Письмо редак тора
2`10 директор школы www.direktor.ru
d. 1
Стр.1
Письмо редак тора
О «Øêîëå»
К
ак, наверное, многие из вас, посмотрел
на днях одну серию нашумевшего
сериала, а сразу после этого токшоу
одного из известных телеведущих на
эту тему. Испытал весьма серьезные эмоции
и по первому и по второму поводу.
Что касается детей в фильме, то это меня
не поразило, благо есть двенадцатилетний
стаж работы
в школе, и собственный
внук
примерно того
же возраста. Самое
сильное впечатление
на меня
произвела та глухая,
почти непреодолимая,
легко
узнаваемая, стена
отчуждения
между подростками
и взрослыми,
которая не может
быть разрушена только усилиями
уставших, оставшихся без всякой поддержки
педагогов. Куда-то напрочь исчезло
чувство миссии педагогического
труда, во всяком случае, в той части, которую
я видел, и это в ряду случаев недалеко
от истины.
Что касается последовавшего потом токшоу,
то реакция взрослых была удивительна.
Какая-то часть просто не хотела признавать,
что сегодняшняя школа отлична
от той, которую они себе представляли по
замечательному фильму «Доживем до понедельника»
(который и по тем временам
не вполне соответствовал реалиям, но на
престиж учительской профессии поработал
здорово). Другая часть была просто испугана
тем, что они узнали про жизнь современного
городского подростка-школьника.
Этот испуг
явно усиливался
еще и тем, что
аудитория явно
не представляла
себе, каким
образом и когда
эти инопланетяне
интегрируются
во взрослую
жизнь и что они
с собой принесут
и как ее изменят.
При этом явно
приходится расставаться
с тургеневским мифом, что детство
и отрочество — счастливая и безмятежная
пора. Прощание с мифами — это
Константин Ушаков
2`10 директор школы www.direktor.ru
d. 01
Стр.2
d.
директор школы
Ãëàâíый редактор
К.М. Ушаков
Зам. главного редактора
В.Я. Гринберг
Шеф-редактор
Е.Е. Терешатова
Ответственный секретарь
М.Г. Драмбян
Технический редактор
Е.С. Воронова
Компьютерный набор
И.А. Галеева
Редакция
Е.А. Александрова
Е.А. Кучеренко
Л.Н. Панина
Е.М. Ушакова
Ýêспертыконсультанты
Н.Н. Жук
И.А. Рожков
Л.В. Судоргина
Л.А. Трубина
И.Н. Щербо
Макет, дизайн: А. Галкин
Корректоры
Д.П. Рысаков,
Г.В. Яковлева
Издательская фирма
«СЕНТЯБРЬ»:
Распространение
и подписка
Т.А. Доронина
Главный бухгалтер
О.А. Архиповская
Адрес для писем:
115280, Ìîñêâà, à/ÿ 99
Тел.: (495) 7103001
Email: septem@direktor.ru
http://www.direktor.ru
© «Директор школы»
© «ИФ «Сентябрь»
в этом номере
Письмо редактора
О «Øêîëå»
Старт первого Всероссийского конкурса
«Äèðåêòîð øêîëû–2010»!
Образовательная политика
Задачи новой школы. Беседа с директором
Департамента государственной политики в
образовании Министерства образования и науки
РФ И.М. Реморенко
Полукшт Д., Боленков А., Антокольский В.,
Синкевич В.
«Успехи благодаря, а не вопреки… школе»
Шмелев В.
Религиоведение в школе: что показал мониторинг
Искусство управления
Ясвин В.
Радуга педагогической компетентности, или
Модель педагогического портфолио
Молоканов М.
Беседы об управлении. Беседа шестая
Меттус Е.
Был просто коллегой, а стал руководителем. Как не
растерять былую дружбу и завоевать авторитет в
новом статусе?
Информатизация школы не роскошь, а
необходимость. Беседа с зам. директора Центра
образования «Царицыно» по информационным
технологиям Е.Н. Шимутиной
25
33
9
14
21
1
7
2/2010 (145)
Научнометодический журнал. Выходит 10 раз в год. Издается с 1993 года
40
45
Стр.3
Хухлаева О.
«Болевые точки» школьной конкуренции
Косарецкий С.
Государственно-общественное управление: имитация
и формализм закономерны
Организация учебного процесса
Ерошенко И.
Установка на качество
Брызгалова С.
Учитель и педагогическая технология
Волкова И., Шарыгина М.
Уроки японской школы
Каждому школьнику — дневник… электронный
Воспитание и дополнительное образование
Своя территория, любимые и нелюбимые места школы
Миновская О.
Целеполагание и анализ в деятельности классного
руководителя
Школа и родители
Как мы создали свой управляющий совет. Беседа с
директором гимназии ¹ 33 г. Перми Н.Я. Мельчаковой
Экономика и право
Видео — невидимо
Уроки здоровья
Маркова А., Ляхович А.
Дело — табак
Обсуждается проект новых СанПиН
Осторожно: цифровые наркотики
89
85
75
80
59
63
66
71
51
55
92
98
102
Библиотека руководителя школы
LIB.DIREKTOR.RU
Код доступа — 1539
2`10 директор школы www.direktor.ru
d. 03
Стр.4
Анонс следующих номеров
Журнал «Директор школы», №3/2010
Недостатки и достоинства Единого государственного
Ресурсы, которые всегда под руками
Почему гаснут наши педагогические «звезды»?
5
19
22
Интернет-магазин для школьного администратора http://shop.direktor.ru
Пресса России 73131
Роспечать 73131
Почта России 12581
• «Оценка качества образования» — вице-президент РАО В.А. Болотов.
• «Инклюзивное образование в России» — обучение детей с особенностями
развития.
• «Беседы об управлении». Беседа седьмая. Президент Профессиональной
ассоциации «Клуб бизнес-тренеров» Молоканов М.В.
• «Есть ли смысл в педагогической технологии?»
• Итоги пресс-конференции, посвященной официальному старту Всероссийñêîãî
конкурса «Äèðåêòîð øêîëû–2010».
«Журнал руководителя управления
образованием», №2/2010
Пресса России 74341
Роспечать 74341
Почта России 16526
• Варианты развития муниципальной методической службы в условиях
экономического кризиса.
• Административный регламент по проведению аттестации педагогических и
руководящих работников МОУ.
• Анализ результатов ÅÃÝ–2009.
• Опыт работы по введению новой системы оплаты труда.
• Муниципальное задание на оказание муниципальной услуги в сфере
образования. Консультация юриста.
«Практика административной работы
в школе», № 3/2010
Механизм оценки качества образования
в гимназии
Циклограмма внутришкольного контроля
воспитательной работы
Советы по написанию реферата
Пресса России 45836
Роспечать 45836
Почта России 12580
• Культурно-исторический подход к обучению в начальной школе. Отличительные
черты и специфические особенности внедрения такого подхода в школах
Калужской области.
• Организация предпрофильной подготовки в лицее. Материал посвящен
задачам пропедевтического, основного и заключительного этапов организации
предпрофильной подготовки, содержанию и методам работы на каждом
из них.
• Форма анализа работы МО учителей начальной школы за учебный год.
Представлен опыт подготовки анализа работы методического объединения
учителей начальной школы и планирования работы МО классных руководителей
первой ступени.
• Планирование воспитательной работы в сельской школе. Содержание основных
направлений воспитательной работы школы и циклограмма деятельности
по нравственно-правовому, патриотическому, художественно-эстетическому,
трудовому и физическому воспитанию школьников.
04 d.
2`10 директор школы www.direktor.ru
Стр.5
наших журналов
«Юридический журнал директора школы»,
№3/2010
Пресса России 45776
Роспечать 45766
Почта России 79297
• Модели должностных инструкций работников школы, разработанные на
основе новых квалификационных характеристик (продолжение);
• Методические рекомендации по организации платных дополнительных
образовательных услуг;
• Профессиональный кодекс учителя;
• другие актуальные материалы.
Библиотека журнала «Директор школы»,
№ 3/2010
Пресса России 45939
Роспечать 45939
Почта России 12615
Хоменко И.А. Система работы образовательного учреждения
с семьей. Часть II. Изучение семьи.
Книга продолжает начатую в первой части («Áèáëèîòåêà “ÄØ”», ¹4, 2009) тему
работы школы с семьей и рассказывает о том, как можно организовать в образовательном
учреждении изучение семьи, какие методы используются для диагностики
и самодиагностики семьи и педагогического коллектива.
Подробно описывается изучение семьи на этапах развития социального партнерства,
в процессе информирования, просветительской работы, консультирования,
совместной деятельности с родителями.
Книга оснащена всеми необходимыми для организации такой работы методическими
материалами.
Подписка и приобретение журналов и книг
На все журналы и книги можно подписаться в любом почтовом отделении России по указанным около
изданий каталогам и индексам (см. стр. 112). Вы также можете оформить редакционную подписку.
Подробности — по телефону (495)710-30-01 (Âîëêîâà Екатерина, Доронина Òàòüÿíà).
Купить отдельные номера журналов и книги можно в издательстве по адресу: Москва, 1-й Автозаводский
проезд, 4 — офис издательской фирмы «Сентябрь».
Приобрести книги, в бумажном и электронном виде, можно также в нашем интернет-магазине по адресу:
http://shop.direktor.ru (âñå виды îïëàòû, бесплатная äîñòàâêà).
2`10 директор школы www.direktor.ru
d. 05
Стр.6
Вы на обложке,
просто потому что вы —
директор
На снимке (см. первую обложку) Александр Иванович
Глотов, директор Сургутской специальной коррекционной
общеобразовательной школы с углубленной трудовой
подготовкой. В 2007 г. школа отпраздновала свой 30-летний
юбилей. В школе обучается 152 ребенка с ограниченными
возможностями здоровья. Обучением и воспитанием
занимается высококвалифицированный педагогический
коллектив. Педагоги успешно используют ИКТ, интерактивные игровые технологии. В
условиях Севера, где наблюдается кислородная недостаточность, недостаток солнечного
света, вопросы здоровьесбережения выходят на первый план.
Александр Иванович, сам являясь сторонником здорового образа жизни, увлек этой
идеей и учащихся и педагогов. В школе с первого по девятый классы проводятся уроки
здоровья. Внедрены интерактивные среды сопровождения: артерапевтическая, ковровая,
сенсорная, Монтессори-среда, которые обеспечивают профилактику психоэмоционального
напряжения в процессе обучения. В целях профилактики заболеваний
опорно-двигательного аппарата и миопии у обучающихся в начальной школе установлены
конторки Базарного и офтальмотренажеры «Зевс». Учащиеся принимают участие
в Специальных Олимпийских Играх. За это время ими завоевано 126 медалей, из них
44 золотых, 42 серебряных, 40 бронзовых. Школьные спортсмены стали в 2004 г. победителями
на III Международных спортивных играх «Дети Азии», на Всемирных летних
Специальных Олимпийских Играх (КНР, г. Шанхай). В школе ведется большая работа
по профилактике метеочувствительности и управляемому закаливанию. С учетом
типа терморегуляции школьников открыт кабинет «БОС-Здоровье». В борьбе с ОРВИ
используются дикоросы (брусника, клюква, морошка), кислородный коктейль, некогерентный
поляризованный свет от аппарата «Биоптрон-2». Школа является окружной
экспериментальной площадкой по внедрению здоровьесберегающих технологий
в образовательное пространство.
Для социализации и трудоустройства выпускников с 2003 г. в школе организованы
классы с углубленной трудовой подготовкой, где обучающиеся получают специальности:
столяр строительный, слесарь-ремонтник, швея. Выпускники успешно трудоустраиваются
на градообразующие предприятия города.
Директор, Александр Иванович, ведет активную работу по обеспечению функционирования
и развития школы, укреплению материально-технической базы. В учебных
мастерских обновлен станковый парк. Классы оборудованы компьютерами, DVD, интерактивными
досками. Школа — неоднократный победитель окружных конкурсов
коррекционных школ. Педагоги школы были победителями конкурса лучших учителей
для получения денежного поощрения из средств федерального бюджета РФ. В июне
2009 г. школа стала победителем 3-й ежегодной специализированной выставки форума
«Образование Þãðû–2009».
06 d.
2`10 директор школы www.direktor.ru
Стр.7