А.Н. Панкова,
член Постоянного комитета Секции по
издательской и книгораспространительской
деятельности; директор центра
издательских проектов, Центральный
коллектор библиотек ОАО «БИБКОМ». <...> Перспективы информационной коммуникации
Бумажный книжный рынок сегодня переживает непростые времена. <...> Кризис 2008 –
2010 гг., отбросил назад издательскую индустрию (сложности реализации, рост
затрат на производство бумажной продукции, логистику и др.) <...> Сегодня говорят уже о том, что происходит отраслевая (издательская)
цифровая революция: переход из одного формата в другой. <...> Формирование нового, стремительно меняющегося книжного рынка вызывает
массу споров, вопросов, поднимает целый ряд серьезнейших проблем. <...> Как соблюсти баланс интересов в сфере
использования электронного контента? <...> Как, наконец, оценивать эту новую реальность с точки
зрения субъектов книжного рынка? <...> Современные СМИ заполнены дискуссиями,
исследованиями, прогнозами, связанными с этими переменами. <...> «Во всём мире число читателей электронных книг за последние годы значительно
выросло, – пишет в статье «Электронные книги почти победили» А. <...> – По прогнозам,
мировой оборот рынка электронных книг к 2012 году может вырасти до $6,8 млрд., что
составит около 5,2% всего книжного рынка. <...> В 2009 году объём рынка
электронных книг составил около 2 млн. долларов» 1. <...> «Исследование РБК «Рынок книг и розничные сети по
продаже книжной продукции в России в 2010 году» 1 Лит. газ. <...> URL:
http://www.lgz.ru/article/13340 (дата обращения: 24.08.2011). показало, что основным конкурентом печатной
книги является электронная книга, объем продаж которой в ближайшем будущем в России
резко возрастет…» 2
Что же «подталкивает» рынок к переходу на цифровые форматы? <...> Это и развитие цифровых технологий, присутствие на рынке
значительного числа новых мобильных электронных устройств, позволяющих закачивать
огромные текстовые массивы, удобные в использовании; и рост количества людей, которым
удобнее пользоваться <...>
Издатель_–_Библиотека_–_Читатель._Перспективы_информационной_коммуникации_.pdf
А.Н. Панкова,
член Постоянного комитета Секции по
издательской и книгораспространительской
деятельности; директор центра
издательских проектов, Центральный
коллектор библиотек ОАО «БИБКОМ».
Москва.
Издатель – Библиотека – Читатель.
Перспективы информационной коммуникации
Бумажный книжный рынок сегодня переживает непростые времена. Кризис 2008–
2010 гг., отбросил назад издательскую индустрию (сложности реализации, рост
затрат на производство бумажной продукции, логистику и др.). Но дело не только в
этом. Сегодня говорят уже о том, что происходит отраслевая (издательская)
цифровая революция: переход из одного формата в другой.
Формирование нового, стремительно меняющегося книжного рынка вызывает
массу споров, вопросов, поднимает целый ряд серьезнейших проблем.
Каким будет этот рынок? Насколько защищены права на интеллектуальную
собственность в условиях интернет-публикаций? Как соблюсти баланс интересов в сфере
использования электронного контента? Как, наконец, оценивать эту новую реальность с точки
зрения субъектов книжного рынка? Современные СМИ заполнены дискуссиями,
исследованиями, прогнозами, связанными с этими переменами. «Цифра» наступает – это
признают практически все аналитики и практики издательского дела.
«Во всём мире число читателей электронных книг за последние годы значительно
выросло, – пишет в статье «Электронные книги почти победили» А. Ермак. – По прогнозам,
мировой оборот рынка электронных книг к 2012 году может вырасти до $6,8 млрд., что
составит около 5,2% всего книжного рынка. <…>
Россия не осталась в стороне от мировых процессов. В 2009 году объём рынка
электронных книг составил около 2 млн. долларов»1
.
О том же говорят аналитики. «Исследование РБК «Рынок книг и розничные сети по
продаже книжной продукции в России в 2010 году» 1 Лит. газ. 2010. 14 июля. URL:
http://www.lgz.ru/article/13340 (дата обращения: 24.08.2011). показало, что основным конкурентом печатной
книги является электронная книга, объем продаж которой в ближайшем будущем в России
резко возрастет…»2
Что же «подталкивает» рынок к переходу на цифровые форматы?
Причин тому много. Это и развитие цифровых технологий, присутствие на рынке
значительного числа новых мобильных электронных устройств, позволяющих закачивать
огромные текстовые массивы, удобные в использовании; и рост количества людей, которым
удобнее пользоваться Интернет, а не бумажными носителями; изменения в системе
образования и вступление в активный созидательный возраст поколения «Net», и установки
руководства страны на модернизацию, инновацию и «интернетизацию» образовательных и
научных организаций и учреждений. В том же «Исследовании РБК» приводятся
статистические данные о том, что «…сегодня около 30% издателей уже присутствуют на
рынке электронных книг; 50% собираются выйти на этот рынок в ближайшее время». <…>
По экспертным оценкам, рынок электронных книг может вырасти до 30%. Наряду с
рынком электронных книг растет и доля онлайн-продаж книжной продукции (8%)».3
Подтверждением этих слов является заметный количественный рост издательств, активно
использующих – наряду с бумажными – электронные форматы изданий: АСТ, ЭКСМО,
ИНФРА-М и многие другие, появление нового сегмента рынка – агрегаторов электронного
контента.
Чем все это может обернуться для традиционных субъектов книжного рынка – авторов,
издателей, читателей, наконец, для библиотек?
Стр.1