Мурманский государственный технический университет На правах рукописи Шарова Екатерина Николаевна ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА (НА ПРИМЕРЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ) 22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук Научный руководитель: доктор социологических наук, профессор Рябев Вячеслав Васильевич Архангельск - 2012 2 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение…………………………………. <...> 18 1.1 Молодежь как особая социальная группа: ее роль в воспроизводстве и обновлении социальной структуры общества ………………. <...> 18 1.2 Выбор и освоение профессии как способ интеграции молодежи в социальную структуру общества ……………………………………………. <...> 40 1.3 Риск как специфическая характеристика и условие профессионального самоопределения молодежи в трансформирующемся обществе ……………. <...> ………………………………………………………85 2.1 Современные тенденции и противоречия рынка труда и системы образования: общий и региональный аспекты. <...> 85 2.2 Профессиональные и образовательные ориентации выпускников школ г. Мурманска: общие тенденции……………. <...> Программа конкретного социологического исследования «Стратегии профессионального самоопределения выпускников школ г. Мурманска»…………………………………………………………………. <...> Инструментарий к социологическому исследованию «Стратегии профессионального самоопределения выпускников школ г. Мурманска». <...> Будучи специфической социальной группой, молодежь выполняет особую функцию, связанную с воспроизводством и обновлением социальной структуры общества. <...> Данная функция реализуется в ходе социализации, одним из адекватных инструментов которой является процесс профессионального самоопределения. <...> При этом в условиях <...>
Диссертация_на_соискание_ученой_степени_кандидата_социологических_наук_Профессиональное_самоопределение_молодежи_в_условиях_социокультурной_трансформации_российского_общества_(на_примере_Мурманской_области)._.pdf
Мурманский государственный технический университет
На правах рукописи
Шарова Екатерина Николаевна
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ МОЛОДЕЖИ В
УСЛОВИЯХ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОГО
ОБЩЕСТВА (НА ПРИМЕРЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ)
22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы
Диссертация на соискание ученой степени кандидата
социологических наук
Научный руководитель:
доктор социологических наук,
профессор Рябев Вячеслав Васильевич
Архангельск - 2012
Стр.1
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………….………………………………………..3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты изучения профессионального
самоопределения молодежи в современном российском обществе.................18
1.1 Молодежь как особая социальная группа: ее роль в воспроизводстве и
обновлении социальной структуры общества ………………...........................18
1.2 Выбор и освоение профессии как способ интеграции молодежи в
социальную структуру общества ……………………………………………....40
1.3 Риск как специфическая характеристика и условие профессионального
самоопределения молодежи в трансформирующемся обществе …………….62
Глава 2. Профессиональное самоопределение как социокультурный процесс:
социологический анализ структурных и личностных факторов (на примере
Мурманской области)…...………………………………………………………85
2.1 Современные тенденции и противоречия рынка труда и системы
образования: общий и региональный аспекты...................................................85
2.2 Профессиональные и образовательные ориентации выпускников школ
г. Мурманска: общие тенденции…………….……………………….………..111
2.3 Ценностно-мотивационная
самоопределения
структура
выпускников школ
профессионального
г. Мурманска: возможные
типологии…………………………………………………………………….....135
Заключение…………………………………………………………..………….161
Список литературы………………………………..……………………………169
Приложение 1. Программа конкретного социологического исследования
«Стратегии профессионального самоопределения выпускников школ
г. Мурманска»…………………………………………………………………..187
Приложение 2. Инструментарий к социологическому исследованию
«Стратегии профессионального самоопределения выпускников школ
г. Мурманска».………………………..…………………………..………….…195
Приложение 3. Результаты обработки и анализа данных…………………...205
Стр.2
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность диссертационного исследования
Более двух десятилетий российское общество переживает достаточно
сложный и затянувшийся период трансформации базовых социальных
структур и институтов, ценностно-нормативной системы и культурных
матриц. Специфический российский кризис, обусловленный переходом к
постсоветскому, рыночному типу социального порядка, наслаивается на так
называемый «глобальный» кризис, связанный со становлением
постиндустриального, информационного общества. Радикальные изменения
затронули основы жизнедеятельности практически всех социальных групп и
слоев, в том числе молодежи.
Этим обусловлено повышенное внимание к проблемам становления и
развития молодого поколения со стороны различных наук, и особенно
социологии. Будучи специфической социальной группой, молодежь
выполняет особую функцию, связанную с воспроизводством и обновлением
социальной структуры общества. Данная функция реализуется в ходе
социализации, одним из адекватных инструментов которой является процесс
профессионального самоопределения.
При этом в условиях социокультурной трансформации – качественноколичественных
изменений социальной системы – этот процесс осложнен
отсутствием четких ориентиров, гарантирующих молодому человеку
определенное будущее. Становление нового типа трудовых отношений,
характерных для рыночной экономики, незавершенность многих
образовательных реформ, разрыв институциональных связей между рынком
труда и системой профессиональной подготовки кадров обуславливают
проблематику профессионального самоопределения современной российской
молодежи.
Будучи способом интеграции в социальную структуру общества,
профессиональное самоопределение молодежи сопряжено с множеством
Стр.3