Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Методика преподавания биологии (220,00 руб.)

0   0
Первый авторКаташова Н. С.
АвторыКулицкая Е. В.
ИздательствоИздательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого
Страниц120
ID186879
АннотацияВ пособии представлен теоретический материал по основным разделам общей и частной методик преподавания биологии, а также методические рекомендации, способствующие приобретению и закреплению умений и навыков, необходимых в профессиональной деятельности учителя биологии. Пособие предназначено для аудиторной и внеаудиторной работы студентов обучающихся, по ООП 050100 «Педагогическое образование» (профили «Биология» и «Химия») педагогических университетов.
Кем рекомендованоУчебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования Министерства образования и науки РФ
Кому рекомендованостудентам вузов, обучающимся по направлению 050100 «Педагогическое образование»
ISBN978-5-87954-708-5
ББК28.0р
Каташова, Н.С. Методика преподавания биологии : Учебно-методическое пособие для лабораторно-практических занятий и самостоятельной работы студентов / Е. В. Кулицкая; Н.С. Каташова .— 3-е изд., испр. и доп. — Тула : Издательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого, 2012 .— 120 с. — ISBN 978-5-87954-708-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/186879 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Е. В. КУЛИЦКАЯ МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ Учебно-методическое пособие для лабораторно-практических занятий и самостоятельной работы студентов Издание 3-е, исправленное и дополненное Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования в качестве учебного пособия по направлению 050100 «Педагогическое образование» Тула Издательство ТГПУ им. <...> Л. Н. Толстого 2012 ББК 28.0р К27 Рецензенты: кандидат педагогических наук, доцент Н. Е. Орлихина (ИПК и ППРО Тульской области); доктор педагогических наук, профессор В. П. Аксенов (ТГПУ им. <...> Л. Н. Толстого) К27 Карташова, Н. С. Методика преподавания биологии: Учеб.-метод. пособие для лабораторно-практ. занятий и самостоятельной работы студентов / Н. С. Карташова, Е. В. Кулицкая. <...> ISBN 978-5-87954-708-5 В пособии представлен теоретический материал по основным разделам общей и частной методик преподавания биологии, а также методические рекомендации, способствующие приобретению и закреплению умений и навыков, необходимых в профессиональной деятельности учителя биологии. <...> Л. Н. Толстого, 2012 2 ЧАСТЬ I ОБЩАЯ МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ Методика преподавания биологии – наука, изучающая закономерности процесса обучения и воспитания, обусловленного особенностями школьного предмета биологии. <...> Растения», «Животные», «Человек и его здоровье», «Общая биология» – обусловливает дифференциацию методических подходов на разных этапах обучения предмету. <...> Общая методика преподавания биологии призвана рассматривать универсальные закономерности преподавания всех биологических курсов в школе (технология конструирования целей и задач биологического образования, отбор и единство содержания и методов преподавания, взаимосвязь между формами учебной работы, преемственность между курсами, целостность, взаимосвязь и развитие всех аспектов воспитания), составляющих систему преподавания биологии. <...> 3 Раздел I ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ Тема 1. <...> Изучить функции <...>
Методика_преподавания_биологии.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Методика_преподавания_биологии.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого» Н. С. КАРТАШОВА, Е. В. КУЛИЦКАЯ МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ Учебно-методическое пособие для лабораторно-практических занятий и самостоятельной работы студентов Издание 3-е, исправленное и дополненное Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования в качестве учебного пособия по направлению 050100 «Педагогическое образование» Тула Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого 2012
Стр.1
ББК 28.0р К27 Рецензенты: кандидат педагогических наук, доцент Н. Е. Орлихина (ИПК и ППРО Тульской области); доктор педагогических наук, профессор В. П. Аксенов (ТГПУ им. Л. Н. Толстого) Карташова, Н. С. К27 Методика преподавания биологии: Учеб.-метод. пособие для лабораторно-практ. занятий и самостоятельной работы студентов / Н. С. Карташова, Е. В. Кулицкая.– 3-е изд., испр. и доп.– Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2012.– 120 с. ISBN 978-5-87954-708-5 В пособии представлен теоретический материал по основным разделам общей и частной методик преподавания биологии, а также методические рекомендации, способствующие приобретению и закреплению умений и навыков, необходимых в профессиональной деятельности учителя биологии. Пособие предназначено для аудиторной и внеаудиторной работы студентов обучающихся, по ООП 050100 «Педагогическое образование» (профили «Биология» и «Химия») педагогических университетов. ББК 28.0р Учебное издание КАРТАШОВА Наталья Сергеевна КУЛИЦКАЯ Елена Владимировна МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ Учебно-методическое пособие для лабораторно-практических занятий и самостоятельной работы студентов Издание 3-е, исправленное и дополненное Оригинал-макет подготовлен в Издательском центре ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Художественное оформление – Е. А. Свиридова Подписано в печать 16.07.2012. Формат 60×90/16. Бумага офсетная. Печать трафаретная. Усл. печ. л. 7,5. Уч.-изд. л. 6,9. Заказ 12/069. Тираж 100 экз. «С» 1428. Издательство Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого. 300026, Тула, просп. Ленина, 125. Отпечатано в Издательском центре ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 300026, Тула, просп. Ленина, 125. ISBN 978-5-87954-708-5 © Карташова Н. С., Кулицкая Е. В., 2012 © ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2012 2
Стр.2
ЧАСТЬ I ОБЩАЯ МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ Методика преподавания биологии – наука, изучающая закономерности процесса обучения и воспитания, обусловленного особенностями школьного предмета биологии. Основная задача методики преподавания биологии – формирование творческой личности учителя, вооружение его методическими знаниями и умениями, обеспечивающими выполнение различных функций учителя. Дифференциация школьного курса биологии на четыре основных раздела: «Бактерии. Грибы. Растения», «Животные», «Человек и его здоровье», «Общая биология» – обусловливает дифференциацию методических подходов на разных этапах обучения предмету. Так, методика преподавания биологии разделяется на общую методику биологии и частные, или специальные, методики. Общая методика преподавания биологии призвана рассматривать универсальные закономерности преподавания всех биологических курсов в школе (технология конструирования целей и задач биологического образования, отбор и единство содержания и методов преподавания, взаимосвязь между формами учебной работы, преемственность между курсами, целостность, взаимосвязь и развитие всех аспектов воспитания), составляющих систему преподавания биологии. Комплекс общеметодических умений учителя составляют умения анализировать и отбирать учебно-методическую литературу по предмету, планировать учебную и воспитательную работу, отбирать формы, методы, методические приемы для реализации задач преподавания, соподчинять их целям и содержанию, а также эффективно сочетать. К общеметодическим умениям относится также способность адаптировать современные нетрадиционные технологии к конкретным специфическим условиям преподавания разделов школьной биологии. 3
Стр.3
Раздел I ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ Тема 1. Анализ учебной литературы школьного курса биологии Цель: 1. Получить представление об учебнике как важнейшем источнике знаний учащихся по биологии; 2. Изучить функции школьного учебника, структуру учебной книги и связь ее элементов; 3. Сформировать умение проводить анализ учебной литературы по предмету. Оборудование: 1. Стандарт биологического образования; 2. Программы общеобразовательных учреждений по биологии; 3. Учебники и учебные пособия по биологии. Инструкция 1. Учебник является основным компонентом учебно-методического комплекса по биологии. Опираясь на учебную программу, учебник определяет содержание обучения и систему работы учащихся при овладении знаниями и выступает в роли организатора работы преподавателя, поскольку через учебник реализуются концепция и стратегическая линия обучения, а также идеи образовательного стандарта. Выполняя роль стратегической и тактической модели, учебник проявляет свою главную функцию, от которой зависят и другие функции: информационная, системообразующая, функция средств закрепления и самоконтроля, средств самообразования и т. д. В процессе создания учебника и в процессе обучения должно быть реализовано несколько функций: информационная: учебник является носителем содержания обучения, представленного текстом и иллюстрациями; функция руководства: учебник раскрывает дидактико-методологическое содержание программы, то есть определяет набор, акцентирование, распределение всего учебного материала (текстов, заданий, примеров, иллюстраций). Благодаря этому он становится для преподавателя средством планирования, подготовки и проведения обучения; 4
Стр.4
функция стимулирования: учебник имеет определяющее значение в закреплении знаний и стимулировании учения, повышает интерес учащихся к материалу, возможностям его использования. Материал учебника должен сформировать у школьников умение работать с дополнительной литературой и справочниками; функция упражнений, самоконтроля: учебник обеспечивает прочное и устойчивое усвоение знаний и умений, что достигается посредством упражнения, повторения, систематизации, организации контроля и самоконтроля; функция координации: учебник способствует становлению взаимосвязи с другими книгами и средствами учебно-методического обеспечения конкретной дисциплины; воспитательная (мировоззренческая) функция: с помощью учебника предусматривается развитие у учащихся научного мировоззрения, научного и творческого мышления, экологической культуры, целостного отношения к научным знаниям. Учебник выступает в роли ориентира в системе естественнонаучных дисциплин посредством текстов, заданий, иллюстраций. Эффективность воспитания в процессе обучения зависит от того, насколько объективные возможности учебного предмета используются преподавателем и реализуются в учебной литературе. Учебная книга имеет определенную структуру, включающую следующие взаимосвязанные элементы: тексты, иллюстрации, аппарат усвоения (вопросы, задания, таблицы, указатели, ответы) и аппарат ориентировки (введение или предисловие, оглавление, рубрикация, цветовые и шрифтовые выделения, символы ориентировки) (см. рис. 1). Инструкция 2. Законом Российской Федерации «Об образовании» утверждается, что государственному контролю подлежит только конечный результат обучения, а способы обучения, выбор программ, учебников – это право самой школы или любого другого общеобразовательного учреждения. В настоящее время изданы разные по содержанию и структуре программы. Среди программ выделяют несколько типов: основные, разноуровневые, профильные. Программа курса биологии для средних общеобразовательных учебных заведений является документом, регулирующим работу учителя, и разрабатывается с учетом стандарта биологического образования. Программа, как правило, имеет следующую структуру: – объяснительная записка; – цель изучения курса; – задачи изучения курса и раздела; 5
Стр.5
6 Рис. 1. Структура учебной книги и связи ее элементов
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ