Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Программно-технические средства дистанционного обучения (220,00 руб.)

0   0
АвторыСергеев А. Н., Сергеева А. В.
ИздательствоИздательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого
Страниц80
ID186565
АннотацияДанный словарь охватывает наиболее распространенные термины и сокращения программно-технических средств дистанционного обучения и адресован учащимся и педагогическим работникам, непосредственно участвующим в дистанционном обучении. При составлении данного словаря использовался обширный личный опыт авторов-составителей в области информационно-коммуникационных и аудиовизуальных технологий обучения и лексический арсенал русско- и англоязычной специальной научной литературы, а также многочисленные интернет-источники.
ISBN978-5-87954-559-3
ББК74.202я2
Программно-технические средства дистанционного обучения : Словарь терминов / А.Н. Сергеев, А.В. Сергеева .— Тула : Издательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого, 2010 .— 80 с. — ISBN 978-5-87954-559-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/186565 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки Российской Федерации ГОУ ВПО Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого ПРОГРАММНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Словарь терминов Тула Издательство ТГПУ им. <...> ISBN 978-5-87954-559-3 Данный словарь охватывает наиболее распространенные термины и сокращения программно-технических средств дистанционного обучения и адресован учащимся и педагогическим работникам, непосредственно участвующим в дистанционном обучении. <...> Методическое обеспечение дистанционного обучения – база учебных материалов, система управления базой учебных материалов, методики дистанционного обучения, тесты и др. <...> Программное обеспечение дистанционного обучения – системные и прикладные программы, используемые в дистанционном обучении. <...> Организационное обеспечение дистанционного обучения – соответствующие государственному и местному законодательству формы организации учебного процесса с использованием технологии дистанционного обучения, а также рекомендации по их использованию. <...> Нормативное обеспечение дистанционного обучения – нормативноправовые документы (лицензионные, аттестационные и аккредитационные нормы и правила, законодательные акты, стандарты, приказы, распоряжения и др.), а также внутренние нормативные документы организаций, осуществляющих дистанционное обучение, регламентирующие подготовку и проведение учебного процесса на основе технологий дистанционного обучения. <...> 3 Техническое обеспечение дистанционного обучения – используемое в информационно-образовательной среде дистанционного обучения вычислительное, телекоммуникационное, аудиовизуальное, периферийное, множительное, офисное и другое оборудование, а также каналы передачи данных. <...> Объектив с четырехкратным оптическим зумом 5 и оптическим стабилизатором изображения (в комплекте карта памяти SD 2GB); В комплекте поставляется зарядное устройство Lenmar PRO32 с аккумуляторами <...>
Программно-технические_средства_дистанционного_обучения.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Программно-технические_средства_дистанционного_обучения.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации ГОУ ВПО Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого ПРОГРАММНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Словарь терминов Тула Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого 2010
Стр.1
ББК 74.202я2 П78 Рецензенты: доктор технических наук, профессор А. А. Трещев (Тульский государственный университет); доктор педагогических наук, профессор В. В. Персианов (Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого) Программно-технические средства дистанционного обучения: СлоП78 варь терминов / Авт.-сост.: А. Н. Сергеев, А. В. Сергеева.– Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2010.– 80 с. ISBN 978-5-87954-559-3 Данный словарь охватывает наиболее распространенные термины и сокращения программно-технических средств дистанционного обучения и адресован учащимся и педагогическим работникам, непосредственно участвующим в дистанционном обучении. При составлении данного словаря использовался обширный личный опыт авторов-составителей в области информационно-коммуникационных и аудиовизуальных технологий обучения и лексический арсенал русско- и англоязычной специальной научной литературы, а также многочисленные интернет-источники. ББК 74.202я2 Издание осуществлено в соответствии со сметой госконтракта № 14 на оказание услуг по обучению педагогических работников и родителей детей-инвалидов по вопросам организации дистанционного обучения детей-инвалидов и организационно-методическому обеспечению указанного обучения на дому ГОУ «Тульская областная специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат I и II вида» Справочное издание Авторы-составители: СЕРГЕЕВ Александр Николаевич, СЕРГЕЕВА Александра Владимировна ПРОГРАММНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Словарь терминов Художественное оформление – Е. А. Свиридова. Подписано в печать 07.12.10. Формат 60×90/16. Бумага офсетная. Печать трафаретная. Усл. печ. л. 5,0. Тираж 300 экз. Заказ 10/117. «С» 1243. Издательство Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого. 300026, Тула, просп. Ленина, 125. Отпечатано в Издательском центре ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 300026, Тула, просп. Ленина, 125. ISBN 978-5-87954-559-3 © Авторы-составители: А. Н. Сергеев, А. В. Сергеева, 2010 © Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2010
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ В рамках организационно-методического сопровождения реализации мероприятия «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» программы приоритетного национального проекта «Образование» на 2009–2012 годы в регионах РФ создаются Центры дистанционного образования детей-инвалидов. Министерством образования и науки РФ подготовлены рекомендации по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому. Для организации дистанционного обучения производится подключение мест проживания детей-инвалидов и рабочих мест учителей к сети Интернет, а также оснащение их комплектами компьютерной техники, цифрового учебного оборудования, оргтехники и программного обеспечения, адаптированными с учетом специфики нарушений развития детейинвалидов, с предоставлением необходимых расходных материалов. Также должно быть организовано техническое обслуживание рабочих мест учащихся и учителей, позволяющее избежать перерывов в процессе обучения. Основные средства дистанционного обучения: Инструментальные средства дистанционного обучения – программное и информационное обеспечение, используемое для представления учебных материалов в информационно-образовательной среде дистанционного обучения. Методическое обеспечение дистанционного обучения – база учебных материалов, система управления базой учебных материалов, методики дистанционного обучения, тесты и др. Программное обеспечение дистанционного обучения – системные и прикладные программы, используемые в дистанционном обучении. Организационное обеспечение дистанционного обучения – соответствующие государственному и местному законодательству формы организации учебного процесса с использованием технологии дистанционного обучения, а также рекомендации по их использованию. Нормативное обеспечение дистанционного обучения – нормативноправовые документы (лицензионные, аттестационные и аккредитационные нормы и правила, законодательные акты, стандарты, приказы, распоряжения и др.), а также внутренние нормативные документы организаций, осуществляющих дистанционное обучение, регламентирующие подготовку и проведение учебного процесса на основе технологий дистанционного обучения. Кадровое обеспечение дистанционного обучения – преподавательский состав, привлекаемый к проведению дистанционного обучения и к разработке и пополнению базы учебных материалов в образовательном учреждении системы дистанционного обучения. 3
Стр.3
Техническое обеспечение дистанционного обучения – используемое в информационно-образовательной среде дистанционного обучения вычислительное, телекоммуникационное, аудиовизуальное, периферийное, множительное, офисное и другое оборудование, а также каналы передачи данных. Технические средства дистанционного обучения призваны решать следующие задачи: разработка курсов дистанционного обучения; ввода учебного материала курсов дистанционного обучения в информационнообразовательную среду; отображение введенной информации с целью ее проверки и корректировки; преобразование информации (изменение формы представления данных, перекодировка, трансляция, выполнение арифметических и логических операций, изменение структуры данных и т. п.); хранения информации; отображения итоговых и промежуточных результатов решения заданий и тестовых работ; оперативного общения участников учебного процесса между собой и с системой в процессе обучения и др. Перечисленные задачи технические средства дистанционного обучения решают совместно с общесистемным программным обеспечением – операционной системой компьютера. Функциональные и технические характеристики системы дистанционного обучения в значительной степени определяются составом системы и общесистемного программного обеспечения, которые должны обеспечивать: производительность аппаратной платформы должна быть достаточной для решения задач дистанционного обучения; возможность оперативного взаимодействия разработчиков курсов дистанционного обучения с комплексом программно-аппаратных средств центров дистанционного обучения; простоту освоения, эксплуатации и обслуживания системы дистанционного обучения; открытость системы дистанционного обучения для реконфигурации и дальнейшего развития; широкое использование форматов обмена информацией между различными системами дистанционного обучения; информационную связь между различными системами дистанционного обучения. В основе комплектов программно-технических средств, поставляемых для оснащения рабочих мест детей-инвалидов, педагогических работников, а также центров дистанционного образования детей-инвалидов используются программно-аппаратные платформы. Все программно-аппаратные платформы, используемые в составе поставляемых программнотехнических комплексов, должны соответствовать общим требованиям в части аппаратной платформы, общесистемного и прикладного программного обеспечения, а также специальных функций, обеспечивающих возможность их использования детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках дистанционного образования. Состав программно-технических комплексов и их основные характеристики изложены в требования к оснащению рабочих мест детейинвалидов и педагогических работников… утвержденных приказом № 341 Министерства образования и науки РФ от 21 сентября 2009 года. 4
Стр.4
В составе всех поставляемых комплектов программно-технических средств должно быть предустановленно прикладное программное обеспечение, необходимое для решения следующих задач: создания и редактирования музыкальных композиций; организации звуковых коллекций; создания и редактирования видеофильмов; создания DVD-видеодисков; создания фотоколлекций и редактирования фотографий; создания и редактирования веб-сайтов; организации групповых видеоконференций; создания и редактирования учебных материалов; дистанционного управления компьютерами учащихся. При этом стандартный комплект для обучающихся должен дополнительно включать следующие технические средства и программное обеспечение: комплект цифрового учебного оборудования, позволяющий осуществлять простейшие физические и физиологические наблюдения, а также наблюдения за природными явлениями; интегрированную творческую среду для образовательных учреждений начального общего образования, направленную на поддержку освоения и развития грамотности, развития речи, освоения математических моделей, развития коммуникативных навыков и творческих способностей обучающихся. Краткий анализ оборудования, передаваемого учащемуся и педагогическому работнику требующего подключения к сети Интернет. Хотелось бы отметить скрупулезную работу, проведенную по подбору высококачественного оборудования, входящего в состав программнотехнических комплексов, полностью соответствующего требованиям изложенным в рекомендациях Министерства образования и науки РФ по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому. Перечень оборудования: 1. Стационарный компьютер ученика Apple Mac mini 2.0 GHz / 2GB / 120GB / GeForce 9400M /SD/; клавиатура – Apple Keyboard; мышь Logitech RX 250; монитор – ViewSonic VA 1926W. Общесистемное и прикладное программное обеспечение: Apple Mac Os X Leopard; Microsoft Windows Vista Business; NeoOffice 3.0, Parallels Desktop 4.0 for Mac. Специализированный программно-технический комплекс педагогического работника (портативный трехплатформенный компьютер Apple Macbook); 2. Микрофон Logitech USB Desktop Microphone. 3. Стереонаушники Dialog М-871 HV; 4. Принтер лазерный Samsung ML-1641 (с запасным картриджем); 5. Акустические системы Microlab Solo 4C; 6. Сканер Canon CanoScan LiDE 100 (А4); 7. Сетевой фильтр-удлинитель SVEN Optima (5m); 8. Фотокамера цифровая Canon PowerShot A1000 IS c разрешением сенсора 10 мегапикселей. Объектив с четырехкратным оптическим зумом 5
Стр.5
и оптическим стабилизатором изображения (в комплекте карта памяти SD 2GB); В комплекте поставляется зарядное устройство Lenmar PRO32 с аккумуляторами АА 2500 mАч. 9. Интернет-камера Canyon CNR-WCAM 820 с разрешением 2.0 мегапикселя и встроенным микрофоном; 10. Цифровой USB микроскоп Digital Blue X; Разрешение 640x480 точек. Возможность записи видео. Увеличение 10X, 60X, и 200X. 11. Графический планшет А6 Wacom Bamboo A6, New Software Tux Paint; 12. Конструктор по началам робототехники Lego WeDo; 13. Программное обеспечение по робототехнике Института Новых Технологий – ИНТ Программное обеспечение по робототехнике; 14. Виртуальный конструктор по математике ИНТ Живая математика; 15. Виртуальный конструктор по физике ИНТ Живая физика; 16. Геоинформационная система с набором карт по географии, истории и набором космических снимков ИНТ «Живая География: Школьная геоинформационная система»; 17. Интегрированная творческая среда для средней школы ИНТ «ЛОГОМИРЫ (интегрированная творческая среда лицензия на класс)»; 18. Комплект оборудования для проведения физических испытаний и физиологических наблюдений в домашних условиях фирмы Fourier Systems, предназначенный для учебно-исследовательской деятельности. 19. Программное обеспечение для дистанционного управления компьютерами учащихся. Анализ поставляемого для оснащения рабочих мест детей-инвалидов и педагогических работников оборудования позволяет нам констатировать что программно-аппаратный комплект, своими функциональными, техническими и дидактическими характеристиками, полностью перекрывает потребности учащихся и педагогических работников и при условии организации надежного, высокоскоростного канала связи доступа в Интернет, способен стать материальной основой решения широкого круга образовательных задач, стоящих перед системой дистанционного обучения. Перед учителем ставятся задачи связанные не только с педагогической деятельностью в рамках системы дистанционного обучения, но и с техническим и методическим сопровождением данного процесса. Необходимо отметить, что перечисленное программно-аппаратное обеспечение системы дистанционного обучения само является объектом изучения и требует серьезной самостоятельной подготовки к его использованию как учащихся так и педагогическими работников. Учитывая специфику дистанционного обучения детей-инвалидов и пространственное разделение, педагогическому работнику необходимо освоить не только передаваемый ему программно-аппаратный комплекс, но и программноаппаратное обеспечение ученика, для оказания ему технической, техноло6
Стр.6
гической и методической помощи, как на этапе освоения программноаппаратных средств, так и в процессе их активной эксплуатации в системе дистанционного обучения. Для этого учителю потребуется актуализировать свои знания, умения и навыки в: информационно-коммуникационных технологиях; основах фотографии, фотографирования, сканирования и последующей компьютерной обработки цифровых изображений; основах звукозаписи и компьютерной обработки аудиоинформации; основах видеосъемки и компьютерной обработки видеоматериалов и т. д. Необходимо определиться с какой из возможных операционных систем предстоит работать. И на основе данного коллективного решения освоить работу с общесистемным и прикладным программным обеспечением, необходимым не только для осуществления педагогического взаимодействия в рамках системы дистанционного обучения, но и технической поддержки средствами дистанционного управления компьютерами учащихся. Особенности разработки дистанционных курсов. Необходимо отметить, что развитие компьютерных и цифровых аудиовизуальных технологий, позволяет нам быть не только потребителями информации, но и активными участниками процесса производства новых знаний. Преимущества новых цифровых технологий состоит в возможности использования единой аппаратной части цифровой системы для обработки всевозможной мультимедийной информации (текст, звукозаписи, фотографии, видеозаписи, анимация и др.), необходимо так же отметить универсальность современных цифровых носителей информации и средств электронной коммуникации. Главной проблемой при разработке дистанционных курсов и внедрении их в учебный процесс является методическое обеспечение дистанционного обучения. Методическое обеспечение дистанционного обучения отвечает за разработку дистанционных курсов и организацию самого процесса дистанционного обучения. Высокая трудоемкость разработки курсов дистанционного обучения, необходимость дополнительной подготовки работников образования и привлечения различных специалистов-профессионалов в области разработки мультимедиа. Мультимедиа – это наукоемкий и весьма дорогостоящий продукт, так как для его разработки необходимо создать достаточно дорогостоящий программно-аппаратный комплекс способный к реализации современных инновационных образовательных задач, а также объединить усилия не только специалистов в предметной области, педагогов, психологов и программистов, но и сценаристов, режиссеров, операторов, фотографов, художников, мультипликаторов, звукооператоров, монтажеров и др. профессионалов. По оценкам специалистов создание 1 часа качественного интерактивного мультимедийного взаимодействия занимает более 1000 часов работы профессионалов. 7
Стр.7
Напомним, что в среднем мы получаем 70 % информации через зрение, 20 % через слух, остальные 10 % приходятся на другие органы чувств. По данным ЮНЕСКО, когда человек слушает, он запоминает 15 % речевой информации, когда смотрит – 25 % видимой информации, когда смотрит и слушает – 65 % получаемой информации. Целесообразность и необходимость использования мультимедийного контента, который в качестве аудиовизуальных средств может воздействовать на различные органы чувств, очевидна. Необходимость применения мультимедийных технологий обучения обусловлена значительным усложнением объектов изучения, и невозможностью продемонстрировать и объяснить сложные технические устройства, микропроцессорную технику, технологические процессы, объекты микрои макромира только с использованием традиционных вербальных средств. Учебный курс, предназначенный для системы дистанционного обучения, должен быть построен по блочно-модульному принципу в виде отдельных тем, образующих логически структурированную иерархию, приспособленную для работы поисковой системы. В тексте курса должны быть созданы необходимые гипертекстовые связи, отражающие ключевые слова, термины, основные понятия, алфавитно-предметный указатель и т. п. Необходимой составляющей электронного учебного курса для системы дистанционного обучения является электронный словарь – глоссарий. Глоссарий дистанционного курса должен содержать прямые ссылки на определения, ссылки на имеющиеся электронные словари в сети Интернет, ссылки на размещенные на сайтах электронные пособий и др. Перечень используемой литературы должен иметь внешние гипертекстовые связи с электронной библиотекой системы дистанционного обучения, библиографическим указателям подключаемых к внешним библиотекам, различных информационных центров и т. п. Для обеспечения оперативного доступа к необходимым темам и элементам текста необходимо использовать разделы «Содержание», «Алфавитно-предметный указатель», «Глоссарий» и др. Из «Содержания» должен обеспечиваться доступ к любому, из включенных в него, тематическому элементу. Основной принцип разработки дистанционных курсов для системы дистанционного обучения – максимально полная проработка материала, создание достаточного количества внутренних и внешних связей, а также представление учебного материала в виде, наиболее эффективном для использования учащимся в дистанционном обучении. Это позволяет организовать эффективный и оперативный доступ учащегося к необходимой ему информации. Выбор такой формы представления учебного материала для дистанционного обучения обусловлен возможностью выбора учащимся нужной темы и самостоятельном изучении ее в индивидуальном темпе. При этом учащемуся даются рекомендации по изучению дистанционного курса, 8
Стр.8
доступ к заданиям для контроля и перечень литературы к дистанционному курсу. Новые информационно-коммуникационные технологии позволяют широко использовать мультимедиа материалы, строить процесс образования с учетом интерактивного взаимодействия ученика с обучающей системой и преподавателем, в том числе и в режиме реального времени. Дальнейшие развитие системы дистанционного обучения предполагает обеспечение максимальной насыщенности учебного материала мультимедийным контентом, развитие интерактивности и электронных коммуникаций, многообразие представления материалов контрольных и тестовых заданий. Необходимо максимально использовать сочетание различных типов электронных коммуникаций, что позволит компенсировать недостаток личного контакта учитель-ученик и общения обучаемых за счет виртуального сетевого общения (электронная почта, чаты, интернет-телефония, аудио- и видео конференции и др.). 9
Стр.9
НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ТЕРМИНЫ И СОКРАЩЕНИЯ ПРОГРАММНО-ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ А Аберрация (лат. Aberration – отклонение) погрешности и дефекты изображения вызывающие различие между идеальным и фактическим изображениями объекта формируемого реальной оптической системой. Аберрации вызваны несовершенством преломляющих и отражающих поверхностей реальных оптических систем. Абонентский интерфейс – интерфейс, определяющий взаимодействие между абонентскими системами и коммуникационной сетью. Автоматизация обучения – прием технологии обучения, в котором часть функций, выполнявшихся ранее преподавателем, передается автоматическим устройствам информационных и коммуникационных технологий. Автоматизированная информационная система (англ. Automated information system) – совокупность программных и аппаратных средств, предназначенных для хранения и/или управления данными, информацией и производства вычислений. Автоматизированная информационная технология – информационная технология, в которой для передачи, сбора, хранения и обработки данных, используются методы и средства вычислительной техники и средства коммуникации. Автоматизированная обучающая система – компьютерная система, предназначенная для оптимизации процесса обучения с использованием средств информационных и коммуникационных технологий, а также автоматизации процессов обратной связи и управления познавательной деятельностью обучаемого. Автоматизированная система лабораторного практикума – комплекс технических и программных средств, обеспечивающих проведение лабораторных работ и экспериментальных исследований непосредственно с физическими объектами и (или) математическими, информационно-описательными, наглядными моделями, представленными на экране компьютера. Автоматизированная система управления – система управления объектом на основе информационно-коммуникационных технологий, в которой человек принимает непосредственное участие. Автоматизированное рабочее место – комплекс технических, программных и методических средств, обслуживающих рабочее место специалиста, обеспечивающий осуществление информационной деятельности, информационного взаимодействия и доступ к информационным ресурсам. 10
Стр.10