Аналитический доклад 2010/09
Продвижение товаров
Узбекистана
на внешние рынки
Ташкент 2010
Доклад подготовлен группой экспертов:
Руководитель – Ризаев Ф. <...> По все вопросам, касающимся перепечатки, перевода и приобретения печатных
версий обращаться по следующему адресу: Центр экономических исследований,
Узбекистан, Ташкент, 100070, ул. <...> Анализ товарной и географической структуры экспорта Узбекистана.......................7 <...> Транспортное обеспечение экспорта и развитие транзитного потенциала............ 28 <...> Льготы и преференции, предоставляемые производителям-экспортерам
в Узбекистане
7 <...> Вхождение национальных производителей в цепочку добавленной стоимости
ТНК – как фактор роста конкурентоспособности и диверсификации
экспорта
27 <...> Почему посреднические формы не способствуют наращиванию
экспорта страны? <...> Динамика экспорта Узбекистана в страны СНГ за 2000-2009 гг. (млн. долл. <...> Динамика экспорта Узбекистана в Российскую Федерацию (млн. долл. <...> Динамика экспорта Узбекистана в страны дальнего зарубежья (млн. долл. <...> Структура экспорта Республики Узбекистан за 1995-2009 годы (в %)
10 <...> Распределение экспорта Узбекистана между странами СНГ
и прочих стран (млн. долл. <...> Структура экспорта Узбекистана в страны дальнего зарубежья (в %)
15 <...> Доля стран дальнего зарубежья в экспорте отдельных
товаров Узбекистана (%
21
Продвижение товаров Узбекистана на внешние рынки
Введение
Опыт быстро развивающихся стран показал, что только ориентация
экономики на экспорт позволяет достичь высокого уровня конкурентоспособности и темпов развития национальной экономики и благосостояния народа. <...> В результате последовательной реализации этой стратегической цели за последние годы в стране
сложилась целостная система государственного содействия экспорту,
что способствовало ускоренному росту объемов экспорта и повышению
в его структуре не сырьевых товаров с более высокой добавленной
стоимостью. <...> При этом, если в
экспорте страны на рынки стран СНГ этот показатель <...>
Аналитические_записки_и_брифы_ЦЭИ_(на_русском_языке)_№9_2010.pdf
Аналитический доклад 2010/09
Продвижение товаров
Узбекистана
на внешние рынки
Ташкент 2010
Стр.1
Доклад подготовлен группой экспертов:
Руководитель – Ризаев Ф.
Координатор проекта – Сиражиддинов Н.
Нац. эксперты:
Рябенко Л.
Касымов С.
Чепига В.
Кадыров Ф.
Закир З.
Точка зрения, выраженная в данном аналитическом докладе, принадлежит членам
рабочей группы и может не совпадать с официальной точкой зрения ЦЭИ
© Центр экономических исследований, 2010
Все права принадлежат Центру экономических исследований. Любое воспроизведение
доклада или использование выдержек из данной публикации могут быть
произведены только с письменного согласия, ссылка на источник обязательна.
По все вопросам, касающимся перепечатки, перевода и приобретения печатных
версий обращаться по следующему адресу: Центр экономических исследований,
Узбекистан, Ташкент, 100070, ул. Усмана Носира, 1-й тупик, дом 5.
2
Стр.2
Оглавление
Введение .................................................................................................................................................................5
1. Анализ товарной и географической структуры экспорта Узбекистана ......................7
1.1. Экспорт в страны СНГ ........................................................................................................................ 10
1.2. Экспорт в страны дальнего зарубежья ..................................................................................... 15
2. Стимулирование диверсификации товарной и географической
структуры экспорта .................................................................................................................................. 22
2.1. Институциональные меры поддержки экспортеров ......................................................... 22
2.2. Транспортное обеспечение экспорта и развитие транзитного потенциала ........... 28
2.3. Налоговые и таможенные аспекты стимулирования экспорта ..................................... 31
2.4. Финансовые инструменты стимулирования экспорта ...................................................... 35
Заключение ........................................................................................................................................................ 38
Приложения ....................................................................................................................................................... 40
Приложение 1. Структура экспорта Республики Узбекистан
в Российскую Федерацию .............................................................................................. 40
Приложение 2. Структура экспорта Узбекистана в Украину .......................................................... 42
Приложение 3. Структура экспорта Узбекистана в Казахстан ....................................................... 44
Приложение 4. Структура экспорта Узбекистана в Швейцарию за 2001–2009 гг. ................ 47
Приложение 5. Структура экспорта Узбекистана в США ................................................................ 48
Приложение 6. Струкутура экспорта Узбекистана в Великобританию
за 2001–2009 гг. .................................................................................................................... 49
Приложение 7. Структура экспорта Узбекистана в Афганистан за 2001–2009 гг. ................ 50
Приложение 8. Структура экспорта Узбекистана в Исламскую Республику
Иран за 2001–2009 гг. ........................................................................................................ 53
Приложение 9. Структура экспорта Узбекистана в Китайскую Народную Республику ...... 54
Приложение 10. Структура экспорта Узбекистана в Турцию .......................................................... 56
3
Стр.3
Вставки
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Льготы и преференции, предоставляемые производителям-экспортерам
в Узбекистане
Дополнительные меры по поддержке предприятий-экспортеров
в условиях мирового финансово-экономического кризиса:
Британская ассоциация экспортеров (BExA)
Внедрение международных стандартов качества ISO – как важный фактор
повышения качества и роста конкурентоспособности товаров
Вхождение национальных производителей в цепочку добавленной стоимости
ТНК – как фактор роста конкурентоспособности и диверсификации
экспорта
Диверсификация экспорта в зарубежных странах
Развитие альтернативных международных транспортных коридоров
Развитие транзитного потенциала страны
Почему посреднические формы не способствуют наращиванию
экспорта страны?
Условия Консенсуса ОЭСР по экспортному кредитованию
и страхованию
Рисунки
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Динамика экспорта Узбекистана за 1995-2009 гг. (млн. долл. США)
Динамика экспорта Узбекистана в страны СНГ за 2000-2009 гг. (млн. долл. США)
Динамика экспорта Узбекистана в Российскую Федерацию (млн. долл. США)
Динамика экспорта Узбекистана в Украину (млн. долл. США)
Динамика экспорта Узбекистана в Казахстан (млн. долл. США)
Динамика экспорта Узбекистана в страны дальнего зарубежья (млн. долл. США)
Динамика экспорта Узбекистана в Швейцарию (млн. долл. США)
Динамика экспорта Узбекистана в США (млн. долл. США)
Динамика экспорта Узбекистана в Великобританию (млн. долл. США)
Динамика экспорта Узбекистана в Афганистан (млн. долл. США)
Динамика экспорта Узбекистана в Исламскую Республику Иран
(млн. долл. США)
Динамика экспорта Узбекистана в КНР (млн. долл. США)
Динамика экспорта Узбекистана в Турцию (млн. долл. США)
Таблицы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
4
Структура экспорта Республики Узбекистан за 1995-2009 годы (в %)
Распределение экспорта Узбекистана между странами СНГ
и прочих стран (млн. долл. США)
Структура экспорта Узбекистана в страны СНГ за 2000-2009 гг. (в %)
Доля отдельных стран в экспорте Узбекистана на рынки СНГ (в %)
Структура экспорта Узбекистана в страны дальнего зарубежья (в %)
Доля стран дальнего зарубежья в экспорте отдельных
товаров Узбекистана (%
10
10
11
11
15
21
9
11
12
13
14
15
16
16
17
18
19
19
20
стр.
7
8
24
26
27
27
29
29
33
35
Стр.4