Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Практикум по дисциплине «Психолого-педагогические основы обучения по разви- вающей системе Л. В. Занкова» (220,00 руб.)

0   0
Первый авторБуншафт Е. Н.
АвторыЗайцева Л. В.
ИздательствоИздательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого
Страниц174
ID186753
АннотацияСодержание учебно-методического пособия соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта для подготовки бакалавров по направлению 050700 «Педагогика» (профиль подготовки 050707 «Начальное образование») в рамках изучения дисциплины ФТД.7 «Психолого-педагогические основы обучения по системе Л. В. Занкова». В издании освещены теоретические основы и практическая реализация в школе системы Л. В. Занкова. Авторы надеются, что данное пособие поможет будущим специалистам понять смысл и специфику обучения, нацеленного на общее развитие каждого школьника, а также технологию организации личностно-ориентированного обучения в начальной школе по данной системе. Пособие содержит теоретический материал, задания для работы на практических занятиях и для внеаудиторной самостоятельной работы студентов, вопросы для самоконтроля, тематику рефератов и эссе, тесты.
ISBN978-5-87954-581-4
ББК88.4я73
Буншафт, Е.Н. Практикум по дисциплине «Психолого-педагогические основы обучения по разви- вающей системе Л. В. Занкова» : Учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров педагогических вузов / Л.В. Зайцева; Е.Н. Буншафт .— Тула : Издательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого, 2010 .— 174 с. — ISBN 978-5-87954-581-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/186753 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Е. Н. Буншафт, Л. А. Зайцева ПРАКТИКУМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПО РАЗВИВАЮЩЕЙ СИСТЕМЕ <...> Б90 Практикум по ДИСЦРШЛРШС «Психолого-педагогические основы обучения по развивающей системе Л. В. Занкова»: Учеб.-метод. пособие для студентов-бакалавров пед. вузов /Е. Н. Буншафт, Л. <...> Авторы надеются, что данное пособие поможет будущим специалистам понять смысл и специфику обучения, нацеленного на общее развитие каждого школьника, а также технологию организации личностно-ориенгироваштого обучения в начальной школе по данной системе. <...> Л. Н. Толстого, 2010 СОДЕРЖАНИЕ Леонид Вла имирович Занков — создатель развивающей системы обучения учащихся ......... .. <...> Дидактические принципы личностно-ориентированного построения развивающего обучения учащихся .. <...> Типические свойства методической развивающей вновь созданной системы ........... .. <...> Изучение результативности обучения учащихся по развивающей системе . <...> 158 3 ЛЕОНИД ВЛАДИМИРОВИЧ ЗАНКОВ ОЗДАТЕЛЬ РАЗВИВАЮЩЕИ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ «В научно-исследовательской работе Леонида Владимировича Занкова... были заложены основные направления методологических И научных взглядов... взаимодействия педагогики и психологии, зависимости развития психики от обучения и вместе с тем вопросы преломления внешних условий через внутренние индивидуальные возможности ребенка. <...> Педагогические идеи Л. В. Занкова и школьная практика: Сб. ст., посвященных 100-летию со дня рождения Л. <...> «Л. В. Занков осуществил прорыв в мировой педагогике И методологии исследования проблемы обучения и развития» (цит. и? выступления В. В. Давыдова (вицепрезидента РАО) на Всесоюзной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения <...> «Леонид Владимирович Занков своими экспериментально-педагогическими исследованиями проложил мост для транспортирования прекрасных идей в школьную жизнь, в практическую педагогику. <...> Л. В. Занкова на местах, а также в изучение ее результативности. <...> И вот итог второго <...>
Практикум_по_дисциплине_«Психолого-педагогические_основы_обучения_по_разви-_вающей_системе_Л._В._Занкова».pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации ГОУВПО Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого Е. Н. Буншафт, Л. А. Зайцева ПРАКТИКУМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПО РАЗВИВАЮЩЕЙ СИСТЕМЕ Л. В. ЗАНКОВА» Учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров педагогических вузов Тула Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого 2010
Стр.1
ББК 88.4я73 Б90 Рецензент – кандидат педагогических наук, доцент М. И. Краснова Б90 Буншафт, Е. Н. Практикум по дисциплине «Психолого-педагогические основы обучения по развивающей системе Л. В. Занкова»: Учеб.-метод. пособие для студентов-бакалавров пед. вузов / Е. Н. Буншафт, Л. А. Зайцева. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2010. – 173 с. ISBN 978-5-87954-581-4 Содержание учебно-методического пособия соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта для подготовки бакалавров по направлению 050700 «Педагогика» (профиль подготовки 050707 «Начальное образование») в рамках изучения дисциплины ФТД.7 «Психолого-педагогические основы обучения по системе Л. В. Занкова». В издании освещены теоретические основы и практическая реализация в школе системы Л. В. Занкова. Авторы надеются, что данное пособие поможет будущим специалистам понять смысл и специфику обучения, нацеленного на общее развитие каждого школьника, а также технологию организации личностно-ориентированного обучения в начальной школе по данной системе. Пособие содержит теоретический материал, задания для работы на практических занятиях и для внеаудиторной самостоятельной работы студентов, вопросы для самоконтроля, тематику рефератов и эссе, тесты. ББК 88.4я73 ISBN 978-5-87954-581-4 © Е. Н. Буншафт, Л. А. Зайцева, 2010 © Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2010
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Леонид Владимирович Занков – создатель развивающей системы обучения учащихся ...........4 Обращение к студентам ...........................................................................................................................6 От авторов ..................................................................................................................................................8 Тема 1. Проблема соотношения обучения и развития в фундаментальном исследовании под руководством академика Л. В. Занкова.............................................................11 Теоретическая часть..................................................................................................................................12 Практические задания для работы на занятии........................................................................................18 Задания для внеаудиторной самостоятельной работы...........................................................................23 Тема 2. Цели и задачи обучения учащихся начальной школы по развивающей системе........26 Теоретическая часть..................................................................................................................................27 Практические задания для работы на занятии........................................................................................30 Задания для внеаудиторной самостоятельной работы...........................................................................36 Тема 3. Дидактические принципы личностно-ориентированного построения развивающего обучения учащихся ................................................................................39 Теоретическая часть..................................................................................................................................41 Практические задания для работы на занятии........................................................................................46 Задания для внеаудиторной самостоятельной работы...........................................................................56 Тема 4. Особенности содержания обучения и структурирования программ учебных курсов .....................................................................................................................58 Теоретическая часть..................................................................................................................................59 Практические задания для работы на занятии........................................................................................66 Задания для внеаудиторной самостоятельной работы...........................................................................72 Тема 5. Формы организации обучения в развивающей системе обучения учащихся...............75 Теоретическая часть..................................................................................................................................77 Практические задания для работы на занятии........................................................................................83 Задания для внеаудиторной самостоятельной работы...........................................................................89 Тема 6. Типические свойства методической развивающей вновь созданной системы.............96 Теоретическая часть..................................................................................................................................98 Практические задания для работы на занятии......................................................................................104 Задания для внеаудиторной самостоятельной работы.........................................................................113 Тема 7. Общение учителя и учащихся в условиях системы Л. В. Занкова................................116 Теоретическая часть................................................................................................................................118 Практические задания для работы на занятии......................................................................................123 Задания для внеаудиторной самостоятельной работы.........................................................................129 Тема 8. Изучение результативности обучения учащихся по развивающей системе......................................................................................................................131 Теоретическая часть................................................................................................................................133 Практические задания для работы на занятии......................................................................................141 Задания для внеаудиторной самостоятельной работы.........................................................................147 Тесты........................................................................................................................................................148 Вопросы к зачету по дисциплине «Психолого-педагогические основы обучения по системе Л. В. Занкова».................................155 Литература..............................................................................................................................................156 Приложения............................................................................................................................................158 3
Стр.3
ЛЕОНИД ВЛАДИМИРОВИЧ ЗАНКОВ – СОЗДАТЕЛЬ РАЗВИВАЮЩЕЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ «В научно-исследовательской работе Леонида Владимировича Занкова… были заложены основные направления методологических и научных взглядов… взаимодействия педагогики и психологии, зависимости развития психики от обучения и вместе с тем вопросы преломления внешних условий через внутренние индивидуальные возможности ребенка. …Все сказанное дает основания отнести Л. В. Занкова к числу основателей экспериментальной школы исследований высоких психических функций, к числу самых блестящих продолжателей и последователей Л. С. Выготского» (М. В. Зверева, кандидат педагогических наук, доцент, научный сотрудник ФНМЦ им. Л. В. Занкова в кн.: Новое время – новая дидактика. Педагогические идеи Л. В. Занкова и школьная практика: Сб. ст., посвященных 100-летию со дня рождения Л. В. Занкова». М.; Самара: Корпорация «Федоров», 2001. С. 40–41). «Л. В. Занков осуществил поворот педагогического мышления в сторону использования научных фактов как основы выдающихся новых теоретических и практических положений» (М. Н. Скаткин, М. А. Данилов, Ю. К. Бабанский в кн.: Новое время – новая дидактика. Педагогические идеи Л. В. Занкова и школьная практика: Сб. ст., посвященных 100-летию со дня рождения Л. В. Занкова». М.; Самара: Корпорация «Федоров», 2001. С. 53). 4
Стр.4
«Л. В. Занков осуществил прорыв в мировой педагогике и методологии исследования проблемы обучения и развития» (цит. из выступления В. В. Давыдова (вицепрезидента РАО) на Всесоюзной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения Л. В. Занкова (М.: АПН, 1991)). «Леонид Владимирович Занков своими экспериментально-педагогическими исследованиями проложил мост для транспортирования прекрасных идей в школьную жизнь, в практическую педагогику. Его по праву можно назвать первопроходцем в создании системы развивающего обучения» (А. Г. Асмолов, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО в кн.: Новое время – новая дидактика: Педагогические идеи Л. В. Занкова и школьная практика: Сб. ст., посвященных 100-летию со дня рождения Л. В. Занкова». М.; Самара: Корпорация «Федоров», 2001. С. 23). МАРИЯ ИВАНОВНА КРАСНОВА – ученица Л. В. Занкова и аспирантка, участница исследования М. И. Краснова является организатором сохранения развивающей системы Л. В. Занкова в школах Союза. Член КПСС, участник парада на Красной площади к 45-летию Победы. Имеет правительственные награды. Учитель, доцент, кандидат педагогических наук, в прошлом – декан факультета начального образования Тульского педагогического института им. Л. Н. Толстого. В 90-е годы работала заведующим лабораторией Л. В. Занкова в Тульском институте повышения квалификации учителей. М. В. Зверева отмечает, что в 2001 г. М. И. Краснова являлась участником исследования и внесла большой вклад в организацию работы учителей по развивающей системе Л. В. Занкова на местах, а также в изучение ее результативности. 5
Стр.5
ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ Дорогие студенты! Я благодарна судьбе за то, что во второй половине ХХ в. она подарила мне счастливую встречу с необыкновенным ученым, академиком Леонидом Владимировичем Занковым и его талантливыми последователями учеными и учителями. Первая встреча тульских учителей участников экспериментального исследования с Леонидом Владимировичем произошла в 1962 г. Тогда 8 учителей начальных классов школ № 1, 7, 20, 54, 58, 8 г. Тулы были включены для участия во втором этапе экспериментального исследования, проводимого его лабораторией. По личной инициативе с согласия Л. В. Занкова к ним присоединились еще 3 учителя из Сурневской сельской школы Алексинского района, из школы № 1 г. Советска и из школы № 13 г. Щекино. Перед учителями экспериментальных классов, участвующими во втором этапе эксперимента, были поставлены задачи: уточнение деталей, дополнение, развитие вновь построенной системы, подтверждение полученных эффективных результатов, выявление новых научных фактов и закономерностей. Речь также шла о создании и апробировании новых учебников. И вот итог второго этапа: во всех экспериментальных классах тульских школ вместо запланированного четырехлетнего срока обучения учебные программы были выполнены в течение трех лет, при этом был достигнут высокий уровень общего развития, качества знаний, умений и навыков младших школьников. В 1965 г. по окончании трехлетнего обучения все школьники экспериментальных классов, по решению Министерства просвещения, были переведены в 5-е классы. Преподаватели среднего звена школы отзывались об этих учащихся не просто положительно. Они обычно говорили: это другие дети, все хотят учиться, на уроках не бывает пассивных, они умеют добывать знания самостоятельно и коллективно. На базе тульских классов были созданы и апробированы экспериментальные учебники. При отборе материала для них экспертами нередко становились сами учащиеся. Учебник по чтению З. И. Романовской «Живое слово» был издан в Туле Приокским книжным издательством. Здесь же большими тиражами, с учетом востребования школ Союза, создавалась методическая литература. В 1965–1968 гг. на базе школ г. Тулы и Щекинского района, среди которых было 17 сельских (в том числе 7 малокомплектных) школ, осуществлялось исследование эффективности внедряемой методики в ходе третьего этапа эксперимента. В это время к участию в эксперименте были подключены сотни классов школ Советского Союза, учителя которых предварительно прошли переподготовку. По окончании исследования на третьем этапе в 1968 г. Леонид Владимирович доложил АПН СССР и Министерству просвещения о полученных высоких результатах в школьной практике. Тогда было высказано предложение перевести все начальные школы страны на обучение по новой эффективной системе. Но Леонид Владимирович не дал своего согласия: он понимал, что внедрение системы должно идти не сверху, по приказу, а снизу — от желания учителя, проявленного им по окончании занковских курсов (тогда отсутствовали условия для переподготовки тысяч учителей). В итоге руководители Министерства просвещения и АПН СССР пошли по испытанному, отлаженному пути совершенствования укоренившейся традиционной системы. Из глобального научного открытия были взяты только некоторые положения, касающиеся постановки целей обучения. Несколько обогатили содержание учебных предметов теоретическим материалом, исключили из числа оценок результативности отметки первоклассников, сократили срок обучения до трех лет. Но Л. В. Занков предупреждал чиновников, что частично взятые положения не дадут желаемых результатов, 6
Стр.6
поскольку высокая результативность достигается только при реализации целостной системы обучения. В 1982 г. по приказу Министерства просвещения занковская лаборатория была закрыта, занковским учителям начальных классов было приказано перейти на так называемую обновленную систему обучения. Но тульские учителя вопреки всему решили продолжать работу и обучение учителей по системе Л. В. Занкова. Для учителей, вновь желающих перейти работать по занковской развивающей системе, проводились курсы, на которых читали лекции сотрудники закрывшейся лаборатории. Ученые-занковцы продолжали проводить исследования и публиковать результаты своих научных трудов. В течение 1983–1993 гг. на тульских курсах прошли переподготовку более 700 учителей начальных классов, директоров и методистов школ, преподавателей педвузов из 190 городов и сел Союза. Вряд ли будет преувеличением сказать, что на Тульскую землю из Москвы практически переместился занковский Центр. Годы работы Центра на Тульской земле для меня были едва ли не самыми интересными в моей жизни. Вся наша работа в те годы вызывала чувство большого удовлетворения. Ведь мы сберегали детям нашей Родины радость и счастье обучения в школе по уникальной системе Л. В. Занкова. Энтузиасты занковской системы старались сделать все возможное для восстановления лаборатории Л. В. Занкова и по-прежнему добивались признания великого научного открытия – «вновь построенной эффективной системы обучения Л. В. Занкова». Рост внимания к системе привел к тому, что в 1993 г. лаборатория была восстановлена как Федеральный научно-методический центр им. Л. В. Занкова. В настоящее время им руководит ученица Леонида Владимировича – Наталия Васильевна Нечаева. А затем в 1996 г. случилось и самое важное, значимое событие – присуждение уникальной системе Л. В. Занкова статуса государственной образовательной системы. В настоящее время в процессе модернизации школы России развивающая система обучения учащихся Л. В. Занкова продолжает успешно существовать и функционировать, способствуя достижению высоких результатов в развитии, обучении и воспитании учащихся. В школах России по вновь созданной развивающей системе работают 20 % учителей начальных классов, в том числе в Тульской области 200 учителей начальных классов и в шести школах – преподаватели-предметники. По количеству учителей и преподавателей, работающих по развивающей системе Л. В. Занкова, лидируют в нашей области гг. Новомосковск и Киреевск. Научный подвиг Леонида Владимировича Занкова, на мой взгляд, заслуживает высочайшего признания, поскольку его система образования подрастающего поколения закладывает фундамент построения будущего нашего общества. Развивающая система способна и готова успешно осуществить модернизацию школы в настоящее время! От души желаю вам успехов в изучении развивающей системы обучения учащихся Л. В. Занкова! М. И. Краснова 7
Стр.7
ОТ АВТОРОВ В условиях преобразования нашего общества происходит перестройка школы, призванная обеспечить высокое качество обучения, воспитания и развития учащихся. Подлинная перестройка школы в направлении ее гуманизации, усиления ее развивающей функции не может произойти без использования педагогических идей, вытекающих из исследования проблемы соотношения обучения и развития под руководством Л. В. Занкова. Фундаментальность исследования – его научная обоснованность, широкая практическая апробация – является залогом значимости его результатов для современности. Жизненность системы Л. В. Занкова объясняется прежде всего тем, что в ней реализуются те «прорывные» идеи, которые поставлены перед школой самой жизнью,– считать основополагающей идеологией школы педагогику развития, пересмотреть проблему воспитания личности в процессе обучения, слить обучение, воспитание и развитие в единый процесс. В ней решаются такие задачи, которые и сейчас волнуют учителей: как можно учить детей без двоек и без принуждения, как развить у них устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, как сделать учение радостным. Как показала жизнь, эти задачи нельзя решить с помощью отдельных методических находок. Нужна кардинальная перестройка всего учебного процесса. Такая перестройка и была достигнута в исследованиях Л. В. Занкова на основе интеграции науки и практики. В Постановлении Коллегии Министерства общего и профессионального образования «О проблемах и перспективах развития начального образования в Российской Федерации» от 11.12.1996 г. перед преподавателями педагогических вузов, колледжей и институтов повышения квалификации работников образования поставлены задачи «систематизации теоретического и методического содержания дидактической системы Л. В. Занкова в соответствии с современными образовательными целями». Это обстоятельство делает чрезвычайно актуальной проблему подготовки будущих учителей начальных классов к практической реализации идей развивающей системы обучения учащихся Л. В. Занкова. Работа по системе Л. В. Занкова требует специальной подготовки учителя, включающей осознание основополагающих положений концепции автора. Именно поэтому в профессиональный цикл базовой (общепрофессиональной) части общеобразовательной программы бакалавриата заложено изучение дисциплины «Психолого-педагогические основы обучения по системе Л. В. Занкова». Данное пособие призвано оказать помощь студентам-бакалаврам в изучении вновь созданной развивающей системы обучения академика Л. В. Занкова. Основной целью изучения вышеуказанной дисциплины является развитие интереса к познанию новой системы обучения, овладение знаниями о построении развивающей системы обучения учащихся, разработанной Л. В. Занковым, формирование умения осуществлять педагогическую деятельность с установкой на общее развитие школьников. Объектом изучения в данном случае выступают компоненты системы Л. В. Занкова, которые обусловливают общее развитие учащихся в процессе обучения. Задачи изучения развивающей системы включают в себя формирование: – знаний об основных компонентах системы развивающего обучения Л. В. Занкова (цель, задачи, дидактические принципы, содержание, методическая система и ее типические методические свойства, формы организации обучения, предметные методики, общение учителя и учащихся, система изучения успешности обучения и развития школьников); – готовности к осознанному выбору эффективных форм, методов и приемов, средств, содержания обучения, ориентированных на формирование и развитие учебной деятельности учащихся и способствующих реализации идеи общего развития младших школьников; – умения осуществлять педагогический процесс в системе Л. В. Занкова; – готовности к организации учебной деятельности, учебного взаимодействия и сотрудничества младших школьников с учетом специфики методической системы Л. В. Занкова; 8
Стр.8
– умения оценить результативность обучения в системе Л. В. Занкова с учетом траектории индивидуального развития каждого ученика и норм в развитии личности младшего школьника с использованием современных методов диагностирования достижений обучающихся. Поскольку Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» основан на компетентностном подходе, результатами изучения студентами дисциплины «Психолого-педагогические основы обучения по системе Л. В. Занкова» являются усвоенные знания, умения, навыки и освоенные компетенции. Компетенции обучающегося, формируемые в результате изучения дисциплины: а) общекультурные (ОК): − владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации (ОК–1); − умеет логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6); б) профессиональные (ПК): – общепрофессиональные (ОПК): − способен использовать теоретические и практические знания по педагогике и психологии при решении профессиональных задач (ОПК-2); – в области педагогической деятельности: − готов применять современные методики и технологии для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2); в) специальные (СК): – способен применять содержание и использовать приемы, методы и формы обучения, обеспечивающие эффективную учебную деятельность детей младшего школьного возраста в процессе обучения по развивающей системе Л. В. Занкова (СК-5); – готов к оценке учебных достижений школьников с использованием методики изучения результативности обучения, разработанной в системе Л. В. Занкова (СК-3). По окончании изучения курса обучающийся должен: знать: – сущность построения развивающей системы Л. В. Занкова; – цели и задачи, дидактические принципы, содержание, формы, типические методические свойства системы Л. В. Занкова, особенности общения учителя и учащихся, особенности оценки результативности знаний, развития, воспитания учащихся; уметь: – выполнять психолого-дидактический и методический анализ программ, учебников, дидактических материалов развивающей системы Л. В. Занкова; – применять на практике принципы, содержание, формы, методы и приемы, средства обучения, ориентированные на реализацию идеи общего развития младших школьников; – организовывать учебное взаимодействие и сотрудничество младших школьников, обучающихся по системе Л. В. Занкова, при самостоятельном добывании новых знаний; владеть: – способами организации учебной деятельности, учебного взаимодействия и сотрудничества младших школьников, основанных на теории проблемного обучения Л. В. Занкова; – способами изучения разных аспектов результативности обучения в системе Л. В. Занкова. Темы, представленные в пособии, соответствуют основным составляющим системы развивающего обучения Л. В. Занкова: цель и задачи, дидактические принципы, содержа9
Стр.9
ние, типические свойства методической системы, формы организации обучения, взаимосвязь учителя и учащихся, оценка результативности знаний, развития, воспитания. Каждая тема в пособии представлена следующими структурными элементами: цель изучения темы, основные понятия темы, план изучения темы, список основной и дополнительной литературы, теоретическая часть, практические задания для работы на занятии, задания для внеаудиторной самостоятельной работы, тематика рефератов и эссе по теме занятия. Цели изучения каждой темы сформулированы на трех уровнях, которые соответствуют уровням усвоения учебной информации – знание, понимание, применение. Уровни усвоения изучаемого материала в этом случае определяются глаголами знать, уметь, владеть. Поэтому практические задания для работы на занятии и внеаудиторно представлены тремя блоками, каждый из которых соответствует указанным выше уровням усвоения учебной информации: 1) «знание» – задания, направленные на запоминание и воспроизведение изученного материала (терминов, основных понятий, конкретных фактов, правил, принципов и т. п.); 2) «понимание» – задания, направленные на формирование умений преобразовать и интерпретировать материал, а также высказывать предположения о дальнейшем ходе явлений, событий; 3) «применение» – задания, направленные на формирование умений использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Написание рефератов и эссе не является обязательным для всех студентов. Выполнить этот вид работы могут студенты, заинтересовавшиеся предложенной темой, либо желающие повысить свой рейтинг в процессе изучения дисциплины. В конце пособия размещены тесты для самоконтроля, содержащие задания по всем темам, представленным в пособии, и вопросы к зачету. Также имеются приложения, содержащие конкретные примеры, иллюстрирующие тот или иной материал пособия, помогающие по аналогии осуществлять собственные практические разработки. Принципы отбора содержания пособия: принцип научности; принцип связи теории с практикой; принцип интеграции и междисциплинарного взаимодействия с психологией, педагогикой, частными методиками; принцип диалогичности в организации процесса обучения; принцип осуществления систематического контроля за уровнем усвоения учебно-профессиональных знаний, умений и навыков. Работа с пособием осуществляется в процессе проведения практических занятий и внеаудиторной самостоятельной работы. Методические задания и задачи имеют познавательно-практический характер, что позволяет студентам в процессе их выполнения усвоить необходимые знания и овладеть умениями целенаправленно применять их на практике. Работа над заданиями пособия требует четких, лаконичных, доказательных ответов, а также проявления положительного отношения к эффективной, вновь созданной психолого-педагогической наукой в ХХ в. развивающей системе обучения школьников. Основное содержание пособия составляют научные труды Л. В. ЗАНКОВА и сотрудников его лаборатории, труды о педагогической системе развивающего обучения Л. В. Занкова, подготовленные Н. В. НЕЧАЕВОЙ, научным руководителем Федерального научнометодического центра им. Л. В. Занкова, профессором кафедры начального и дошкольного образования АПКиППРО, а также Н. Н. РОЩИНОЙ, профессором кафедры педагогики Московского педагогического государственного университета. Авторы выражают особую признательность и благодарность кандидату педагогических наук Марии Ивановне КРАСНОВОЙ за бесценный опыт и помощь в создании данного пособия. 10
Стр.10