Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Научное наследие Женевской лингвистической школы (198,00 руб.)

0   0
Первый авторКузнецов В. Г.
ИздательствоМ.: Языки славянской культуры
Страниц185
ID191352
АннотацияМонография посвящена историографическому анализу с позиций современной лингвистики научного наследия Женевской школы - одного из ведущих направлений языкознания XX века, оказавшего значительное влияние на развитие науки о языке и не утратившему свою значимость. Дается всесторонняя оценка научного наследия Женевской школы, определено ее место в истории языкознания, установлены объединяющие начала, дающие основание признать эту школу самостоятельным научным объединением. Концепция Женевской школы анализируется не только на основе канонического текста "Курса общей лингвистики" Ф. де Соссюра, но и с широким привлечением его рукописных источников, архивных материалов, документальных источников. Вводятся в научный оборот недостаточно представленные в существующих работах составляющие научного наследия Женевской школы - теория языкового знака, грамматическое учение, семиологическая концепция и новый массив данных - соссюрологические исследования, материалы научных фондов.
Кому рекомендованоВвиду широты проблематики научного наследия Женевской школы оно представляет интерес для специалистов по разным разделам науки о языке: истории и теории языкознания, грамматике и стилистике, лингвистике текста, прагмалингвистике и когнитивной лингвистике.
ISBN978-5-9551-0407-2
УДК81
ББК81
Кузнецов, В. Г. Научное наследие Женевской лингвистической школы : [монография] / В. Г. Кузнецов .— Москва : Языки славянской культуры, 2010 .— 185 с. — (Studia philologica) .— На тит. листе указ. изд-во: Знак .— ISBN 978-5-9551-0407-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/191352 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Автор учебного пособия «Функциональные стили современного французского языка», лингвострановедческого словаря для говорящих на французском языке, ответственный редактор и автор статей в юбилейном сборнике «Фердинанд де Соссюр и современное научное знание» (М., 2008), автор статей о Женевской школе и о ряде лингвистов в Большой российской энциклопедии. <...> Развитие положений теории языка Ф. де Соссюра . <...> Женевская школа: истоки научной проблематики и теоретические принципы . <...> Краткая историография Женевской школы и истоки научной проблематики. <...> Сеше «Программа и методы теоретической лингвистики» в истории языкознания . <...> Сеше о соотношении языка и речи в связи с разграничением синхронии и диахронии: системоцентрический подход . <...> Лингвисты Женевской школы — основоположники изучения дискурса . <...> История языкознания, также как и другие науки, имеет собственную проблематику, которая включает: — предмет и объект исследования, — цели и задачи исследования, — методы исследования, — основные понятия истории языкознания, — периодизацию истории языкознания, — теоретическую и практическую значимость истории языкознания, — место истории языкознания в системе научных знаний. <...> Примером могут служить существенные различия в оценке положений учения Соссюра Р. А. <...> Рассмотрение основных моментов истории интерпретации соссюровской мысли свидетельствует о том, что Ф. де Соссюру приписыва- 10 11 Введение Введение ли всякий раз различные положения в зависимости от того, какими эпистемическими и неэпистемическими факторами историки пренебрегали. <...> Сущность соссюровского учения о языке была понята только тогда, когда обратились к области признаков объекта исследования, которые были положены в основу построения его теории. <...> История языкознания должна быть не просто описательной наукой, фиксирующей последовательность имен, событий, положений1, а объяснять суть изменений, претерпеваемых наукой, выявлять их движущие <...>
Научное_наследие_Женевской_лингвистической_школы.pdf
В. Г. Кузнецов НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ ЖЕНЕВСКОЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ S TUD I A P HIL O L O GI CA В. Г. Кузнецов НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ ЖЕНЕВСКОЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ Валерий Георгиевич Кузнецов — доктор филологических наук, профессор Московского государственного лингвистического университета (МГЛУ). Выпускник этого учебного заведения. Работал в качестве переводчика и референта, научного сотрудника отдела языкознания Института научной информации по общественным наукам РАН, заведовал кафедрой европейских языков и межкультурной коммуникации Института европейских языков и мировой экономики МГЛУ. В настоящее время профессор кафедры лексикологии и стилистики французского языка факультета французского языка МГЛУ. Тема кандидатской и докторской диссертаций — история лингвистических учений. В сферу научных интересов также входят: теория языка, когнитивная лингвистика, сравнительная типология, межкультурная коммуникация и стилистика французского языка. Автор учебного пособия «Функциональные стили современного французского языка», лингвострановедческого словаря для говорящих на французском языке, ответственный редактор и автор статей в юбилейном сборнике «Фердинанд де Соссюр и современное научное знание» (М., 2008), автор статей о Женевской школе и о ряде лингвистов в Большой российской энциклопедии. Кроме того, автор многочисленных публикаций в «Вестнике МГЛУ», «Вопросах языкознания», «Известиях РАН» и др. Член Российской ассоциации лингвистовкогнитологов, участник многих лингвистических конгрессов и конференций.
Стр.1
В. Г. Кузнецов НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ ЖЕНЕВСКОЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ
Стр.3
 81  81  89 4          ()   09-04-16104 СОДЕРЖАНИЕ 5 Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 Часть I. Развитие положений теории языка Ф. де Соссюра . . . . . 21  . .  89     . — .: , 2010. — 368 c. — (Studia philologica). ISSN 1726-135 ISBN 978-5-9551-0407-2             —       ,             .       ,      ,   ,        .           «  » .  ,        ,  ,  .               —   ,  ,       —  ,   .                  :    ,   ,  ,    .  81  :    Электронная версия данного издания является собственностью издательства, и ее распространение без согласия издательства запрещается. ISBN 978-5-9551-0407-2 © . . , 2010  © , -, 2010 Глава I. Женевская школа: истоки научной проблематики и теоретические принципы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21 § 1. Краткая историография Женевской школы и истоки научной проблематики. Научные связи с Россией . . . . 21 § 2. Теоретические принципы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34 § 3. Соссюрология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40 § 4. Место работы А. Сеше «Программа и методы теоретической лингвистики» в истории языкознания . . 47 Глава II. Дихотомия языка и речи: системоцентрический и текстоцентрический подходы . . . . . . . . . . . . . . . 69 § 1. Разграничение языка и речи, синхронии и диахронии — центральное звено лингвистической концепции Женевской школы . . . . . . 69 § 2. Учение А. Сеше о соотношении языка и речи в связи с разграничением синхронии и диахронии: системоцентрический подход . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81 § 3. Текстоцентрический подход: теория актуализации языковых знаков Ш. Балли и С. Карцевского . . . . . . . . 94 § 4. Лингвисты Женевской школы — основоположники изучения дискурса . . . . . . . . . . . . . 115 Глава III. Развитие принципа произвольности языкового знака . . . . . . . . . . . . . 125 § 1. Контроверза принципа произвольности . . . . . . . . . . . 125 § 2. Учение Ш. Балли и С. Карцевского о мотивированности языкового знака . . . . . . . . . . . . . . 134
Стр.4
6 Содержание § 3. Развитие принципа произвольности в работах А. Фрея, Р. Годеля, Р. Энглера и Р. Амакера . . . . . . . . . 148 § 4. Теория С. Карцевского асимметричного дуализма лингвистического знака . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155 Глава IV. Развитие принципа линейности языкового знака . . . . . . . . . . . . . . . . 168 § 1. Второе свойство лингвистического знака . . . . . . . . . . 168 § 2. Распространение свойства линейности на обе стороны языкового знака . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171 § 3. Учение о синтагме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 178 § 4. Вопрос единиц языка и речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 188 Глава V. Вопросы внешней лингвистики . . . . . . . . . . . . . . 194 § 1. Соотношение языка и мышления . . . . . . . . . . . . . . . . . 194 § 2. Вопросы нормы и языковой политики . . . . . . . . . . . . . 201 Часть II. Самостоятельные направления исследований. От Соссюра к функционализму . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 209 Глава I. Роль и соотношение в языке интеллектуального и аффективного . . . . . . . . . . . . . . . 209 § 1. Роль аффективного фактора в языке . . . . . . . . . . . . . . 211 § 2. Соотношение в языке интеллектуального и аффективного . . . . . . . . . . . . . . . 216 § 3. Создание стилистики как самостоятельной научной дисциплины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 224 Глава II. Грамматическое учение Женевской школы . . . . . 234 § 1. Синтаксическая теория А. Сеше . . . . . . . . . . . . . . . . . . 234 § 2. Общая теория высказывания Ш. Балли . . . . . . . . . . . . 250 § 3. Синтагматический синтаксис А. Фрея . . . . . . . . . . . . . 258 § 4. Теория транспозиции Женевской школы . . . . . . . . . . . 267 Глава III. Семиологическая концепция Л. Прието . . . . . . . 277 § 1. Знак и знаковая репрезентация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 277 § 2. Ноология — функциональная теория означаемого . . 289 Содержание Глава IV. Язык — человек — общество . . . . . . . . . . . . . . . 301 § 1. Движущие факторы языкового развития . . . . . . . . . . . 302 § 2. Язык и культура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 315 § 3. Связь теории языка с общественной языковой практикой . . . . . . . . . . . . . . 320 Заключение. Место Женевской школы в истории языкознания. Актуальность ее научного наследия для современной лингвистики . . . . . . . . 325 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 341 7
Стр.5
8 9 ВВЕДЕНИЕ Задача истории науки состоит в том, чтобы восстановить и сохранить преемственность научных идей и положений, воздать должное предшественникам, установить научные приоритеты и, главное, обосновать с позиций современной науки актуальность и перспективность выдвигавшихся идей и положений. Исторический подход к научному знанию свидетельствует о непрерывности его развития: каждое данное состояние в развитии научных знаний представляет собой фазу поступательного движения. Нельзя не согласиться с основоположником методологии исследований истории науки В. И. Вернадским в том, что «каждое поколение научных исследователей ищет и находит в истории отражение научных теорий своего времени. Двигаясь вперед, наука не только создает новое, но неизбежно переоценивает старое, пережитое» [Вернадский 1922: 112]. Обращение к истории науки свидетельствует о ее зрелости, усложнении решаемых ею задач, требующих систематизации и осмысления накопленных знаний, закономерностей их получения. Исследования по истории науки имеют не только познавательную ценность, прежде всего они служат современной науке ориентирами не только в ее настоящем состоянии, но и в будущем. В. И. Вернадский, один из пионеров историографии науки, писал в этой связи: «Научное изучение прошлого, в том числе и научной мысли, всегда приводит к введению в человеческое сознание нового» [Вернадский 1981: 243]. Задача истории науки, таким образом, обратить внимание на идеи, оставшиеся по разным причинам незамеченными и недооцененными современниками исследуемых школ и направлений, а иногда и последующими поколениями, и являющиеся перспективными и плодотворными с точки зрения современной науки. Ценность и значимость истории науки — в ее возможности прогнозировать научные знания. Она обращена не только в прошлое, настоящее, но и в будущее, охватывая три временных измерения.
Стр.6