Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635043)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Законность

Законность №4 1998 (128,60 руб.)

0   0
Страниц65
ID197082
АннотацияКак известно, в последние полтора десятилетия в России активно обновляется законодательство, по некоторым вопросам – кардинально, многие правовые институты претерпевают существенные изменения, вводятся новые. На страницах журнала за это время опубликовано много дискуссионных статей о месте и роли прокуратуры в нашем обществе и государстве, посвящённых судебной реформе, новому УПК, суду присяжных, реформе следствия в прокуратуре и т. д. Но это никогда не было в ущерб материалам об обмене опытом и комментариям законодательства, сложных вопросов правоприменительной практики. Регулярно публикуются и очерки о заслуживших признание прокурорах. У журнала есть сложившийся авторский коллектив, куда входят и известные учёные, и болеющие душой за дело работники правоохранительных органов практически из всех регионов России.
Законность .— 1998 .— №4 .— 65 с. — URL: https://rucont.ru/efd/197082 (дата обращения: 04.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

N2 4(762) Учредитепм: ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ РЕДАКЦИЯ ФЕДЕРАЦИИ, ЖУРНАЛА ЗАКОННОСТЬ ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ПРАВОВОЙ НАУЧНО ПРАКТИЧЕСКИЙ ИЗдАЕТСЯ С ЖУРНАЛ 1934 ГОдА Гпавный редактор ЗАИКИН Н. <...> ю. золотов восстановить Прокурор Ульяновской области ее прежнем статус прокуратуры организационном в виде, хотя вnолне понятны трудности вне Хотелось бы высказать некото сения изменений в конституцион рые соображения о концеnцИи даль ные нейшего развития прокуратуры. которым в этой связи nридется столк Прежде всего следует четко обо нормы и то сопротивление, с нуться. что Для изменения конституционного статуса прокуратуры важно, чтобы даже студенты юрфака задают не ее деятельность регламентировалась доуменные куратуры к органам судебной влас Федеральным конституционным за коном, а nрокурары субъектов Фе дерации назначались Президентом ти, РФ по представлению Генерального значить место nрокуратуры в систе ме органов государства, волросы о потому правомерно сти конституционного отнесения про что прямо следует из названия главы 7 Конституции РФ. <...> 129 Конституции предусматривает назначение прокураров субъектов Многочисленные ведомственные сти прокурара лично лично выехать, лич лично дать санкцию, утвердить, лично продлить срок, лично подnисать ответ и т. д. и <...> Глубоко убежден, что этот вопрос стратегически 2 важен для централь- f t t \ r прокуратуры •завязаны• на рассле· довании было лорождено известным компро формы t шанс стать правовым. \ t < J Надежд•>! идеологов судебио-пра :3ОВОЙ рефорtы на то, ЧТ<) Есс про6лемJ.~ _.десь разрешит су 1.. от•.\рва :iы о, р• . <...> 126 УПК РСФСР, и значительного сужения дел обязательной спрокурорской ка тегории•. <...> Совершенно оче Надо неизмеримо возрос, факторов явно прямо nризнать, недо что ны видно, что прокурорекая система на нешнее уголовно-процессуальное за думанно разорвана по предметам, ко конодательство торые УПК РФ даже не соответствуют отраслям надзора. <...> За счет это очевидным, го <...>
Законность_№4_1998.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Законность_№4_1998.pdf
N2 4(762) Учредитепм: ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕДАКЦИЯ ЖУРНАЛА ЗАКОННОСТЬ ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ПРАВОВОЙ НАУЧНОПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ИЗдАЕТСЯ С 1 934 ГОдА Гпавный редактор ЗАИКИН Н. П. Редакционная коппеrия: КАРЛИН А. Б., КЕХЛЕРОВ С. Г., КОБЗАРЬ В. А., КОНДРАШКОВ Н. Н., СМИРНОВ Г. П., ТАРАНЕНКО В. В. Технический редактор ЕВСТИГНЕЕВА Н. к. Корректор НИЗАМОВА Т. И. Адрес редакции: 103868, ГСП, Москва К-9, Б. Дмнтровка, д. 9, строение б Тепефон: 229·01 ·06 Сдано в набор 23.02.98. Подписано в nечать 27.03.98. Формат 70х108 1/16. Бумага кн. -ж.урн. Офсетная пе'lать. Уел. печ. л. 5,6. Уел. кр.-отт. 5,93. Зак. 2928 Ордена Трудового Красного Знамени Чеховекий полиграфический комбинат Государственного комитета Российской Федерации по печати 142300, г. Чехов Московской области Тел. (272) 71·336, факс (272) 62-536 1998 ~ •Законность•, 1998. 1
Стр.1
КАКОЙ БЫТЬ ПРОКУРАТУРЕ ю. золотов Прокурор Ульяновской области Хотелось бы высказать некоторые соображения о концеnцИи дальнейшего развития прокуратуры. Прежде всего следует четко обозначить место nрокуратуры в системе органов государства, потому что даже студенты юрфака задают недоуменные волросы о правомерности конституционного отнесения прокуратуры к органам судебной власти, что прямо следует из названия главы 7 Конституции РФ. Исходя из исторических российских традиций и сnецифической роли nрокуратуры логическим выходом из этого терминологического туnика и уточнения конституционного статуса ведомства было бы изменение названия главы 7 на •Судебная власть и nрокуратура•, а ст. 129 КонстиУуции, содержание которой было лорождено известным компромиссом в ходе конституционной реформы 1993 г., должна быть существенно изменена. Это обусловлено тем, что нынешняя российская действительность настоятельно требует решительного повышения роли структур федеральных органов власти на региональном уровне. Органы nрокуратуры с момента своего создания Пе'rром I традиционно были и в России, и в бывшем СССР инструментом проведения политики Центра с полномочиями применекия санкций. Сегодняшняя ситуация, когда ст. 129 Конституции предусматривает назначение прокураров субъектов Федерации по согласованию с местными властями, на практике означает отказ от основного принцила построения nрокуратуры ной власти, которая nросто обязана восстановить статус прокуратуры в ее прежнем организационном виде, хотя вnолне понятны трудности внесения изменений в конституционные нормы и то сопротивление, с которым в этой связи nридется столкнуться. Для изменения конституционного статуса прокуратуры важно, чтобы ее деятельность регламентировалась Федеральным конституционным законом, а nрокурары субъектов Федерации назначались Президентом РФ по представлению Генерального прокурора. Объективная оценка сегодняшней правозащитной и Нilдзорной функции прокуратуры вызывает обосно· ванные претензии общества главным образом лотому, что на районIIОМ и областном уровнях органы прокуратуры •завязаны• на рассле· довании огромного количества о6щеуrоловных преступлений (убийств, изнасилований, а теперь поджогов и причинений тяжкого вреда здоровью), отнесенных к исключительной прокурорекай подследственности. Многочисленные ведомственные акты, регламентирующие обязанности прокурара лично выехать, лично допросить, лично дать санкцию, лично утвердить, лично продлить срок, лично подnисать ответ и т. д. и т. n., практически nри нынешнем штатном обеспечении просто не позволяют ему выполнять свои надзорные полномочия (а ведь в доброй по- централизма, опираясь на который можно реально избежать nревращения ее в •карманный• орган местных поли· ТИКОВ. Глубоко убежден, что этот вопрос стратегически важен для централь2 ловине российских райпрокуратур - основного nрокурарекого надзорного звена - всего по 2-3 оперативных работника). Можно, конечно, закрывать на эти проблемы глаза и постоянно находиться в поле жесткой критики за недостатки в надзорной деятельности , но nо~шмо ведомственного авторитета от этого намного в большей степени страдают интересы общества, которое впервые, пожалуй, в своей истории получило шанс стать правовым. f t t r t \ \ < J \ f t
Стр.2
Надежд•>! идеологов судебио-пра:3ОВОЙ рефорtы на то, ЧТ<) Есс про6лемJ.~ _.десь разрешит су 1.. от•.\рва:iы о, р• .ЛЫ'!·:--!1 жи:.>ни. Надзорный nоте11циал прокуратуры при условии освобождения ее от чрезмерно возросшей функции nредварительного расследования общеуголовных преступлений может оказаться важным фактором утверждения законности и защиты прав граждан в деятельности всех правоохранительных органов. В этой связи руководству Генеральной прокуратуры, на наш взгляд, следует добиваться пересмотра вопросов подследственности , закрепленных в ст. 126 УПК РСФСР, и значительного сужения дел обязательной спрокурорской категории•. Это nозволит nри тех же штатах коренным образом сместить акценты в сторону решительного усиления надзора. Для усnешного решения проблем, на наш взгляд, могут быть использованы и значительнь1е внутриведом5 прокуратур (территориальная, военная, специальная, транспортная, ственные резервы. Совершенно очевидно, что прокурорекая система надуманно разорвана по предметам, которые даже не соответствуют отраслям надзора. Это привело к тому, что практически в каждом субъекте Федерации совершенно независимо друг от друга действуют сразу природоохранная) и над каждой из них есть вышестоящие управленческие структуры. Искренне убежден, что, за исключением военных, остальные прокуратуры должны составлять единую систему на региональном уровне, а их вышестоящие звенья управления (на правах прокуратур областей) совершенно безболезненно могут быть упразднены. За счет этого мо~но и нужно в значительной степени укрепить райош!ое и городское звенья, а в прокуратурах субъектов Федерации создать специальные подразделения или группы для системного надзора в деятельности органов налоговой полиции и таможни. С регионального уровня отчетливо видно, что таможни (а в некоторых субъектах Федерации их действует несколько) нынешними транспортными прокуратурами в надзорном nлане не обеспечиваются. Структура таможенных органов не совпадает с системой транспортных щюкуратур. Ульяновская таможн:я, например, насчитывает более 250 оnеративных работников, имеет 4 подразделения в городах области, подразделение дознания, должна заниматься оперативно-розыскной деятельностью, в сферу внешнеэкономической деятельности вовлечены многие тысячи граждан и хозяйствующих субъектов, что требует соответствующего уровня надзора прокуратуры. За счет этих внутриведомственных резервов (если нет других вариантов) в прокуратурах субъектов Федерации следует создать группы по надзору за деятельностью УООП милиции, объем работы которых за последние годы неизмеримо возрос, а специфика их деятельности требует действенного и повседневного надзора, который сегодня в силу объективных факторов явно недостаточен. Надо прямо nризнать, что нынешнее уголовно-процессуальное законодательство (а проект нового УПК РФ - еще в большей степени!) в части регламентации вопросов nредварительного следствия по сути требуют перманентного увеличения штатов работников следствия и дознания. Под трескотню о дополнительных гарантиях некоторые процессуальные догмы на стадии следствия доведены до абсурда, не имеют никакого значения для судьбы дела. При бесспорности положения о том, что в соответствии с законом в основу приговора могут быть положены лишь рассмотренные в суде6но~1 заседании доказательства, это становится настолько очевидным, что требует принципиального пересмотра сама концепция процессуального закона, который вот уже несколько лет подряд ревизуется только с учетом l'шения разработчиков и идеологов концепции судебно-правовой реформы. Взяв многие правовые институты из разных западных систем права, они забыли захватить те, которые обеспечивают интересы законопослушных граждан, жертв преступлений, подавляющего большинства общества и справедливого правосудия.
Стр.3