ББК 74.58я73
З12
Рецензенты:
доктор педагогических наук, профессор И. М. Туревский
(ТГПУ им. Л. Н. Толстого);
кандидат педагогических наук О. И. Люлин
(ГОУ СПО ТО «Тульский педагогический колледж № 1»)
З12
Забиняк, Д. Н.
Методическая подготовка будущих учителей начальных классов
к реализации здоровьесберегающих технологий: Учебно-метод. пособие
/ Д. Н. Забиняк.– Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого,
2011.– 51 с.
ISBN 978-5-87954-570-8
В данном пособии представлены методические рекомендации подготовки
будущих учителей начальных классов к реализации здоровьесберегающих технологий,
а также программа спецкурса «Здоровьесберегающие технологии в
начальном образовании». Изложены теоретические и практические вопросы
формирования профессиональных компетенций специалистов в области здоровьесберегающего
образования для детей младшего школьного возраста.
Учебно-методическое пособие предназначено для преподавателей педагогических
колледжей, а также может быть использовано в системе повышения
квалификации и переподготовки педагогических кадров средних педагогических
учебных заведений и учителей начальных классов общеобразовательных
учреждений.
ББК 74.58я73
ISBN 978-5-87954-570-8
2
© Д. Н. Забиняк, 2011
© ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2011
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Здоровье детей является важным показателем социального благополучия,
нормального экономического функционирования общества, важнейшей
предпосылкой национальной безопасности развития страны.
Экологические и психологические перегрузки, массовый прессинг
информационных воздействий, ослабление роли школы и семьи в процессах
социализации – все это реалии нашего времени, которые ведут к хронической
болезненности детей.
Многолетние исследования состояния здоровья обучающихся показывают,
что, несмотря на принимаемые меры, отчетливой положительной
динамики в состоянии здоровья детей за последние 10–15 лет не наблюдается.
Более того, в соответствии с данными официальной статистики, состояние
здоровья детей и подростков, проживающих на территории Российской
Федерации, ухудшается [35, с 14]
Неблагоприятная динамика показателей здоровья обучающих учащихся
регистрируется практически во всех регионах страны, включая
Тульскую область, которая стабильно входит в десятку самых неблагополучных
регионов по экологии. В таблице рейтинга она занимает 80-е место
из 83. Хуже ситуация с экологией только в Московской, Свердловской
и Челябинской областях [36, с. 4]
По данным регионального информационного фонда социально-технического
мониторинга в Тульской области, за последние 5 лет наблюдается
выраженная тенденция к росту общих показателей первичной заболеваемости
детского населения, прогнозируемый уровень заболеваемости
в 2010 году составляет 2337,08 на 1000 детского населения.
В структуре заболеваемости детей с диагнозом, установленным впервые
в жизни, первое место занимают болезни органов дыхания (67,1 %),
второе – болезни кожи и подкожной клетчатки (6,9 %), третье – болезни
органов пищеварения (4,2%) и травмы и отравление (4,2%) , четвертое –
инфекционные и паразитарные болезни (3,8 %), пятое – болезни уха и сосцевидного
отростка (2,5 %) и глаз (2,5 %), шестое – болезни нервной системы
(2,0 %), седьмое – костно-мышечной (1,7 %), восьмое – мочеполовой
системы (1,3 %) [14].
Многие научные исследования доказывают, а практика подтверждает,
что эффективно начать учебу в школе могут только здоровые дети, имеющие
достаточные функциональные резервы.
По нашему мнению, решение данной проблемы лежит в области образования,
если точнее, в области специальных знаний. Только последовательное
и научное образование может дать знания, которые постепенно
приведут к искомому образу жизни и, соответственно, к успешности здоровьесберегающих
технологий.
Научить ребенка быть здоровым духом и телом, творить свое здоровье,
применяя знания и умения в согласии с законами природы и бытия,3
Стр.3
одно из приоритетных направлений в педагогической деятельности учителя
общеобразовательной школы.
Сложность и многогранность проблемы здоровья ребенка требует
кардинального изменения системы подготовки будущих учителей, формирование
у них соответствующей компетенции в области здоровьесберегающих
технологий.
Как правило, возможности для реализации задач образования в области
здоровья достигаются использованием на уроках и во внеурочной работе
здоровьесберегающих технологий, активных методов и форм обучения.
Если деятельность педагога, направленная на развитие у учащихся
ценностного отношения к здоровью, системна и целостна, то столь же целостной
будет и деятельность воспитанников.
Дидактическая проблема подготовки будущих учителей к реализации
здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной
школе, на наш взгляд, становится чрезвычайно актуальным
в современном образовании.
В связи с этим автор данного пособия, предлагает обобщенный опыт
деятельности педагогических колледжей по методической подготовке будущих
учителей начальных классов к реализации здоровьесберегающих
технологий в общеобразовательных школах.
4
Стр.4