Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.

Интегральная индивидуальность старшеклассников с различными учебными интересами: теория, диагностика и проблемы профессионального самоопределения

0   0
АвторыМедведева Татьяна Николаевна
Издательство[Б.и.]
Страниц115
ID191975
АннотацияАвтор рассматривает проблему интегральной индивидуальности как важнейшего фактора личностного и профессионального развития современного старшеклассника. Приводятся результаты исследований характерных особенностей структуры интегральной индивидуальности у современных старшеклассников с различными учебными интересами. Особое внимание уделяется результатам сравнительных исследований и выявленным взаимосвязям внутри – и межуровневых компонентов интегральной индивидуальности у современных старшеклассников с различными учебными интересами. В монографии также приводится детальное описание модели структуры интегральной индивидуальности и тексты диагностического инструментария, направленного на измерение целостной структуры интегральной индивидуальности современного старшеклассника. Книга адресована педагогам-психологам, организаторам образовательных учреждений, а также преподавателям психолого-педагогических дисциплин и студентам высших учебных заведений.
Кому рекомендованоКнига адресована педагогам-психологам, организаторам образовательных учреждений, а также преподавателям психолого-педагогических дисциплин и студентам высших учебных заведений.
ISBN978- 5-89469-017-Х
УДК159.9
ББК88.4
Интегральная индивидуальность старшеклассников с различными учебными интересами: теория, диагностика и проблемы профессионального самоопределения : теория, диагностика и проблемы профессионального самоопределения [Текст] : монография / Т.Н. Медведева .— : [Б.и.], 2011 .— 115 с. — ISBN 978- 5-89469-017-Х .— URL: https://rucont.ru/efd/191975 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Т. Н. Медведева ИНТЕГРАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ УЧЕБНЫМИ ИНТЕРЕСАМИ: ТЕОРИЯ, ДИАГНОСТИКА И ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ Монография Соликамск СГПИ 2011 УДК 159.9 ББК 88.4 М 42 Рецензенты: <...> М 42 Интегральная индивидуальность старшеклассников с различными учебными интересами: теория, диагностика и проблемы профессионального самоопределения [Текст] : монография / Т. Н. Медведева. <...> Проблема профессиональных интересов и склонностей старшеклассников подробно изучалась в отечественной психологии, однако большинство работ, посвященных данной тематике, увидело свет в конце 70-х начале 80-х годов прошлого века. <...> С тех пор, с нашей точки зрения, ситуация профессионального самоопределения старшеклассников значительно видоизменилась, однако нам не удалось обнаружить исследований, посвященных изучению профессиональных склонностей старшеклассников с различными учебными интересами в структуре интегральной индивидуальности. <...> Благодаря усилиям отечественных исследователей (Ф. Н. Гоноболин, Н. В. Кузьмина, И. В. Комусова и др.) на данный момент существует определенный категориальный аппарат в области изучения профессиональных склонностей. <...> Л. А. Головей, В. И. Журавлев, Г. М. Щукина выявили в формировании профессиональной мотивации роль таких психологических особенностей личности, как интеллектуальные, психомоторные, эмоциональные характеристики. <...> Наиболее эффективно данная проблема может быть решена с позиции системного подхода к изучению человеческой индивидуальности. <...> Этот подход основан на теории интегральной индивидуальности, что позволяет рассматривать профессиональные предпочтения как сложное, иерархически организованное образование, детерминированное разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности (ИИ). <...> По определению В. С. Мерлина, интегральная индивидуальность – это особый, выражающий индивидуальное своеобразие характер связи между свойствами <...>
Интегральная_индивидуальность_старшеклассников_с_различными_учебными_интересами__теория,_диагностика_и_проблемы__профессионального_самоопределения.pdf
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Соликамский государственный педагогический институт» (СГПИ) Т. Н. Медведева ИНТЕГРАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ УЧЕБНЫМИ ИНТЕРЕСАМИ: ТЕОРИЯ, ДИАГНОСТИКА И ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ Монография Соликамск СГПИ 2011
Стр.1
УДК 159.9 ББК 88.4 М 42 Рецензенты: Т. Н. Березина – доктор психологических наук; Н. И. Гаршина – кандидат психологических наук, доцент; И. А. Церковная – кандидат психологических наук, доцент. М 42 Медведева, Т. Н. Интегральная индивидуальность старшеклассников с различными учебными интересами: теория, диагностика и проблемы профессионального самоопределения [Текст] : монография / Т. Н. Медведева. – Соликамск: ФГБОУ ВПО «СГПИ», 2011. – 115 с. – 100 экз. – ISBN 5-89469-017-Х Автор рассматривает проблему интегральной индивидуальности как важнейшего фактора личностного и профессионального развития современного старшеклассника. Приводятся результаты исследований характерных особенностей структуры интегральной индивидуальности у современных старшеклассников с различными учебными интересами. Особое внимание уделяется результатам сравнительных исследований и выявленным взаимосвязям внутри – и межуровневых компонентов интегральной индивидуальности у современных старшеклассников с различными учебными интересами. В монографии также приводится детальное описание модели структуры интегральной индивидуальности и тексты диагностического инструментария, направленного на измерение целостной структуры интегральной индивидуальности современного старшеклассника. Книга адресована педагогам-психологам, организаторам образовательных учреждений, а также преподавателям психолого-педагогических дисциплин и студентам высших учебных заведений. УДК 159.9 ББК 88.4 Рекомендовано к изданию решением РИСо СГПИ. Протокол № 26 от 14.06.2011. ISBN 5-89469-017-Х © Т. Н. Медведева, 2011 © ФГБОУ ВПО «СГПИ», 2011
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ Данная книга – результат десятилетней работы с учащимися девятых, десятых, одиннадцатых классов общеобразовательных школ гг. Соликамска и Березники, обучающихся основам исследовательской деятельности. Требования сегодняшнего дня, связанные с реформированием образования, заставляют по-новому взглянуть на систему организации профессионального самоопределения современного старшеклассника. Анализ различных источников показывает, что в образовательном процессе разработке системы профессиональной ориентации, которая бы учитывала индивидуально-психологические детерминанты развития будущего профессионала, уделялось недостаточно внимания. Вследствие этого в теории и практике сохраняются трудности, которые не преодолены и сегодня. К ним можно отнести: – отсутствие системы формирования профессиональных склонностей и интересов у учащихся с учетом их индивидуально-психологических и динамических характеристик; – несоответствие между потребностями общества в количестве и качестве специалистов и выбором старшеклассниками будущей профессии; – отсутствие социальных и психологических механизмов, обеспечивающих реализацию способностей учащихся с учетом их профессиональных склонностей; – противоречие между необходимостью повышения научного уровня управления системой профессиональной работы со старшеклассниками и существенным отставанием психолого-педагогической науки от потребностей общества в научном сотрудничестве по разработке программ формирования профессиональных склонностей. Старший школьный возраст – это возраст формирования собственных вз глядов и отношений, поисков своего самоопределения, поэтому учет индивидуальности старшеклассника проявляется, прежде всего, в из3
Стр.3
бирательном отношении к содержанию изучаемого материала и проявлению устойчивого интереса. Об этом говорят исследования В. В.Давыдова, А. К. Марковой, Д. Б. Эльконина, в которых подчеркивается, что учебная деятельность должна наполняться собственно деятельностным содержанием. При этом если учение превращается в творчество, то это особенно влияет на эмоциональную сферу учащегося, обостряет память, внимание и другие психические процессы. Проблема профессиональных интересов и склонностей старшеклассников подробно изучалась в отечественной психологии, однако большинство работ, посвященных данной тематике, увидело свет в конце 70-х начале 80-х годов прошлого века. С тех пор, с нашей точки зрения, ситуация профессионального самоопределения старшеклассников значительно видоизменилась, однако нам не удалось обнаружить исследований, посвященных изучению профессиональных склонностей старшеклассников с различными учебными интересами в структуре интегральной индивидуальности. Благодаря усилиям отечественных исследователей (Ф. Н. Гоноболин, Н. В. Кузьмина, И. В. Комусова и др.) на данный момент существует определенный категориальный аппарат в области изучения профессиональных склонностей. О существовании взаимосвязи между профессиональными склонностями и индивидуальными характеристиками старшеклассников свидетельствуют исследования Э. Ф. Зеера, А. А. Волочкова, Е. А. Климова, Т. Л. Павловой и других. Л. А. Головей, В. И. Журавлев, Г. М. Щукина выявили в формировании профессиональной мотивации роль таких психологических особенностей личности, как интеллекту альные, психомоторные, эмоциональные характеристики. О роли личностно-смысловых основ профессиональных предпочтений свидетельствуют исследования М. Н. Афанасьева, А. А. Бодалева, А. Г. Здравомыслова, В. П. Зинченко, И. Г. Кокурина, Е. Б. Моргунова и других. В ряде исследований отмечается, что мотиваци4
Стр.4
онная предрасположенность составляет психологический фундамент личности (Т. И. Иванов, М. М. Лапкина, А. Я. Левин, Н. И. Мешков, Н. В. Яковлева и другие). Исследование вопроса профессиональных склонностей старшеклассников с различными учебными интересами требует комплексного подхода, раскрытия не только особенностей выбора профессии современным поколением, но и выявления индивидуально-психологических детерминант этого выбора, взаимосвязей склонностей и интересов с особенностями личностных, интеллектуальных и структурно-динамических свойств личности. Наиболее эффективно данная проблема может быть решена с позиции системного подхода к изучению человеческой индивидуальности. Этот подход основан на теории интегральной индивидуальности, что позволяет рассматривать профессиональные предпочтения как сложное, иерархически организованное образование, детерминированное разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности (ИИ). По определению В. С. Мерлина, интегральная индивидуальность – это особый, выражающий индивидуальное своеобразие характер связи между свойствами человека (В. С. Мерлин, 1968). При этом все свойства интегральной индивидуальности организованы в динамические системы и подсистемы и структурированы по иерархическому принципу: индивидуальные свойства организма (подсистемами являются биохимическая, общесоматическая, нейродинамическая); индивидуальные психические свойства (подсистемами являются темперамент, личность); социально-психологические свойства (подсистемами являются ценности, общение, социальные роли и др.). Н. И. Иоголевич в своем диссертационном исследовании выделила еще один самостоятельный уровень в структуре ИИ – интеллект. Теоретический анализ научных источников показывает, что изучение особенностей индивидуальности старшеклассников приобрело свою актуальность в общей пси5
Стр.5
хологии и психологии личности (А. В. Брушлинский, И. С. Кон, Н. С. Лейтес, Б. Ф. Ломов, В. А. Петровский, С. Л. Рубинштейн и другие). О роли интегральной индивидуальности в различных видах деятельности говорят исследования Б. А. Вяткина, Ю. Я. Горбунова, И. Е. Праведниковой, П. В. Токарева и др. Как известно, в настоящее время перед психологами системы образования стоит серьезная и ответственная задача по психологическому сопровождению профильного обучения. Профильное обучение, с нашей точки зрения, является первым этапом профессионального и жизненного самоопределения учащегося, а реализация данной задачи немыслима без анализа личности школьника, его интересов, склонностей, характерологических особенностей. Требуется поиск педагогических условий, позволяющих эффективно организовать процесс психолого-педагогического сопровождения саморазвития старшеклассника в профильном обучении. При всей значимости проведенных исследований психологопедагогическое сопровождение саморазвития старшеклассника в профильном обучении относится к числу недостаточно разработанных проблем. В то же время теоретический анализ и мониторинг образовательного процесса в профильных общеобразовательных учреждениях в контексте обозначенной проблемы показывают наличие объективных условий, позволяющих сформулировать теоретико-методологические позиции в определении системы психолого-педагогического сопровождения саморазвития старшеклассника в профильном обучении. Решение этих задач связано с определением содержания образования, методов и форм организации занятий в этих классах; с разработкой психолого-педагогических рекомендаций по отбору в них с учетом направленности учебных интересов, склонностей учащегося, его реальных достижений в избранной области. При этом должна быть предусмотрена возможность перехода учащегося из класса одного профиля в класс с другим профилем, 6
Стр.6
если окажется, что интересы изменились, расширились, приобрели другую ориентацию, избирательность. Выбор профиля обучения осуществляется добровольно и самостоятельно, поэтому учебно-профессиональная деятельность старшеклассника выполняется с особым интересом, увлеченностью, так как именно в ней он реализует себя как индивидуальность и как личность. В учреждениях дополнительного образования сформирован большой спектр специализаций научных исследований как естественнонаучного, так и гуманитарного цикла. Опыт организации в данной области доказывает, что занятия в кружках по интересам позволяют сокращать объем усваиваемого материала и одновременно решать вопросы самообразования, формировать понятия о систематике наук. Изучение профессиональных интересов и склонностей прослеживается в исследованиях, которые проводились в нашей стране, начиная с 20-х годов ХХ века, но нигде не представлено целостного взгляда на связь профессиональных склонностей с интегральной индивидуальностью современных старшеклассников. К тому же, изучив научную литературу, мы видим, как изменялись интересы и склонности старших школьников в связи с коренными изменениями в структуре школьного образования. Изложенный здесь материал может оказать помощь педагогам дополнительного образования, результаты исследования могут быть использованы в практике управления развитием индивидуальности, для осуществления индивидуального подхода с целью наиболее полной реализации возросших возможностей современных старшеклассников. Полученный в ходе исследования материал может оказать существенную помощь преподавателям, педагогам в выборе форм и методов обучения. 7
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.