Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

В сторону лирического сюжета (55,00 руб.)

0   0
Первый авторЧумаков Ю. Н.
ИздательствоМ.: Языки славянской культуры
Страниц89
ID191260
АннотацияВ очерке о лирическом сюжете три раздела: первый и третий посвящены анализу стихотворных произведений - от текста к теории и от теории к тексту; третий раздел включает в себя теоретический дискурс с обоснованиями, параллелями и аналогиями. Лирический сюжет анарративен, иррационален, благодаря чему его описание и формализация крайне затруднены, он действует в инфраструктурах и воспринимается опосредованным, сквозь словесно-стиховые форманты и конфигурации.
Кому рекомендованоКнига ориентирована на филологов, преподавателей, студентов.
ISBN978-5-9551-0429-4
УДК80/81
ББК83.3(2Рос=Рус)
Чумаков, Ю. Н. В сторону лирического сюжета / Ю. Н. Чумаков .— Москва : Языки славянской культуры, 2010 .— 89 с. — (Studia philologica) .— Науч. ред. Е. В. Капинос .— ISBN 978-5-9551-0429-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/191260 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

К их числу принадлежит и лирический сюжет, которым пользуются редко и с осторожностью. <...> Когда мы говорим: лирика, лирический, лиризм, то употребляем их не столько как строгие дефиниции, а как свободные категории, понятные нам в целом. <...> Эпический и драматические сюжеты в этом ракурсе воспринимаются легче, так как они чаще всего объектированы, то есть овнешнены, а лирический сюжет остается внутренним действием, экзистенцией, устремлением из себя во вне. <...> Изобразим их в виде сетки: поэзия — проза, стих — проза, лирика — эпос. <...> Лирика и эпос чужеродны по родовой классификации, но противоречиво связаны притяжением и отталкиванием. <...> Интересны отношения в правой вертикали: проза отчеркнута от эпоса, так как он может быть написан и стихами, но в самой прозе основные признаки значения не равны: перед нами проза-стиль и проза-строй. <...> Каллер характеризует поэзию как слово и действие 1, и эта дихотомия оказывается чрезвычайно плодотворной. <...> В с торону ли ри ч е с ког о с ю жета 7 ся влево, а действия автора с его сюжетно-композиционными усилиями и построением собственной структуры, опыт читателя, место текста в культуре — вправо. <...> Н . ное кольцо, образованное мотивом сада в симметричных стихах (2, 11), а также некоторыми, едва уловимыми параллелями и контрастами на тех же местах. <...> Однако не будем торопиться и перейдем от верхних этажей текста к его фундаменту. <...> Ю. М. Лотман, размышляя о поэтическом сюжете, еще в «Лекциях по структуральной поэтике» писал, что в его основе «лежат сюжетные единицы низшего порядка, сопоставление и противопоставление которых составляет эпизод. <...> Множество низовых элементов структуры вливается в верхние, более крупные единицы сюжета, претендуя на логическую проясненность и упорядоченность, устремляясь навстречу последовательной повествовательности прозы. <...> Чистая лирика, напротив, отталкивается от повествования, с этой стороны она «бессюжетна», образуя в самой себе собственную сюжетность. <...> В с торону <...>
В_сторону_лирического_сюжета__Науч._ред._Е. В. Капинос.pdf
S TUD I A P HIL O L O GI CA Ю. Н. Чумаков В СТОРОНУ ЛИРИЧЕСКОГО СЮЖЕТА Юрий Николаевич Чумаков родился в 1922 году в Саратове, там же окончил филологический факультет Саратовского университета; пушкинист и тютчевед, специалист по монографическому описанию художественного текста и по истории русского стихотворного романа, автор книг «“Евгений Онегин” и русский стихотворный роман» (Новосибирск, 1983), «Стихотворная поэтика Пушкина» (СПб.: Государственный Пушкинский театральный центр, 1999), «“Евгений Онегин” А. С. Пушкина: В мире стихотворного романа» (М.: МГУ, 1999), «Пушкин. Тютчев: Опыт имманентных рассмотрений» (М.: Языки славянской культуры, 2008). Настоящее исследование содержит анализы лирического сюжета в стихотворных текстах и подходы к теории вопроса.
Стр.1
 80/81  83.3(2=)  90  . .  90     / . . . . . — .:   , 2010. — 88 c. — (Studia philologica). ISSN 1726-135 ISBN 978-5-9551-0429-4       :        —         ;         ,   .   , ,        ,       ,     .    , ,    ,    .  83.3       .  « » (1933) Электронная версия данного издания является собственностью издательства, и ее распространение без согласия издательства запрещается. ISBN 978-5-9551-0429-4 © . . , 2010  ©   , 2010
Стр.3
Ю. Н. Чумаков В СТОРОНУ ЛИРИЧЕСКОГО СЮЖЕТА Я ЗЫКИ С ЛА ВЯНС КОЙ К УЛ ЬТ У РЫ МОС К ВА 2 0 1 0
Стр.4
1 систематика филологических терминов постоянно меняет облик. Попытки придать ей завершенность, облечь термины в твердые формулы только провоцируют безостановочное ускорение. одни термины и понятия делятся, укрупняются, перекомбинируются, другие — исчезают, вытесненные неологизмами. есть, однако, группы терминов, которые выглядят привычными и общепринятыми. тем удивительнее, что именно среди них часто встречаются те, что почти не поддаются определению, и работа с ними требует интеллектуально/интуитивных усилий. к их числу принадлежит и лирический сюжет, которым пользуются редко и с осторожностью. Эта сдержанность подлежит объяснению. когда мы говорим: лирика, лирический, лиризм, то употребляем их не столько как строгие дефиниции, а как свободные категории, понятные нам в целом. если же мы произносим: лирический сюжет, то двусоставность термина ослож няет его понимание, не говоря уже о необходимости вдвинуть друг в друга далековатые и разнородные термины, недостаточно готовые к сопряжению. Эпический и драматические сюжеты в этом ракурсе воспринимаются легче, так как они чаще всего объектированы, то есть овнешнены, а лирический сюжет остается внутренним дей ствием, экзистенцией, устремлением из себя во вне. По этой причине лирический сюжет повышает степень некоммуникабельности артефакта, сравнительно с сюжетом в эпосе и драме. Наш очерк о лирическом сюжете разбивается на три части. Первая и третья части содержат аналитический комментарий к нескольким стихо творным текстам под углом лирического сюжета. Во второй части предполагаются теоретические обоснования и аналогии, причем те и другие нуждаются в расширении, в дополнительных примерах, после которых все сказанное собирается в итоги. теперь о необходимых предпосылках и ограничениях. Несмотря на изменчивость, неудержимость и размытость тер
Стр.6
6 Чумаков Ю. Н. минов, это не мешает и даже способствует их резкому размежеванию по правилам логики. только в этом случае они приобретают качества инструментария для операций с текстом, одновременно сохраняя гибкость и эла стичность. Наши рассуждения проектируются на три базовые оппозиции, играющие важнейшую роль в тексте и подтексте работы. изобразим их в виде сетки: поэзия — проза, стих — проза, лирика — эпос. В этой сетке возникают любопытные зависимости членов по горизонтали, вертикали и диагонали. Начнем с горизонтальных отношений. Поэзия и проза проникают и действуют друг в друге. стих и проза несовместимы. лирика и эпос чужеродны по родовой классификации, но противоречиво связаны притяжением и отталкиванием. В лироэпосе они даже включены друг в друга в особом каче стве, которого касаться мы не будем, потому что в нашем случае лирика и эпос маркируются как отдельные сегменты. левые члены оппозиции по вертикали почти приближаются к синонимам, хотя их доминирующие свойства тянут в разные стороны. интересны отношения в правой вертикали: проза отчеркнута от эпоса, так как он может быть написан и стихами, но в самой прозе основные признаки значения не равны: перед нами проза­стиль и проза­строй. Что касается диагональных линий, то их нельзя провести от поэзии к прозе­строю и от стихов к прозе­стилю. Диагонально соединяются поэзия и эпос, благодаря его поэтичности и возможности стиховых форм. Вторая диагональ связывает лирику и прозу­стиль, так как существует лирическая проза. однако надо учитывать опосредующую роль поэзии, которая осложняет прямое соединение. следующая оппозиция факультативна. она маркирует границу внутри единособранной стихотворной структуры. Дж. каллер характеризует поэзию как слово и действие 1 , и эта дихотомия оказывается чрезвычайно плодотворной. словесная структура с ее семантизмом и асемантизмом сдвигает1 см.: Каллер Дж. теория литературы. краткое введение. М., 2006. с. 84—86.
Стр.7