Практики, ученые-юристы, специа
следователями
стояла дилемма: увольняться с воен
листы затратили
ной службы
гии, чтобы законодатели убедились в
ны
или,
туры
80-х
и
nереходить в
орга
территориальной
прокуратуры
наоборот, уходить из прокура
в армейские структуры. <...> Фе
формации, общественном мнении пре
обладающими стали негативные оцен
чи. <...> И все в подтверж
глашения о правоохранительных орга
данские прокурары качественнее бу
дение
своих
слов
дили
nримеры
и
оценок
уnущений,
приво
ошибок
(вnолне доказательно) в деятельности
нах в объединенных вооруженных си
лах
и
вооруженных
силах
госу
ликвидировав структуры тоталитарно
дарств - участников Содружества во
прос о военной прокуратуре снят
вообще. <...> В nериод серьезных реформ у нас
стране во многих сферах дея
военная прокуратура защитить закон
тельности стало модным обращаться к
щих? <...> Итак, военная прокуратура в тече
•
Вnервые руководитеJiем всех воеtiных nро
курорав и следователей России назначен ·гра
жданский человек
-
Валентин Паничев. <...> Последняя его
должность nеред назначением
товской области.
-
прокурор Рос
ние нескольких десятилетий сущест
вовала
довольно
автономно,
в
1
виде
единой централизованной системы,
подчиненной неnосредственно Гене
1
ральному прокурору СССР. <...> Во всех перечисленных слу
чаях,
в том
числе и
по незаконному
изъятию из воинских частей боевой
техники, оружия и боеприпасов, на
ши военные прокурары возбуждали
уголовные
дела
и
после
выполнения
необходимых следственных . действий
в работе военной прокуратуры, в пони
направляли их по подследственности в
мании
территориальные
военными прокурарами и сле
дователями своего профессионально
государств.
прокуратуры
Однако
этих
безрезультатно.
го долга. <...> Недавнее решение министра оборо
ны России силой оружия защищать
российских военнослужащих вряд ли
ного пространства, имевшего место в
Союзе, больше нет. <...> Права воен
нослужащего
щены,
должны
независимо
является
в
от
процессе.
быть
того,
В
Защи <...>
Законность_№8_1992.pdf
ISSN
8 О
8
8
В
8
8
J
.
8
.
?
,
•
,
'
0869-4486
ИСПОЛНЕНИЕЗАКОНОВ
ПРИВАТИЗАЦИИ.
Практика прокурарекого надзора.
ВОЕННАЯ ПРОКУРАТУРА.
Какой ей быть?
КРУПНОМА<;ШТАБНЫЙ
СЛЕДСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.
помощь прокурору, следователю.
СУДЕБНО-БАЛЛИСТИЧЕСКАЯ
ЭКСПЕРТИЗА.
Возможности и перспективы.
УЩЕРБ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЮ
ОТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ.
Как его возмещать?
-ПРЕЗУМПЦИЯ НЕВИНОВНОСТИ.
Рассуждают юрист и математик.
'92
Стр.1
•
Kexnepo1
•
•
t03868,
04.11.92.
1162
5200
JJ9·01-06
6
rcn,
yn.,
XI<н:
Мосма• К-9,
Пуwкмнс~t~•
стр01нме
Телефон кllнцелRрин:
ю. KopetteJCXИЙ
Сдано в набор
Подnисано к печати
Формат 70Х1081
бумага к>4.-журн.
0фсетн11R nечать
Уел. nеч. л.
Уел. кр.-отт.
Тнре~ж
Зак.
Цене 30 руб.
Орден11 Трудового
Красного Знаменн
Чеховеким
nолиграфический
комбинат
Министерства nечати и
информации Росснйскоli
Федер;щнн
r. Чехов
Московской обл&стн.
/,б
Ф. Кондратьев,
М. Ковалев
ВУЗЫ И ИРАКТИКА
О. Кутафин
С. Степанов,
А. Тер-Акопов,
Г. Орлов
СТРАНИЦЫ
ю. 0р.ю8
ИССЛЕДОВАНИ~ПОЛЕМИКА,ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
И. KyJIИI(Oaa
семи н.я:нек
Э. KJUINJtO
Формула преэумпции невиновиости
нуждается в пересмо~е
Про
лемы принциnиальные
Социалъные и юридические асnекты
самоубийства
24
20
г.
СQдержание
~
В. Паничев
Б. HaмecnotJ(.oв
~
~~ ~~.:.---L.·
Военная nрокуратура: вчера и
сегодня
Приватизация к прокурорский
надзор
В ПОМОЩЬ ПРОКУРОРУ, СЛЕДОВАТЕЛЮ, СУДЬЕ
А. Фролов,
А. Кондратов,
Б. Куэнецов,
В. Григорьев
М. Ростов
..
ОрганJtэация крупномасштабного
следственного эксперимента
Возможности
судебно-баллистической
экспертизы
ТОЧКА ЗРЕНИЯ:
В. Хариоо11
м. Бык8J101
11
14
Пусть преступник полностью
возмещает ущерб
Правы ли законодатели?
Новое время
граммы
новые про31
Экология
и nраво
33
«Рукоiюдствуютс.я
убеждением
НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
ПОСТАНОВЛЕНИЯ:
АРБИТРАЖНОГО СУДАРФ
ИЗ ИРАКТИКИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
«381СОИНОСТ1t•,
ВЫСШЕГО
воим
законами•
35
Стр.2
ВОЕННАЯ ПРОКУРАТУРА: ВЧЕРА И СЕГОДНЯ
В. ПАНИЧЕВ*
Начмьник Главного уnравдения по надзору
за собдюдением законов в Вооруженных
Силах Генерадьной прокуратурыРФ
До
недавнего nрошлого военная
nрокуратура nереживала сложный период.
Решался гамлетовский вопрос:
быть или не быть? Сохранится ли
военная nрокуратура или она будет
вообще ликвидирована? Перед тремя
тысячами офицеров
военными
nрокурарами и следователями
стояла дилемма: увольняться с военной
службы и nереходить в органы
территориальной прокуратуры
или, наоборот, уходить из прокуратуры
в армейские структуры. С конца
80-х годов в средствах массовой информации,
общественном мнении преобладающими
стали негативные оценки
деятельности военных прокуроров
и следователей, потоком пошли упреки
в их неспособиости решать поставленные
nеред nрокуратурой зада~
чи. .Ликвидировать военную nрокуратуру&,-
требовали одни; «заменить
территориальной&,- вторые; «гражданские
прокурары качественнее будут
осуществлять надзор в армии»,утверждали
третьи. И все в подтверждение
своих слов и оценок приводили
nримеры уnущений, ошибок
(вnолне доказательно) в деятельности
органов военной прокуратуры. Заявляя
при этом, что строить демократическое
государство можно, лишь
ликвидировав структуры тоталитарного
режима, которыми, по их мнению,
являются военные правоохранительные
органы.
В nериод серьезных реформ у нас
в стране во многих сферах деятельности
стало модным обращаться к
опыту развитых стран, реформировать
структуры, создавать их такими,
как <<Там». И когда . речь в законодательных
органах России зашла о
военной прокуратуре, оказалось, что
«Там• -
в большинстве западных
демократических государств - воеиная
прокуратура... существует. Более
того, в отличие от нашей она подчинена
военному командованию.
Практики, ученые-юристы, специалисты
затратили немало сил и энергии,
чтобы законодатели убедились в
необходимости сохранения органов
военной прокуратуры, в специфике
ее деятельности.
С февраля 1992 г. все военные nрокуратуры
на территории России, в
груnпах войск, ряде стран, вошедших
в Содружество независимых государств,
взяты nод ее юрисдикцию.
Главная военная nрокуратура преобразо~аиа
в Главное уnравление Генеральной
nрокуратуры Российской. Федерации
по надзору за исnолнением
законов в Вооруженных Силах.
После Ташкентской встречи. глав
государств СНГ и заКJiючения Соглашения
о правоохранительных органах
в объединенных вооруженных силах
и вооруженных силах государств
- участников Содружества вопрос
о военной прокуратуре снят
вообще. Она, как и военные суды,
сохранена во всех государствах СНГ.
Так какой же это институт - военная
nрокуратура: он принадлежит
демократическому или все-таки тоталитарному
государству? Способна ли
военная прокуратура защитить законные
права российских военнослужащих?
Правильные ответы на эти вопросы
имеют большое значение. Они
позволяют сделать вывод и о дальнейшей
судьбе органов военной прокуратуры.
Итак,
военная прокуратура в тече•
Вnервые руководитеJiем всех воеtiных nрокурорав
и следователей России назначен ·гражданский
человек - Валентин Паничев. За
Двадцать пять лет работы в органах nрокуратуры
он nрошел nуть 01' nомощника nрокурара
района до прокурора области. Последняя его
должность nеред назначением - прокурор Ростовской
области.
1
1
r
ние нескольких десятилетий существовала
довольно автономно, в виде
единой централизованной системы,
подчиненной неnосредственно Генеральному
прокурору СССР. С учетом
особой значимости в те годы армии
военная прокуратура ближе была по
1 1
1
1
)
1
1
1
1
Стр.3