Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636199)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Повседневность как высшая реальность: опыт реабилитации повседневности в феноменологической перспективе (80,00 руб.)

0   0
АвторыПаниткова Эллина Юрьевна
Издательство[Б.и.]
Страниц7
ID191092
АннотацияВ данной статье анализируются различные представления о повседневности, акцент делается на феноменологической и социально-феноменологической традиции: показано, как в концепциях Гуссерля, Шутца, Гарфинкеля, Бергера и Лукмана повседневность «реабилитируется», становится «верховной реальностью», основой социального бытия.
Повседневность как высшая реальность: опыт реабилитации повседневности в феноменологической перспективе / Э.Ю. Паниткова .— : [Б.и.] .— 7 с. — URL: https://rucont.ru/efd/191092 (дата обращения: 19.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Повседневность как высшая реальность: опыт реабилитации повседневности в феноменологической перспективе Повседневность рутинна, привычна, упорядочена. <...> Ввиду подобных характеристик она, как правило, не удостаивалась чести становиться объектом философских исследований. <...> Вальденфельс, рассуждая о развитии взглядов на повседневность, отмечает, что уже у древних греков повседневность обесценивалась, будучи воспринимаема в качестве чего-то ограниченного, замкнутого в самом себе, противопоставленного истинной жизни и истинному миру. <...> Реабилитация повседневности произошла в полной мере лишь в XX веке, что явилось заслугой, прежде всего, Э. <...> Повседневность начала привлекать внимание как та целостность, в которой отражаются все аспекты бытия человека. <...> Нет ничего более привычного и близкого человеку, чем повседневное существование. <...> Гуссерля развивалась сквозь призму анализа категории «жизненный мир». <...> В определенной мере жизненный мир отождествлялся Гуссерлем с миром повседневного опыта, миром естественной установки, но в то же время жизненный мир оказывался и «сферой первоначальных очевидностей», сферой интенциональной конструирующей деятельности трансцендентальной субъективности. <...> Понятие «жизненный мир» и далее будет использоваться в феноменологической традиции, хотя иногда последователи Гуссерля будут 1 См. <...> Повседневность как плавильный тигль рациональности // Социо-Логос / пер. с англ., нем., фр. / сост., общ. ред. и предисл. <...> Социум в структурах жизненного мира: методологический инструментарий исследования // Социологический журнал. <...> 1 говорить не столько о жизненном мире в целом, сколько о повседневном жизненном мире, повседневности. <...> В этом отношении следует отметить, что понятие «жизненный мир» имеет более широкое значение, чем повседневность, но оно содержит ее в качестве своего важнейшего измерения, важнейшего модуса существования и смыслового строения. <...> Анализ смысловых структур повседневного <...>
Повседневность_как_высшая_реальность_опыт_реабилитации_повседневности_в_феноменологической_перспективе.pdf
Паниткова Э.Ю. Повседневность как высшая реальность: опыт реабилитации повседневности в феноменологической перспективе Повседневность рутинна, привычна, упорядочена. Ввиду подобных характеристик она, как правило, не удостаивалась чести становиться объектом философских исследований. Будни, обыденность не вызывали интереса, поскольку считались чем-то самим собой разумеющимся, не подлежащим обсуждению и анализу. Б. Вальденфельс, рассуждая о развитии взглядов на повседневность, отмечает, что уже у древних греков повседневность обесценивалась, будучи воспринимаема в качестве чего-то ограниченного, замкнутого в самом себе, противопоставленного истинной жизни и истинному миру. В Новом времени предшествующий порядок мира и общества уступает место порядку, который позволяет творить. Повседневность не имеет значения по сравнению с истинным сознанием, которое может быть достигнуто лишь в конце пути, за ее рамками1. Реабилитация повседневности произошла в полной мере лишь в XX веке, что явилось заслугой, прежде всего, Э. Гуссерля, А. Шутца, Л. Витгеншетйна, У. Джеймса. Повседневность начала привлекать внимание как та целостность, в которой отражаются все аспекты бытия человека. Повседневность из низшей реальности стала реальностью высшей, поскольку начало признаваться, что она архетипична для остальных «миров». Нет ничего более привычного и близкого человеку, чем повседневное существование. Как справедливо отмечает С.Б. Кожевников, повседневность в наименьшей степени нуждается в сознательных усилиях по поддержанию своего когнитивного статуса2. Если раньше эта «естественность» повседневности служила причиной пренебрежительного к ней отношения, то в XX в. это стало поводом обратиться к ее пристальному изучению в надежде на то, что именно в ней удастся найти основание бытия человека в мире. Тема повседневности у Э. Гуссерля развивалась сквозь призму анализа категории «жизненный мир». В определенной мере жизненный мир отождествлялся Гуссерлем с миром повседневного опыта, миром естественной установки, но в то же время жизненный мир оказывался и «сферой первоначальных очевидностей», сферой интенциональной конструирующей деятельности трансцендентальной субъективности. Понятие «жизненный мир» и далее будет использоваться в феноменологической традиции, хотя иногда последователи Гуссерля будут 1 См.: Вальденфельс Б. Повседневность как плавильный тигль рациональности // Социо-Логос / пер. с англ., нем., фр. / сост., общ. ред. и предисл. В.В. Винокурова, А.Ф. Филиппова. – М. : Прогресс, 1991. – С. 39 – 50. С. 43. 2 Кожевников С.Б. Социум в структурах жизненного мира: методологический инструментарий исследования // Социологический журнал. – 2008. – № 2. URL: http://www.isras.ru/files/File/Sociologymagazin/Socmag_02_2008/01_Kozhevnikov.pdf (дата обращения: 09.11.2011). 1
Стр.1

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ