Повседневность как высшая реальность:
опыт реабилитации повседневности в феноменологической
перспективе
Повседневность рутинна, привычна, упорядочена. <...> Ввиду подобных
характеристик она, как правило, не удостаивалась чести становиться
объектом философских исследований. <...> Вальденфельс, рассуждая о развитии взглядов на повседневность,
отмечает, что уже у древних греков повседневность обесценивалась, будучи
воспринимаема в качестве чего-то ограниченного, замкнутого в самом себе,
противопоставленного истинной жизни и истинному миру. <...> Реабилитация повседневности произошла в полной мере лишь в XX
веке, что явилось заслугой, прежде всего, Э. <...> Повседневность начала привлекать внимание
как та целостность, в которой отражаются все аспекты бытия человека. <...> Нет
ничего более привычного и близкого человеку, чем повседневное
существование. <...> Гуссерля развивалась сквозь призму анализа
категории «жизненный мир». <...> В определенной мере жизненный мир
отождествлялся Гуссерлем с миром повседневного опыта, миром
естественной установки, но в то же время жизненный мир оказывался и
«сферой первоначальных очевидностей», сферой интенциональной
конструирующей деятельности трансцендентальной субъективности. <...> Понятие «жизненный мир» и далее будет использоваться в
феноменологической традиции, хотя иногда последователи Гуссерля будут
1
См. <...> Повседневность как плавильный тигль рациональности // Социо-Логос / пер. с англ.,
нем., фр. / сост., общ. ред. и предисл. <...> Социум в структурах жизненного мира: методологический инструментарий исследования
// Социологический журнал. <...> 1
говорить не столько о жизненном мире в целом, сколько о повседневном
жизненном мире, повседневности. <...> В этом отношении следует отметить, что
понятие «жизненный мир» имеет более широкое значение, чем
повседневность, но оно содержит ее в качестве своего важнейшего
измерения, важнейшего модуса существования и смыслового строения. <...> Анализ смысловых структур повседневного <...>
Повседневность_как_высшая_реальность_опыт_реабилитации_повседневности_в_феноменологической_перспективе.pdf
Паниткова Э.Ю.
Повседневность как высшая реальность:
опыт реабилитации повседневности в феноменологической
перспективе
Повседневность рутинна, привычна, упорядочена. Ввиду подобных
характеристик она, как правило, не удостаивалась чести становиться
объектом философских исследований. Будни, обыденность не вызывали
интереса, поскольку считались чем-то самим собой разумеющимся, не
подлежащим обсуждению и анализу.
Б. Вальденфельс, рассуждая о развитии взглядов на повседневность,
отмечает, что уже у древних греков повседневность обесценивалась, будучи
воспринимаема в качестве чего-то ограниченного, замкнутого в самом себе,
противопоставленного истинной жизни и истинному миру. В Новом времени
предшествующий порядок мира и общества уступает место порядку, который
позволяет творить. Повседневность не имеет значения по сравнению с
истинным сознанием, которое может быть достигнуто лишь в конце пути, за
ее рамками1.
Реабилитация повседневности произошла в полной мере лишь в XX
веке, что явилось заслугой, прежде всего, Э. Гуссерля, А. Шутца, Л.
Витгеншетйна, У. Джеймса. Повседневность начала привлекать внимание
как та целостность, в которой отражаются все аспекты бытия человека.
Повседневность из низшей реальности стала реальностью высшей, поскольку
начало признаваться, что она архетипична для остальных «миров». Нет
ничего более привычного и близкого человеку, чем повседневное
существование. Как справедливо отмечает С.Б. Кожевников, повседневность
в наименьшей степени нуждается в сознательных усилиях по поддержанию
своего когнитивного статуса2. Если раньше эта «естественность»
повседневности служила причиной пренебрежительного к ней отношения, то
в XX в. это стало поводом обратиться к ее пристальному изучению в надежде
на то, что именно в ней удастся найти основание бытия человека в мире.
Тема повседневности у Э. Гуссерля развивалась сквозь призму анализа
категории «жизненный мир». В определенной мере жизненный мир
отождествлялся Гуссерлем с миром повседневного опыта, миром
естественной установки, но в то же время жизненный мир оказывался и
«сферой первоначальных очевидностей», сферой интенциональной
конструирующей деятельности трансцендентальной субъективности.
Понятие «жизненный мир» и далее будет использоваться в
феноменологической традиции, хотя иногда последователи Гуссерля будут
1 См.: Вальденфельс Б. Повседневность как плавильный тигль рациональности // Социо-Логос / пер. с англ.,
нем., фр. / сост., общ. ред. и предисл. В.В. Винокурова, А.Ф. Филиппова. – М. : Прогресс, 1991. – С. 39 – 50.
С. 43.
2 Кожевников С.Б. Социум в структурах жизненного мира: методологический инструментарий исследования
// Социологический журнал. – 2008. – № 2. URL:
http://www.isras.ru/files/File/Sociologymagazin/Socmag_02_2008/01_Kozhevnikov.pdf (дата обращения:
09.11.2011).
1
Стр.1