Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.

Методика исследований в социальной работе (220,00 руб.)

0   0
АвторыСоломатова В. В.
ИздательствоИздательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого
Страниц100
ID186757
АннотацияУчебное пособие по дисциплине «Методика исследований в социальной работе» составлено в помощь студентам, обучающимся по специальности 040101.65 «Социальная работа» (квалификация – специалист по социальной работе).
ISBN978-5-87954-548-7
ББК60.9р
Методика исследований в социальной работе : Учебное пособие / В.В. Соломатова .— Тула : Издательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого, 2011 .— 100 с. — ISBN 978-5-87954-548-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/186757 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки РФ ГОУ ВПО Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ Учебное пособие Тула Издательство ТГПУ им. <...> Л. Н. Толстого 2011 ББК 60.9р М54 Рецензенты: доктор педагогических наук И. Л. Федотенко (ТГПУ им. <...> ISBN 978-5-87954-548-7 Учебное пособие по дисциплине «Методика исследований в социальной работе» составлено в помощь студентам, обучающимся по специальности 040101.65 «Социальная работа» (квалификация – специалист по социальной работе). <...> ББК 60.9р Рекомендовано к изданию кафедрой социально-педагогических наук, социологии и политологии ТГПУ им. <...> Учебное издание МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ Учебное пособие Автор-составитель: СОЛОМАТОВА Вера Вячеславовна Оригинал-макет подготовлен в Издательском центре ТГПУ им. <...> Л. Н. Толстого, 2011 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данное учебное пособие предлагается студентам специальности «социальная работа» для успешного освоения курса «Методика исследований в социальной работе». <...> Кроме этого студентам помогут методические материалы (силлабусы) кафедры социально-педагогических наук, социологии и политологии факультета искусств, социальных и гуманитарных наук представленные на страничке кафедры на сайте университета www.tsput.ru Цель курса – ознакомить студентов с основными исследовательскими методами в социальной работе, особенностями методики проведения конкретного практикоориентированного исследования. <...> В процессе изучения курса студенты познакомятся с существующими в общественных науках видами исследований, приобретут знания, необходимые для проведения ими научно-исследовательской работы, научатся осуществлять обзор научной литературы для предварительного изучения проблемы, приобретут навыки проводить само исследование, составлять и оформлять отчет по его результатам. <...> Студенты во время обучения проводят свои исследования, которые оформляются в виде курсовых <...>
Методика_исследований_в_социальной_работе.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Методика_исследований_в_социальной_работе.pdf
Министерство образования и науки РФ ГОУ ВПО Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ Учебное пособие Тула Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого 2011
Стр.1
ББК 60.9р М54 Рецензенты: доктор педагогических наук И. Л. Федотенко (ТГПУ им. Л. Н. Толстого); доктор педагогических наук Е. Ю. Ромашина (ТГПУ им. Л. Н. Толстого) Методика исследований в социальной работе: Учеб. пособие / М54 Авт.-сост. В. В. Соломатова.– Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2011.– 100 с. ISBN 978-5-87954-548-7 Учебное пособие по дисциплине «Методика исследований в социальной работе» составлено в помощь студентам, обучающимся по специальности 040101.65 «Социальная работа» (квалификация – специалист по социальной работе). ББК 60.9р Рекомендовано к изданию кафедрой социально-педагогических наук, социологии и политологии ТГПУ им. Л. Н. Толстого 11 октября 2010 г., протокол № 2. Учебное издание МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ Учебное пособие Автор-составитель: СОЛОМАТОВА Вера Вячеславовна Оригинал-макет подготовлен в Издательском центре ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Художественное оформление – Е. А. Свиридова. Подписано в печать 15.02.2011. Формат 60×90/16. Бумага офсетная. Печать трафаретная. Усл. печ. л. 6,25. Уч.-изд. л. 5,9. Заказ 10/127. Тираж 100 экз. «С» 1289. Издательство Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого. 300026, Тула, просп. Ленина, 125. Отпечатано в Издательском центре ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 300026, Тула, просп. Ленина, 125. ISBN 978-5-87954-548-7 © Автор-составитель В. В. Соломатова, 2011 © Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2011 2
Стр.2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данное учебное пособие предлагается студентам специальности «социальная работа» для успешного освоения курса «Методика исследований в социальной работе». Кроме этого студентам помогут методические материалы (силлабусы) кафедры социально-педагогических наук, социологии и политологии факультета искусств, социальных и гуманитарных наук представленные на страничке кафедры на сайте университета www.tsput.ru Цель курса – ознакомить студентов с основными исследовательскими методами в социальной работе, особенностями методики проведения конкретного практикоориентированного исследования. В процессе изучения курса студенты познакомятся с существующими в общественных науках видами исследований, приобретут знания, необходимые для проведения ими научно-исследовательской работы, научатся осуществлять обзор научной литературы для предварительного изучения проблемы, приобретут навыки проводить само исследование, составлять и оформлять отчет по его результатам. Студенты во время обучения проводят свои исследования, которые оформляются в виде курсовых работ по дисциплинам: Теория социальной работы и Технология социальной работы, а также выпускной квалификационной работы (ВКР). Данный курс позволит правильно использовать существующие методы исследования, собирать исследовательские данные в период практик, оформлять полученные результаты исследования. Практическая ценность профессионала, который умеет проводить исследование, намного выше, чем просто специалиста. Учебная программа и учебное пособие составлены в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки социального работника по специальности 040101.65 Социальная работа ГОС ВПО 2000 г. 3
Стр.3
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ Распределение учебного времени (в часах) № п/п Название темы 1 Научное исследование в социальной работе: общее и особенное 2 Методы планирования и организации исследования в социальной работе 3 Основные методы исследований в социальной работе 3.1 Роль эксперимента в социальной работе 3.2 Кейс-стади как метод исследования 4 Методика проведения анализа документов 5 Методика подготовки курсовой работы 5.1 Основные требования к оформлению итогов исследования 5.2 Процедура защиты курсовой работы 6 Методика составления анкеты исследования 7 8 Методика проведения интервью (беседы) Методика проведения наблюдения 9 Методика подготовки ВКР 9.1 Основные требования к оформлению итогов исследования. Процедура защиты ВКР Итого: 4 8 2 2 4 12 2 4 6 24 4 2 4 2 2 2 12 2 4 6 28 2 2 8 2 16 4 6 6 16 4 6 6 14 23 2 4 6 2 2 4 6 7 153 26 46 77 4 4 4 4 6 Всего лекции семинары самостоят. работа
Стр.4
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ (Заочное обучение) Распределение учебного времени (в часах) № п/п Название темы 1 Научное исследование в социальной работе: общее и особенное. 2 Методы планирования и организации исследования в социальной работе 3 Основные методы исследований в социальной работе 4 Методика проведения анализа документов 5 Методика подготовки курсовой работы 6 Методика составления анкеты исследования 7 Методика проведения интервью (беседы) 8 Методика проведения наблюдения 9 Методика подготовки выпускной квалификационной работы Итого: 20 1 1 18 20 1 1 18 21 2 1 18 20 1 1 18 21 1 2 18 23 1 2 20 21 1 2 18 21 1 1 19 22 1 1 20 189 10 12 167 5 Всего лекции семинары самостоят. работа
Стр.5
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Лекция № 1. Научное исследование в социальной работе: общее и особенное План 1. Социальная работа и социальная педагогика – область реальности, требующая изучения, её особенности. 2. Социально-педагогические исследования: их история, аттестация и основные виды. 3. Классификация видов исследования. Рекомендуемая литература 1. Безрукова, В. С. Как написать реферат, курсовую и дипломную работу / В. С. Безрукова. – СПб.: Речь, 2008. – С. 27–38. 2. Бережнова, Е. В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: Учебник для студ. сред. учеб. заведений / Е. В. Бережнова, В. В. Краевский. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – С. 51–56. 3. Волков, Б. С. Методология и методы психологического исследования / Б. С. Волков, Н. В. Волкова, А. В. Губанов. – М.: АкадемПроект, Фонд Мир, 2008. – С. 5–36. 4. Загвязинский, В. И. Методология и методика психологопедагогического исследования. – 5-е изд. / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Академия, 2008. – C. 7–32. 5. Интернет-сайты академика РАО А. М. Новикова [Электронный ресурс]: www.anovikov.ru, www.methodolog.ru. 6. Кузнецов, И. Н. Научное исследование: Методика проведения и оформления. – 2-е изд. / И. Н. Кузнецов. – М.: Дашков и К, 2006. – С. 8–21. 7. Новикова, С. С. Социологические и психологические методы исследования в социальной работе / С. С. Новикова, А. В. Соловьёв. – М.: Академический проект, 2006. – С. 3–23. 8. Пузанова, Ж. В. Методология и методика социологического исследования / Ж. В. Пузанова, И. В. Троцук, М. И. Витковская. – М.: Высшее образование и наука, 2009. – С. 9–11, 22–26, 38–40 63–66. 9. Современная энциклопедия социальной работы / Под ред. акад. РАН В. И. Жукова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Изд-во РГСУ, 2008. – С. 97, 149–150, 287, 342–343, 347–348. В России социальная работа приобретает статус профессиональной деятельности, в которой особое место отводится научно-методическому обеспечению выполнения специалистом его многоаспектных функций. 6
Стр.6
Поэтому специалист по социальной работе выступает и в роли исследователя. Само понятие «социальные проблемы» сформировалось в начале XIX века в контексте реформистской идеологии и охватывало нищету, преступность, заболеваемость, проституцию, неграмотность и целый ряд других явлений и условий, которые требовали неотложного вмешательства. По мере расширения и углубления, накопления опыта социальнопедагогической работы становятся всё более ясными общие и локальные противоречия различной значимости и содержания. Например, между требованиями к личностным и профессиональным качествам специалистов по социальной работе и их реальным отбором и подготовленностью; между потребностью в квалифицированных кадрах – и возможностью их подготовки и переподготовки. Социальная работа – многообразный объект разнопланового изучения. Объект теории социальной работы – это состояние и процесс обеспечения благополучия человека и общества в их социальной истории и современном развитии как субъектов, участников всех основных сфер общественных отношений в исторически конкретном социокультурном жизненном пространстве. Его отличает ряд признаков. Первый из них связан с необходимостью фундаментальных исследований, например, работа в социуме как общественное явление, взаимодействие государственных и общественных структур, целостная проблема социальной реабилитации и пр. Эти исследования – наряду с работами исторического и сравнительного плана – могут служить методологическим основанием широкого круга эмпирических исследований. Второй признак анализируемого объекта – пространственная широта, в качестве которого могут выступать все стороны социума, образа жизни в нём ребенка и взрослого человека, группы, семьи. Третий признак – оперативность: внимание науки к особо динамичным, тревожным явлениям, происходящим в социуме: растущее обнищание, безработица, бездомность, национальные и религиозные конфликты, катастрофы и др. Также внимания исследователей требует развитие различных аспектов самой социальной работы: её реализации в условиях села, движение детских инициатив, научно-организационная деятельность социальных центров, научное обоснование перспектив социальной работы. Разнообразны и процессы, связанные с работой в социуме, выступающие предметом социально-педагогического исследования. Это социально-демографические, социально-психологические и собственно социально-педагогические процессы. Предмет теории социальной работы – 7
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.