Автор учебного пособия
«Функциональные стили современного французского языка», лингвострановедческого словаря
для говорящих на французском языке, ответственный редактор и автор статей в юбилейном
сборнике «Фердинанд де Соссюр и современное
научное знание» (М., 2008), автор статей о Женевской школе и о ряде лингвистов в Большой
российской энциклопедии. <...> Развитие положений теории языка Ф. де Соссюра . <...> Женевская школа: истоки научной проблематики
и теоретические принципы . <...> Краткая историография Женевской школы и истоки
научной проблематики. <...> Сеше «Программа и методы
теоретической лингвистики» в истории языкознания . <...> Сеше о соотношении языка и речи
в связи с разграничением синхронии и диахронии:
системоцентрический подход . <...> Лингвисты Женевской школы —
основоположники изучения дискурса . <...> История языкознания, также как и другие науки, имеет собственную проблематику, которая включает:
— предмет и объект исследования,
— цели и задачи исследования,
— методы исследования,
— основные понятия истории языкознания,
— периодизацию истории языкознания,
— теоретическую и практическую значимость истории языкознания,
— место истории языкознания в системе научных знаний. <...> Примером могут служить существенные различия в оценке положений
учения Соссюра Р. А. <...> Рассмотрение основных моментов истории интерпретации соссюровской мысли свидетельствует о том, что Ф. де Соссюру приписыва-
10
11
Введение
Введение
ли всякий раз различные положения в зависимости от того, какими
эпистемическими и неэпистемическими факторами историки пренебрегали. <...> Сущность соссюровского учения о языке была понята только
тогда, когда обратились к области признаков объекта исследования,
которые были положены в основу построения его теории. <...> История языкознания
должна быть не просто описательной наукой, фиксирующей последовательность имен, событий, положений1, а объяснять суть изменений, претерпеваемых наукой, выявлять их движущие <...>
Научное_наследие_Женевской_лингвистической_школы.pdf
В. Г. Кузнецов
НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ ЖЕНЕВСКОЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ
S TUD I A P HIL O L O GI CA
В. Г. Кузнецов
НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ
ЖЕНЕВСКОЙ
ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ
ШКОЛЫ
Валерий Георгиевич Кузнецов — доктор филологических
наук, профессор Московского государственного
лингвистического университета
(МГЛУ). Выпускник этого учебного заведения.
Работал в качестве переводчика и референта,
научного сотрудника отдела языкознания Института
научной информации по общественным
наукам РАН, заведовал кафедрой европейских
языков и межкультурной коммуникации Института
европейских языков и мировой экономики
МГЛУ. В настоящее время профессор кафедры
лексикологии и стилистики французского языка
факультета французского языка МГЛУ.
Тема кандидатской и докторской диссертаций
— история лингвистических учений. В сферу
научных интересов также входят: теория языка,
когнитивная лингвистика, сравнительная типология,
межкультурная коммуникация и стилистика
французского языка. Автор учебного пособия
«Функциональные стили современного французского
языка», лингвострановедческого словаря
для говорящих на французском языке, ответственный
редактор и автор статей в юбилейном
сборнике «Фердинанд де Соссюр и современное
научное знание» (М., 2008), автор статей о Женевской
школе и о ряде лингвистов в Большой
российской энциклопедии. Кроме того, автор
многочисленных публикаций в «Вестнике МГЛУ»,
«Вопросах языкознания», «Известиях РАН»
и др. Член Российской ассоциации лингвистовкогнитологов,
участник многих лингвистических
конгрессов и конференций.
Стр.1
В. Г. Кузнецов
НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ
ЖЕНЕВСКОЙ
ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ
ШКОЛЫ
Стр.3
81
81
89
4
()
09-04-16104
СОДЕРЖАНИЕ
5
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Часть I. Развитие положений теории языка Ф. де Соссюра . . . . . 21
. .
89
. — .: ,
2010. — 368 c. — (Studia philologica).
ISSN 1726-135
ISBN 978-5-9551-0407-2
—
,
.
, ,
,
.
« » . ,
, , .
—
, ,
— , .
:
, , ,
.
81
:
Электронная версия данного издания является собственностью издательства,
и ее распространение без согласия издательства запрещается.
ISBN 978-5-9551-0407-2
© . . , 2010
© , -, 2010
Глава I. Женевская школа: истоки научной проблематики
и теоретические принципы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
§ 1. Краткая историография Женевской школы и истоки
научной проблематики. Научные связи с Россией . . . . 21
§ 2. Теоретические принципы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
§ 3. Соссюрология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
§ 4. Место работы А. Сеше «Программа и методы
теоретической лингвистики» в истории языкознания . . 47
Глава II. Дихотомия языка и речи: системоцентрический
и текстоцентрический подходы . . . . . . . . . . . . . . . 69
§ 1. Разграничение языка и речи,
синхронии и диахронии — центральное звено
лингвистической концепции Женевской школы . . . . . . 69
§ 2. Учение А. Сеше о соотношении языка и речи
в связи с разграничением синхронии и диахронии:
системоцентрический подход . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
§ 3. Текстоцентрический подход: теория актуализации
языковых знаков Ш. Балли и С. Карцевского . . . . . . . . 94
§ 4. Лингвисты Женевской школы —
основоположники изучения дискурса . . . . . . . . . . . . . 115
Глава III. Развитие принципа
произвольности языкового знака . . . . . . . . . . . . . 125
§ 1. Контроверза принципа произвольности . . . . . . . . . . . 125
§ 2. Учение Ш. Балли и С. Карцевского
о мотивированности языкового знака . . . . . . . . . . . . . . 134
Стр.4
6
Содержание
§ 3. Развитие принципа произвольности в работах
А. Фрея, Р. Годеля, Р. Энглера и Р. Амакера . . . . . . . . . 148
§ 4. Теория С. Карцевского асимметричного дуализма
лингвистического знака . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155
Глава IV. Развитие принципа
линейности языкового знака . . . . . . . . . . . . . . . . 168
§ 1. Второе свойство лингвистического знака . . . . . . . . . . 168
§ 2. Распространение свойства линейности
на обе стороны языкового знака . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171
§ 3. Учение о синтагме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 178
§ 4. Вопрос единиц языка и речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 188
Глава V. Вопросы внешней лингвистики . . . . . . . . . . . . . . 194
§ 1. Соотношение языка и мышления . . . . . . . . . . . . . . . . . 194
§ 2. Вопросы нормы и языковой политики . . . . . . . . . . . . . 201
Часть II. Самостоятельные направления исследований.
От Соссюра к функционализму . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 209
Глава I. Роль и соотношение в языке
интеллектуального и аффективного . . . . . . . . . . . . . . . 209
§ 1. Роль аффективного фактора в языке . . . . . . . . . . . . . . 211
§ 2. Соотношение в языке
интеллектуального и аффективного . . . . . . . . . . . . . . . 216
§ 3. Создание стилистики как самостоятельной
научной дисциплины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 224
Глава II. Грамматическое учение Женевской школы . . . . . 234
§ 1. Синтаксическая теория А. Сеше . . . . . . . . . . . . . . . . . . 234
§ 2. Общая теория высказывания Ш. Балли . . . . . . . . . . . . 250
§ 3. Синтагматический синтаксис А. Фрея . . . . . . . . . . . . . 258
§ 4. Теория транспозиции Женевской школы . . . . . . . . . . . 267
Глава III. Семиологическая концепция Л. Прието . . . . . . . 277
§ 1. Знак и знаковая репрезентация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 277
§ 2. Ноология — функциональная теория означаемого . . 289
Содержание
Глава IV. Язык — человек — общество . . . . . . . . . . . . . . . 301
§ 1. Движущие факторы языкового развития . . . . . . . . . . . 302
§ 2. Язык и культура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 315
§ 3. Связь теории языка
с общественной языковой практикой . . . . . . . . . . . . . . 320
Заключение. Место Женевской школы
в истории языкознания. Актуальность ее научного
наследия для современной лингвистики . . . . . . . . 325
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 341
7
Стр.5
8
9
ВВЕДЕНИЕ
Задача истории науки состоит в том, чтобы восстановить и сохранить
преемственность научных идей и положений, воздать должное
предшественникам, установить научные приоритеты и, главное, обосновать
с позиций современной науки актуальность и перспективность
выдвигавшихся идей и положений. Исторический подход к научному
знанию свидетельствует о непрерывности его развития: каждое
данное состояние в развитии научных знаний представляет собой
фазу поступательного движения. Нельзя не согласиться с основоположником
методологии исследований истории науки В. И. Вернадским
в том, что «каждое поколение научных исследователей ищет и
находит в истории отражение научных теорий своего времени. Двигаясь
вперед, наука не только создает новое, но неизбежно переоценивает
старое, пережитое» [Вернадский 1922: 112].
Обращение к истории науки свидетельствует о ее зрелости, усложнении
решаемых ею задач, требующих систематизации и осмысления
накопленных знаний, закономерностей их получения.
Исследования по истории науки имеют не только познавательную
ценность, прежде всего они служат современной науке ориентирами
не только в ее настоящем состоянии, но и в будущем. В. И. Вернадский,
один из пионеров историографии науки, писал в этой связи:
«Научное изучение прошлого, в том числе и научной мысли, всегда
приводит к введению в человеческое сознание нового» [Вернадский
1981: 243].
Задача истории науки, таким образом, обратить внимание на идеи,
оставшиеся по разным причинам незамеченными и недооцененными
современниками исследуемых школ и направлений, а иногда и последующими
поколениями, и являющиеся перспективными и плодотворными
с точки зрения современной науки. Ценность и значимость
истории науки — в ее возможности прогнозировать научные знания.
Она обращена не только в прошлое, настоящее, но и в будущее, охватывая
три временных измерения.
Стр.6