Библиотека журнала «Директор школы»
Выпуск ¹ 5, 2013 год
Москвина М.В.
Москвина Маргарита Витальевна,1964 года рождения.
Окончила Хакасский государственный педагогический
университет им. Н.Ф. Катанова по специальности «дошкольная
педагогика и психология». В настоящее время
работает в должности доцента кафедры дополнительного
профессионального образования в Норильском филиале
КГАОУ ДПО (ПК) С «Красноярский краевой институт повышения
квалификации и профессиональной переподготовки
работников образования».
Маргарита Витальевна — психолог высшей категории,
имеет огромный опыт практической работы с «трудными»
детьми и их родителями.
Научное направление — психологические науки. Область
научных интересов — коррекционная психология, психология
педагога, психология развития.
Автор более 15 научных статьей, которые опубликованы
в международных, всероссийских, региональных научнопрак
тических журналах, а также научных статей в «Вестнике
КГПУ èì. Астафьева» (ÂÀÊ).
Коррекция психологического
здоровья педагогов
(практическое пособие)
Ответственный редактор —
кандидат педагогических наук М.А. Ушакова
Москва • «Сентябрь»•
Стр.2
УДК 373.323.1
ББК 74.202
Á40
Библиотека журнала «Директор
øêîëû» основана в 1995 ãîäó.
Выходит 8 раз в год.
Содержание
Введение .................................................................... 6
Á40
Москвина М.В. Коррекция психологического здоровья
педагогов (практическое пособие). — М.: Сентябрь,
2013. — 224 ñ. ISBN 978–5–88753–145–8
В пособии автор предлагает комплексную программу
для профилактики и коррекции психологического здоровья
педагогов различных образовательных учреждений.
Разработки практических занятий и тренингов
физического, психологического, социального, профессионального
здоровья, тренинг креативности, способы
саморегуляции обеспечивают успешность их профессиональной
деятельности и могут быть непосредственно
использованы для подготовки учителей.
Пособие рекомендуется директорам школ, учителям,
социальным педагогам, воспитателям и всем, кто интересуется
проблемами психологического и профессионального
здоровья человека.
Профессиональное здоровье педагога ............................. 9
Личность педагога и его психологическое здоровье ..........16
Представление о личности и ее структуре
в контексте педагогического труда .....................................................16
Психическая саморегуляция педагога ............................................... 24
Организация социально-психологического тренинга .........27
Понятие и проведение социальнопсихологического
тренинга ............................................................... 27
Основные принципы и правила работы в группе .................................30
Самовосприятие личности в процессе тренинга ............................... 33
Методические средства социальнопсихологического
тренинга ............................................................... 34
Тренинг физического здоровья (практические занятия) .... 40
Физическое здоровье ....................................................................... 40
Телесно ориентированная терапия ....................................................51
Тренинг психологического здоровья
(практические çàíÿòèÿ) ................................................61
Психологическое здоровье педагога ..................................................61
Осознание себя ...............................................................................75
Независимость и внутренняя свобода ................................................82
Тренинг социального здоровья (практические занятия) .... 90
Какой я среди других людей ...............................................................90
Манипулирование в педагогическом процессе ................................106
Эффективное взаимодействие с агрессивными детьми ....................111
Конфликты в педагогическом ïðîöåññå............................................ 119
Конструктивное взаимодействие ..................................................... 131
Толерантность в педагогическом процессе ...................................... 137
Тренинг профессионального здоровья
УДК 373.323.1
© Москвина Ì.Â., 2013
© Издательская фирма «Ñåíòÿáðü», 2013
Ìîñêâà, 2013
(практические çàíÿòèÿ) .............................................. 147
Мотивация трудовой деятельности ..................................................148
Направления работы руководителя по обеспечению психического
здоровья персонала ......................................................................... 171
Аутогенная тренировка ...............................................185
Заключение ..............................................................201
Рекомендуемая литература ........................................203
Стр.3
6
¹ 5, 2013 ã.
¹ 5, 2013 ã.
7
века. Информационный бум, ускорение ритма жизни, негативная
динамика межличностных отношений (замкнутость, снижение уровня
социальной поддержки и т. д.) и другие особенности современной
жизни приводят к эмоциональному напряжению, которое становится
одним из факторов развития различных заболеваний.
На рубеже третьего тысячелетия проблема психологического здоВведение
И
зменения,
происходящие в социально-экономической,
идеологической, политической, духовной
и культурной жизни, убедительно показывают,
что кризисные исторические явления в обществе невозможно
преодолеть без решения проблем субъектов
образовательной среды. Устарело и не соответствует
историческим преобразованиям в обществе понимание
и восприятие учителя как фигуры, доминирующей в учебном
процессе, в противоположность представлениям
о гуманистическом сотрудничестве в образовательной
среде. Нет никаких сомнений, что общеобразовательная
школа переживает кризис, который отражается на
всех субъектах образовательной среды, когда рушится
смысл прежней жизни, в том числе и профессиональной,
что неизбежно ведет к профессиональному искажению
личности с негативной динамикой субъектных свойств
(Ãëóøêîâà Í.È.).
Профессия педагога относится к сфере профессий
типа «человек — человек», к разряду стрессогенных и
эмоционально наиболее напряженных профессий.
Исследования последних лет свидетельствуют о возрастании
нагрузок на нервную систему и психику челоровья
педагогов занимает особое место в современном научном знании.
Теориям психологического здоровья посвящено значительное
количество исследований в психологии, психотерапии, педагогике,
медицине, физиологии, философии, социологии. И.В. Дубровина
разделяет понятия «психическое здоровье» (относится к психическим
процессам и механизмам) и «психологическое здоровье»
(харак теризует личность в целом в непрерывной связи с проявлениями
человеческого духа).
Очевидно, что в современных условиях увеличилось число тревожных
педагогов и учителей, отличающихся повышенным беспокойством,
страхом, неуверенностью, отмечается состояние
эмоциональной напряженности в профессиональной деятельности,
которая проявляется в снижении устойчивости психических функций
и понижении работоспособности.
На предлагаемых в книге практических занятиях, тренингах и семинарах-тренингах
участники смогут получить возможность реально
увидеть себя со стороны и сориентироваться в собственном сложившемся
опыте общения, познания себя и личностно-профессионального
саморазвития. Обучение происходит в среде, создаваемой
поступками и отношениями членов группы (10–15 человек), а также
моделированием значимых ситуаций взаимодействия, ролевыми
играми, групповыми дискуссиями, психотехническими упражнениями.
Реальная помощь педагогам, сотрудникам — это включение
их в психологическое познание через социально-психологические
тренинги и семинары.
Данные виды психологической работы требуют серьезной психологической
профессиональной подготовки от тренера в области
проведения социально-психологического тренинга, так как практические
занятия носят специфический характер. Необходимо
помнить, что знание психологических особенностей другого человека
— своеобразная форма власти над ним. Поэтому ведущий
Стр.4