нее, без
завучей по учебной и воспитательной
работе. Кроме того, в коллективе существовала
проблема противостояния
между учителями-предметниками и освобожденными
классными воспитателями,
спорили о том, кто прав в успехах
и кто виноват в неудачах и промахах
деятельности школы. Надо было эту
проблему решать.
Процесс передачи знаний, умений, навыков
школьникам называется учебно-воспитательным.
И школа наша
является учебно-воспитательным учреждением.
Следовательно, получение
образования первично, а уже в процессе
учения ребенок воспитывается. Дети
приходят к нам в школу непростые,
проблемные, педагогически запущен6`12
директор школы www.direktor.ru
Стр.7