Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тульский государственный педагогический университет
им. Л. Н. Толстого»
Н. С. КАРТАШОВА,
Е. В. КУЛИЦКАЯ
МЕТОДИКА
ПРЕПОДАВАНИЯ
БИОЛОГИИ
Учебно-методическое пособие
для лабораторно-практических занятий
и самостоятельной работы студентов
Издание 3-е, исправленное и дополненное
Допущено Учебно-методическим объединением
по направлениям педагогического образования
в качестве учебного пособия
по направлению 050100 «Педагогическое образование»
Тула
Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого
2012
Стр.1
ББК 28.0р
К27
Рецензенты:
кандидат педагогических наук, доцент Н. Е. Орлихина
(ИПК и ППРО Тульской области);
доктор педагогических наук, профессор В. П. Аксенов
(ТГПУ им. Л. Н. Толстого)
Карташова, Н. С.
К27
Методика преподавания биологии: Учеб.-метод. пособие
для лабораторно-практ. занятий и самостоятельной работы студентов
/ Н. С. Карташова, Е. В. Кулицкая.– 3-е изд., испр. и доп.– Тула:
Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2012.– 120 с.
ISBN 978-5-87954-708-5
В пособии представлен теоретический материал по основным разделам общей
и частной методик преподавания биологии, а также методические рекомендации,
способствующие приобретению и закреплению умений и навыков, необходимых
в профессиональной деятельности учителя биологии.
Пособие предназначено для аудиторной и внеаудиторной работы студентов
обучающихся, по ООП 050100 «Педагогическое образование» (профили «Биология»
и «Химия») педагогических университетов.
ББК 28.0р
Учебное издание
КАРТАШОВА Наталья Сергеевна
КУЛИЦКАЯ Елена Владимировна
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ
Учебно-методическое пособие для лабораторно-практических занятий
и самостоятельной работы студентов
Издание 3-е, исправленное и дополненное
Оригинал-макет подготовлен в Издательском центре ТГПУ им. Л. Н. Толстого.
Художественное оформление – Е. А. Свиридова
Подписано в печать 16.07.2012. Формат 60×90/16. Бумага офсетная. Печать трафаретная.
Усл. печ. л. 7,5. Уч.-изд. л. 6,9. Заказ 12/069. Тираж 100 экз. «С» 1428.
Издательство Тульского государственного педагогического
университета им. Л. Н. Толстого. 300026, Тула, просп. Ленина, 125.
Отпечатано в Издательском центре ТГПУ им. Л. Н. Толстого.
300026, Тула, просп. Ленина, 125.
ISBN 978-5-87954-708-5
© Карташова Н. С., Кулицкая Е. В., 2012
© ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2012
2
Стр.2
ЧАСТЬ I
ОБЩАЯ МЕТОДИКА
ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ
Методика преподавания биологии – наука, изучающая закономерности
процесса обучения и воспитания, обусловленного особенностями
школьного предмета биологии. Основная задача методики преподавания
биологии – формирование творческой личности учителя, вооружение
его методическими знаниями и умениями, обеспечивающими выполнение
различных функций учителя.
Дифференциация школьного курса биологии на четыре основных раздела:
«Бактерии. Грибы. Растения», «Животные», «Человек и его здоровье»,
«Общая биология» – обусловливает дифференциацию методических подходов
на разных этапах обучения предмету. Так, методика преподавания биологии
разделяется на общую методику биологии и частные, или специальные,
методики.
Общая методика преподавания биологии призвана рассматривать
универсальные закономерности преподавания всех биологических курсов
в школе (технология конструирования целей и задач биологического образования,
отбор и единство содержания и методов преподавания, взаимосвязь
между формами учебной работы, преемственность между курсами,
целостность, взаимосвязь и развитие всех аспектов воспитания), составляющих
систему преподавания биологии.
Комплекс общеметодических умений учителя составляют умения
анализировать и отбирать учебно-методическую литературу по предмету,
планировать учебную и воспитательную работу, отбирать формы, методы,
методические приемы для реализации задач преподавания, соподчинять
их целям и содержанию, а также эффективно сочетать.
К общеметодическим умениям относится также способность адаптировать
современные нетрадиционные технологии к конкретным специфическим
условиям преподавания разделов школьной биологии.
3
Стр.3
Раздел I
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ
Тема 1. Анализ учебной литературы
школьного курса биологии
Цель:
1. Получить представление об учебнике как важнейшем источнике
знаний учащихся по биологии;
2. Изучить функции школьного учебника, структуру учебной книги
и связь ее элементов;
3. Сформировать умение проводить анализ учебной литературы по
предмету.
Оборудование:
1. Стандарт биологического образования;
2. Программы общеобразовательных учреждений по биологии;
3. Учебники и учебные пособия по биологии.
Инструкция 1.
Учебник является основным компонентом учебно-методического
комплекса по биологии. Опираясь на учебную программу, учебник определяет
содержание обучения и систему работы учащихся при овладении
знаниями и выступает в роли организатора работы преподавателя, поскольку
через учебник реализуются концепция и стратегическая линия
обучения, а также идеи образовательного стандарта. Выполняя роль стратегической
и тактической модели, учебник проявляет свою главную
функцию, от которой зависят и другие функции: информационная, системообразующая,
функция средств закрепления и самоконтроля, средств
самообразования и т. д.
В процессе создания учебника и в процессе обучения должно быть
реализовано несколько функций:
информационная: учебник является носителем содержания обучения,
представленного текстом и иллюстрациями;
функция руководства: учебник раскрывает дидактико-методологическое
содержание программы, то есть определяет набор, акцентирование,
распределение всего учебного материала (текстов, заданий, примеров,
иллюстраций). Благодаря этому он становится для преподавателя
средством планирования, подготовки и проведения обучения;
4
Стр.4
функция стимулирования: учебник имеет определяющее значение
в закреплении знаний и стимулировании учения, повышает интерес учащихся
к материалу, возможностям его использования. Материал учебника
должен сформировать у школьников умение работать с дополнительной
литературой и справочниками;
функция упражнений, самоконтроля: учебник обеспечивает
прочное и устойчивое усвоение знаний и умений, что достигается посредством
упражнения, повторения, систематизации, организации контроля
и самоконтроля;
функция координации: учебник способствует становлению взаимосвязи
с другими книгами и средствами учебно-методического обеспечения
конкретной дисциплины;
воспитательная (мировоззренческая) функция: с помощью учебника
предусматривается развитие у учащихся научного мировоззрения,
научного и творческого мышления, экологической культуры, целостного
отношения к научным знаниям. Учебник выступает в роли ориентира в
системе естественнонаучных дисциплин посредством текстов, заданий,
иллюстраций. Эффективность воспитания в процессе обучения зависит
от того, насколько объективные возможности учебного предмета используются
преподавателем и реализуются в учебной литературе.
Учебная книга имеет определенную структуру, включающую следующие
взаимосвязанные элементы: тексты, иллюстрации, аппарат усвоения
(вопросы, задания, таблицы, указатели, ответы) и аппарат ориентировки
(введение или предисловие, оглавление, рубрикация, цветовые
и шрифтовые выделения, символы ориентировки) (см. рис. 1).
Инструкция 2.
Законом Российской Федерации «Об образовании» утверждается,
что государственному контролю подлежит только конечный результат
обучения, а способы обучения, выбор программ, учебников – это право
самой школы или любого другого общеобразовательного учреждения.
В настоящее время изданы разные по содержанию и структуре программы.
Среди программ выделяют несколько типов: основные, разноуровневые,
профильные. Программа курса биологии для средних общеобразовательных
учебных заведений является документом, регулирующим работу
учителя, и разрабатывается с учетом стандарта биологического образования.
Программа, как правило, имеет следующую структуру:
– объяснительная записка;
– цель изучения курса;
– задачи изучения курса и раздела;
5
Стр.5
6
Рис. 1. Структура учебной книги и связи ее элементов
Стр.6