Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634928)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Законность

Законность №4 1997 (128,60 руб.)

0   0
Страниц65
ID197070
АннотацияКак известно, в последние полтора десятилетия в России активно обновляется законодательство, по некоторым вопросам – кардинально, многие правовые институты претерпевают существенные изменения, вводятся новые. На страницах журнала за это время опубликовано много дискуссионных статей о месте и роли прокуратуры в нашем обществе и государстве, посвящённых судебной реформе, новому УПК, суду присяжных, реформе следствия в прокуратуре и т. д. Но это никогда не было в ущерб материалам об обмене опытом и комментариям законодательства, сложных вопросов правоприменительной практики. Регулярно публикуются и очерки о заслуживших признание прокурорах. У журнала есть сложившийся авторский коллектив, куда входят и известные учёные, и болеющие душой за дело работники правоохранительных органов практически из всех регионов России.
Законность .— 1997 .— №4 .— 65 с. — URL: https://rucont.ru/efd/197070 (дата обращения: 30.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Одной из таких базовых посылок противников прокуратуры является утверждение, что она по своей сути не способна вписаться в демократи ческое общество и потому является тормозом на пути общественного про гресса. <...> Нет ничего более гибельного, чем: та смесь агрессивных, обворовывающих ществе nравовой механизм: защиты общего и социально слабого и уже в силу этой уникальности заслуживаю щая занесения в Красную книгу с запрещением: охоты на нее. и стреляющих друr в друга индиви Подлинной бедой доминирующих сейчас nравовых воззрений является то, что их первоосновой выступает не дов, жизнь, которую пытаются выдать за идеал человеческого общежития. <...> В ряду натуж ных бесплодных терзаний находится и воnрос о том:, к какой ветви власти отнести прокурарекий надзор. <...> Сегодня прокуратура един ственный еще сохранившийся в об- •• неnосредственно между Представлениями от законода отвлеченными о праве и здравым: смыслом:, nричем: nозиции последнего все больше слабеют. <...> Не в этом ли подлинная беда и боль России? <...> Институт прокурарекого надзора рашние на неведома какие полки, авторитеты. <...> С какой разрешенной отва гой стали бы мы ниспровергать вче че . - является ли закон маятника единственным писаным для нас зако· н ом? r 1 t 1 ·l Разъясняем, комментируем, анализируем ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВЫМОГАТЕЛЬСТВО Статья 163 УК РФ определяет признаки состава вымогательства как требование передачи чужого имуще ства или права на имущество или или его близких, либо иных сведе ний, которые могут причинить сущест венный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близ совершение других действий имуще ственного характера под угрозой nри ких. менения насилия либо уничтожения корыстных или повреждения чужого имущества, ственных а равно под угрозой распространения сведений, nозорящих потерпевшего ния 4 Вымогательство и, - как посягательств собственности, примыкая особая форма правило, к на насиль отноше которое, хищениям чужого <...>
Законность_№4_1997.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Законность_№4_1997.pdf
N2 4 (750) 1 ' 1 1 ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ПРАВОВОЙ НдУЧНОПРдКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ИЗДАЕТСЯ С 1934 ГОДА Главный редактор ЗдИКИН Н. П. РедаkЦМонная колпеrия: КАРЛИН д. Б. , КЕХЛЕРОВ С. Г., КОБЗАРЬ В. д., КОНДРдШКОВ Н. Н., СМИРНОВ Г. П., ТдРдНЕНКО В. В. Технический редактор ЕВСТИГНЕЕВА Н. К. Корректор НИЗдМОВд Т. И. Адрес редакции: 103868, ГСП, Москва К-9, Б. Дмнтровка, д. 9, строенив б Тепефон: 229-01-06 Сдано в набор 24.02.97. Подnисано в nечать 02.04.97. Формат 70х108 1/16. бумага кн.-журн. Офсетная nечать. Уел. nеч. л. 5,6. Уел. кр.-отт. 5,93. Тираж 5860. Зак. 297. Ордена Трудового Красного Знамени Чеховекий nолиграфический комбинат Комитета Российской Федерации no nеч~ти 1997 142300, г. Чехов Московской области тел. (272) 71-336, факс (272) 62-536 © •Законность», 1997. Учредители: ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРдТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕДАКЦИЯ ЖУРНАЛА ЗАКОННОСТЬ
Стр.1
ПРОКУРАТУРА В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСГВЕННОЙ ВЛАСТИ О. ВИНОГРАдОВ За.меститель прокурара Т верекой области Тема места и значения прокуратуры в системе органов государственной власти заслуживает освещения не только с позиции огульной критики. Односторонний подход чаще всего порождает заблуждения. Да и убедительность аргументов наших оппонентов никогда не проверялась в споре. Их непреложность как бы даровалась свыше и не подлежала обсуждению. Но, как известно, истинность выводов находится в прямой зависимости от истинности посылок. Одной из таких базовых посылок противников прокуратуры является утверждение, что она по своей сути не способна вписаться в демократическое общество и потому является тормозом на пути общественного прогресса. Так ли это? Вообще говоря, слово •демократия• применительно к нашей действительности следует употреблять осторожно, потому что в этом контексте оно не всегда припятое под ним понимать. Попытка соотнести это слово с его историей рождает ассоциацию со словом •хаос• . Напротив, синонимом слова •порядок• всегда были авторитарные режимы, повинные в массовых репрессиях. не было в нашей истории даже короткого периода, когда бы демократия и порядок еливались в единое. Они всегда были антипода· ми: либо демократия вне порядка, либо порядок ценой полного отказа от демократии. В основе этого прискорбного явления, характерного для российской истории последнего столетия, лежало взятое на вооружение нашей политической мыслью стремление строить властную пирамиду общества на антагонизме социальных интересов. Отсюда однобокость и непрочность подобных конструкций. Ведь любое здоровое демократиоценивать ли его ческое общество с позиций исторического материализма либо воспользоваться столь популярными сейчас либеральными экономическими теориями отличается нездорового и недемократического тем, что в нем всегда есть баланс частного и публичного интересов. То же, что рождала наша политическая мысль, всегда основывалось пременном подавлении одного из чрезмерном невторого. В этом смысле и нынешняя перестройка общества ничего нового не изобрела. Она развивается все по той же привычной схеме. какими бы реверансами в сторону общечеловеческих ценностей ни сопровождалось строительство нового общественного здания, результат также привычен перед нами хорошо знакомая покосившаяся избушка, только перекрашенная в другой цвет. Перед нами та же чудовищная дисгармония интересов, в которой публичному интересу отказано вправе 1 1 существование, а частный возведен в степень абсолюта. На такой почве демократия не возникает, а появляется тот суррогат, именовать который демократией можно только по недоразумению. Характерной особенностью нашего исторического пути является то, он не был поступательным, а следовательно, и тие проrресса нему, строго говоря, неприменимо. Его графическим символом была бы не спираль, а колебания маятника, где крайне левое положение хаос, а крайне правое десnотия. Не имея сил разорвать этот порочный круг, мы постоянно бросаемся от деспотии к хаосу, деспотии, обильно сдабривая каждый цикл кровью. Персживаемый сейчас исторический период не более чем фаза движения этого маятника, занявшего крайне левое положение и уже накопивназад к j t - - на них от возвеличивании - И 1 и t на что к - поня - затем означает И 2
Стр.2
шего необходимый потенциал, чтобы двигаться в противоположнуiQ крайность. Нет ничего более абсурдного, чем: общество, отрицающее в себе общее. Нет ничего более гибельного, чем: та смесь агрессивных, обворовывающих и стреляющих друr в друга индивидов, которую пытаются выдать за идеал человеческого общежития. Совершенно очевидно, что сnасение демократии напрямую зависит от того, будет ли достигнута гармония между частным и nубличным: началами. А в сложившейся ситуации этот вопрос должен быть поставлен еще более жестко - будет ли восстановлен в правах поnранный обществен· ный интерес, получит ли он необходимую защиту? А отсюда еще один, по существу, главный - кто способен решить эти задачи? Несуразным: в сложившейся структуре власти является то, что наиболее последовательным: выразителем частного интереса в ней выступает высшая исnолнительная власть, которая по определению должна бы делать nрямо nротивоnоложное. Более того, именно она, высшая исполнительная власть, является носителем: крайне разрушительной, офиuиалыюй идеологии абсолютизации частного. Именно она возвела в норму поведения правило естествеиного отбора - выживает только сильный. Законодательная власть практически не обладает рычагами влияния на реальную политику. Судебная власть по самой своей природе стоит над интересами и не может выражать ни один из них. Сказанное дополняется тем, что и вся правовая система носит элитный характер. Совместив принuип своего невм:ешательства в споры о праве с воnиющим социальным:: неравенством:, она обрекла на безысходность наиболее слабый интерес и сегодня является удобной формой легализации власти сильного. Было бы наивным полагать, что прокуратура в одиночку способна решить спасительную задачу по защите общего. Бессnорно, принципиальное решение этого вопроса зависит от корректировки политического курса. Но не менее бессnорно и следующее. Сегодня прокуратура единственный еще сохранившийся в об•• ществе nравовой механизм: защиты общего и социально слабого и уже в силу этой уникальности заслуживающая занесения в Красную книгу с запрещением: охоты на нее. Подлинной бедой доминирующих сейчас nравовых воззрений является то, что их первоосновой выступает не жизнь, а схоластическое nодражательное умствование. В ряду натужных бесплодных терзаний находится и воnрос о том:, к какой ветви власти отнести прокурарекий надзор. Отвечая на него, неплохо бы внимательнее вглядеться в свое недавнее прошлое, когда мысль о трехчлениости власти еще не проникла в наше сознание и когда обоснованность своего присутствия мы по простоте душевной соотносили с nравопорядком. И ведь что удивительно, кое-что получалось и тогда. Предвижу упреки в авторитарности, которые вынуждают возвратиться в начало этих рассуждений о первичности политики по отношению к праву. Сам: по себе упрек, безусловно, справедливый, но это упрек не прокуратуре, а той властной системе, в рамках которой она действовала. Этот упрек в равной мере относится к любому другому институту власти, включая суды, nоскольку их деятельность тоже определялась рамками политической системы. Сама по себе nрокуратура не более авторитарна, чем: авторитарен закон. Рассуждая о ней, почему-то никто не говорит о том:, что она сугубо правовой институт. А ведь этот существенный nри· знак исключает все обвинения в ее принадлежности к командной системе. Отличаясь от судебной власти своей активной позицией, она тем: не менее все свои властные полномочия реализует не неnосредственно, а только через суд. Что же в этом: плохого? Совершенно очевидно, что прокурорский надзор - особый вид власти, которая должна nолучать полномочия неnосредственно от законодателя, им формироваться и быть подотчетной только ему. Нынешнее положение прокуратуры следует оnределить как зыбкий компромисс между отвлеченными Представлениями о праве и здравым: смыслом:, nричем: nозиции последнего все больше слабеют. Отражение этого компромисса границы надзора, з
Стр.3