Единство и борьба противоположностей с позиций социального
конструирования реальности как неотъемлемая составляющая развития
языковой личности
Теория социального конструирования реальности, безусловно, является
одним из тех направлений социально-философской мысли, которые в
качестве методологической базы избирают диалектику, а не метафизику, что
проявляется в том, что она избегает говорить о существовании некоего
«предельного основания» в виде человека или общества, но утверждает, что
человек и общество находятся в отношении взаимообусловленности: с одной
стороны, человек конструирует реальность, с другой стороны, реальность
воздействует на него. <...> Как известно, к сущностным характеристикам социального мира П.
Бергер <...> Лукман относят следующие «три диалектических момента
социальной реальности»: экстернализацию (общество как общественный
продукт), объективацию (общество как объективная реальность) и
интернализацию (человек как общественный продукт). <...> В результате
познания индивид оказывается способным изменять окружающий его мир в
соответствии со своими установками, хотя возможность таких изменений в
значительной мере ограничена существующими социальными институтами и
объективациями. <...> Иными словами, «человек создает самого себя», но
«создание человеком самого себя всегда и неизбежно – предприятие
социальное»1, т.е. человек выступает одновременно и «творцом» социального
мира, и его «жертвой». <...> Личность находится в диалектической связи с
обществом: она формируется социальными процессами с одной стороны и
влияет на социальную структуру с другой. <...> Человек биологически
предопределен к конструированию мира, но, сконструировав его,
оказывается его «рабом». <...> Кули, рассматривавший органическую
конституцию человека в единстве с конституцией социального порядка,
утверждавший ложность и пустоту антитезы «общество – индивид»,
поскольку где бы ни была обнаружена жизнь общественная <...>
Единство_и_борьба_противоположностей_с_позиций_социального_конструирования_реальности_как_неотъемлемая_составляющая_развития_языковой_личности.pdf
Паниткова Э.Ю.
Единство и борьба противоположностей с позиций социального
конструирования реальности как неотъемлемая составляющая развития
языковой личности
Теория социального конструирования реальности, безусловно, является
одним из тех направлений социально-философской мысли, которые в
качестве методологической базы избирают диалектику, а не метафизику, что
проявляется в том, что она избегает говорить о существовании некоего
«предельного основания» в виде человека или общества, но утверждает, что
человек и общество находятся в отношении взаимообусловленности: с одной
стороны, человек конструирует реальность, с другой стороны, реальность
воздействует на него.
Как известно, к сущностным характеристикам социального мира П.
Бергер и Т. Лукман относят следующие «три диалектических момента
социальной реальности»: экстернализацию (общество как общественный
продукт), объективацию (общество как объективная реальность) и
интернализацию (человек как общественный продукт). В результате
познания индивид оказывается способным изменять окружающий его мир в
соответствии со своими установками, хотя возможность таких изменений в
значительной мере ограничена существующими социальными институтами и
объективациями. Иными словами, «человек создает самого себя», но
«создание человеком самого себя всегда и неизбежно – предприятие
социальное»1, т.е. человек выступает одновременно и «творцом» социального
мира, и его «жертвой». Личность находится в диалектической связи с
обществом: она формируется социальными процессами с одной стороны и
влияет на социальную структуру с другой. Человек биологически
предопределен к конструированию мира, но, сконструировав его,
оказывается его «рабом».
Однако подобное противоречие является настолько «органичным», что
даже перестает восприниматься в качестве противоречия как такового. Об
этом рассуждал, в частности, Ч. Кули, рассматривавший органическую
конституцию человека в единстве с конституцией социального порядка,
утверждавший ложность и пустоту антитезы «общество – индивид»,
поскольку где бы ни была обнаружена жизнь общественная, там же может
быть найдена жизнь индивидуальная2. Взаимосвязь личностного и
социального раскрывается и лингвистикой и может быть проиллюстрировано
известным «парадоксом Соссюра»: социальный аспект языка изучается
посредством наблюдения над любым отдельным человеком, индивидуальный
же – только наблюдением над языком в его социальном контексте.
1 Бергер, П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.
С. 86.
2 Кули, Ч. Человеческая природа и социальный порядок. М., 2000. С. 37.
1
Стр.1