Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОУ ВПО Тульский государственный педагогический университет
имени Л. Н. Толстого
ПРОГРАММНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Словарь терминов
Тула
Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого
2010
Стр.1
ББК 74.202я2
П78
Рецензенты:
доктор технических наук, профессор А. А. Трещев
(Тульский государственный университет);
доктор педагогических наук, профессор В. В. Персианов
(Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого)
Программно-технические средства дистанционного обучения: СлоП78
варь
терминов / Авт.-сост.: А. Н. Сергеев, А. В. Сергеева.– Тула: Изд-во
Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2010.– 80 с.
ISBN 978-5-87954-559-3
Данный словарь охватывает наиболее распространенные термины и сокращения
программно-технических средств дистанционного обучения и адресован учащимся и педагогическим
работникам, непосредственно участвующим в дистанционном обучении.
При составлении данного словаря использовался обширный личный опыт авторов-составителей
в области информационно-коммуникационных и аудиовизуальных
технологий обучения и лексический арсенал русско- и англоязычной специальной научной
литературы, а также многочисленные интернет-источники.
ББК 74.202я2
Издание осуществлено в соответствии со сметой госконтракта № 14
на оказание услуг по обучению педагогических работников
и родителей детей-инвалидов по вопросам организации дистанционного обучения
детей-инвалидов и организационно-методическому обеспечению
указанного обучения на дому ГОУ «Тульская областная специальная
(коррекционная) общеобразовательная школа интернат I и II вида»
Справочное издание
Авторы-составители:
СЕРГЕЕВ Александр Николаевич,
СЕРГЕЕВА Александра Владимировна
ПРОГРАММНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Словарь терминов
Художественное оформление – Е. А. Свиридова.
Подписано в печать 07.12.10. Формат 60×90/16. Бумага офсетная.
Печать трафаретная. Усл. печ. л. 5,0.
Тираж 300 экз. Заказ 10/117. «С» 1243.
Издательство Тульского государственного педагогического университета
им. Л. Н. Толстого. 300026, Тула, просп. Ленина, 125.
Отпечатано в Издательском центре ТГПУ им. Л. Н. Толстого.
300026, Тула, просп. Ленина, 125.
ISBN 978-5-87954-559-3
© Авторы-составители: А. Н. Сергеев, А. В. Сергеева, 2010
© Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2010
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
В рамках организационно-методического сопровождения реализации
мероприятия «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов»
программы приоритетного национального проекта «Образование» на
2009–2012 годы в регионах РФ создаются Центры дистанционного образования
детей-инвалидов. Министерством образования и науки РФ подготовлены
рекомендации по созданию условий для дистанционного обучения
детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому.
Для организации дистанционного обучения производится подключение
мест проживания детей-инвалидов и рабочих мест учителей к сети Интернет,
а также оснащение их комплектами компьютерной техники, цифрового
учебного оборудования, оргтехники и программного обеспечения,
адаптированными с учетом специфики нарушений развития детейинвалидов,
с предоставлением необходимых расходных материалов. Также
должно быть организовано техническое обслуживание рабочих мест учащихся
и учителей, позволяющее избежать перерывов в процессе обучения.
Основные средства дистанционного обучения:
Инструментальные средства дистанционного обучения – программное
и информационное обеспечение, используемое для представления
учебных материалов в информационно-образовательной среде дистанционного
обучения.
Методическое обеспечение дистанционного обучения – база учебных
материалов, система управления базой учебных материалов, методики
дистанционного обучения, тесты и др.
Программное обеспечение дистанционного обучения – системные
и прикладные программы, используемые в дистанционном обучении.
Организационное обеспечение дистанционного обучения – соответствующие
государственному и местному законодательству формы организации
учебного процесса с использованием технологии дистанционного обучения,
а также рекомендации по их использованию.
Нормативное обеспечение дистанционного обучения – нормативноправовые
документы (лицензионные, аттестационные и аккредитационные
нормы и правила, законодательные акты, стандарты, приказы, распоряжения
и др.), а также внутренние нормативные документы организаций, осуществляющих
дистанционное обучение, регламентирующие подготовку
и проведение учебного процесса на основе технологий дистанционного
обучения.
Кадровое обеспечение дистанционного обучения – преподавательский
состав, привлекаемый к проведению дистанционного обучения и к разработке
и пополнению базы учебных материалов в образовательном учреждении
системы дистанционного обучения.
3
Стр.3
Техническое обеспечение дистанционного обучения – используемое
в информационно-образовательной среде дистанционного обучения вычислительное,
телекоммуникационное, аудиовизуальное, периферийное, множительное,
офисное и другое оборудование, а также каналы передачи данных.
Технические средства дистанционного обучения призваны решать следующие
задачи: разработка курсов дистанционного обучения; ввода учебного
материала курсов дистанционного обучения в информационнообразовательную
среду; отображение введенной информации с целью ее
проверки и корректировки; преобразование информации (изменение формы
представления данных, перекодировка, трансляция, выполнение арифметических
и логических операций, изменение структуры данных и т. п.); хранения
информации; отображения итоговых и промежуточных результатов
решения заданий и тестовых работ; оперативного общения участников
учебного процесса между собой и с системой в процессе обучения и др. Перечисленные
задачи технические средства дистанционного обучения решают
совместно с общесистемным программным обеспечением – операционной
системой компьютера.
Функциональные и технические характеристики системы дистанционного
обучения в значительной степени определяются составом системы
и общесистемного программного обеспечения, которые должны обеспечивать:
производительность аппаратной платформы должна быть достаточной
для решения задач дистанционного обучения; возможность оперативного
взаимодействия разработчиков курсов дистанционного обучения с комплексом
программно-аппаратных средств центров дистанционного обучения; простоту
освоения, эксплуатации и обслуживания системы дистанционного обучения;
открытость системы дистанционного обучения для реконфигурации
и дальнейшего развития; широкое использование форматов обмена информацией
между различными системами дистанционного обучения; информационную
связь между различными системами дистанционного обучения.
В основе комплектов программно-технических средств, поставляемых
для оснащения рабочих мест детей-инвалидов, педагогических работников,
а также центров дистанционного образования детей-инвалидов используются
программно-аппаратные платформы. Все программно-аппаратные
платформы, используемые в составе поставляемых программнотехнических
комплексов, должны соответствовать общим требованиям
в части аппаратной платформы, общесистемного и прикладного программного
обеспечения, а также специальных функций, обеспечивающих
возможность их использования детьми с ограниченными возможностями
здоровья в рамках дистанционного образования.
Состав программно-технических комплексов и их основные характеристики
изложены в требования к оснащению рабочих мест детейинвалидов
и педагогических работников… утвержденных приказом № 341
Министерства образования и науки РФ от 21 сентября 2009 года.
4
Стр.4
В составе всех поставляемых комплектов программно-технических
средств должно быть предустановленно прикладное программное обеспечение,
необходимое для решения следующих задач: создания и редактирования
музыкальных композиций; организации звуковых коллекций; создания
и редактирования видеофильмов; создания DVD-видеодисков;
создания фотоколлекций и редактирования фотографий; создания и редактирования
веб-сайтов; организации групповых видеоконференций; создания
и редактирования учебных материалов; дистанционного управления
компьютерами учащихся.
При этом стандартный комплект для обучающихся должен дополнительно
включать следующие технические средства и программное обеспечение:
комплект цифрового учебного оборудования, позволяющий осуществлять
простейшие физические и физиологические наблюдения, а также
наблюдения за природными явлениями; интегрированную творческую среду
для образовательных учреждений начального общего образования, направленную
на поддержку освоения и развития грамотности, развития речи,
освоения математических моделей, развития коммуникативных навыков
и творческих способностей обучающихся.
Краткий анализ оборудования, передаваемого учащемуся и педагогическому
работнику требующего подключения к сети Интернет.
Хотелось бы отметить скрупулезную работу, проведенную по подбору
высококачественного оборудования, входящего в состав программнотехнических
комплексов, полностью соответствующего требованиям изложенным
в рекомендациях Министерства образования и науки РФ по
созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся
в обучении на дому.
Перечень оборудования:
1. Стационарный компьютер ученика Apple Mac mini 2.0 GHz / 2GB /
120GB / GeForce 9400M /SD/; клавиатура – Apple Keyboard; мышь Logitech
RX 250; монитор – ViewSonic VA 1926W. Общесистемное и прикладное
программное обеспечение: Apple Mac Os X Leopard; Microsoft Windows
Vista Business; NeoOffice 3.0, Parallels Desktop 4.0 for Mac.
Специализированный программно-технический комплекс педагогического
работника (портативный трехплатформенный компьютер Apple
Macbook);
2. Микрофон Logitech USB Desktop Microphone.
3. Стереонаушники Dialog М-871 HV;
4. Принтер лазерный Samsung ML-1641 (с запасным картриджем);
5. Акустические системы Microlab Solo 4C;
6. Сканер Canon CanoScan LiDE 100 (А4);
7. Сетевой фильтр-удлинитель SVEN Optima (5m);
8. Фотокамера цифровая Canon PowerShot A1000 IS c разрешением
сенсора 10 мегапикселей. Объектив с четырехкратным оптическим зумом
5
Стр.5
и оптическим стабилизатором изображения (в комплекте карта памяти SD
2GB); В комплекте поставляется зарядное устройство Lenmar PRO32 с аккумуляторами
АА 2500 mАч.
9. Интернет-камера Canyon CNR-WCAM 820 с разрешением 2.0 мегапикселя
и встроенным микрофоном;
10. Цифровой USB микроскоп Digital Blue X; Разрешение 640x480 точек.
Возможность записи видео. Увеличение 10X, 60X, и 200X.
11. Графический планшет А6 Wacom Bamboo A6, New Software Tux
Paint;
12. Конструктор по началам робототехники Lego WeDo;
13. Программное обеспечение по робототехнике Института Новых
Технологий – ИНТ Программное обеспечение по робототехнике;
14. Виртуальный конструктор по математике ИНТ Живая математика;
15. Виртуальный конструктор по физике ИНТ Живая физика;
16. Геоинформационная система с набором карт по географии, истории
и набором космических снимков ИНТ «Живая География: Школьная
геоинформационная система»;
17. Интегрированная творческая среда для средней школы ИНТ «ЛОГОМИРЫ
(интегрированная творческая среда лицензия на класс)»;
18. Комплект оборудования для проведения физических испытаний
и физиологических наблюдений в домашних условиях фирмы Fourier
Systems, предназначенный для учебно-исследовательской деятельности.
19. Программное обеспечение для дистанционного управления компьютерами
учащихся.
Анализ поставляемого для оснащения рабочих мест детей-инвалидов
и педагогических работников оборудования позволяет нам констатировать
что программно-аппаратный комплект, своими функциональными, техническими
и дидактическими характеристиками, полностью перекрывает потребности
учащихся и педагогических работников и при условии организации
надежного, высокоскоростного канала связи доступа в Интернет,
способен стать материальной основой решения широкого круга образовательных
задач, стоящих перед системой дистанционного обучения.
Перед учителем ставятся задачи связанные не только с педагогической
деятельностью в рамках системы дистанционного обучения,
но и с техническим и методическим сопровождением данного процесса.
Необходимо отметить, что перечисленное программно-аппаратное
обеспечение системы дистанционного обучения само является объектом
изучения и требует серьезной самостоятельной подготовки к его использованию
как учащихся так и педагогическими работников. Учитывая специфику
дистанционного обучения детей-инвалидов и пространственное разделение,
педагогическому работнику необходимо освоить не только
передаваемый ему программно-аппаратный комплекс, но и программноаппаратное
обеспечение ученика, для оказания ему технической, техноло6
Стр.6
гической и методической помощи, как на этапе освоения программноаппаратных
средств, так и в процессе их активной эксплуатации в системе
дистанционного обучения.
Для этого учителю потребуется актуализировать свои знания, умения
и навыки в: информационно-коммуникационных технологиях; основах фотографии,
фотографирования, сканирования и последующей компьютерной
обработки цифровых изображений; основах звукозаписи и компьютерной
обработки аудиоинформации; основах видеосъемки и компьютерной обработки
видеоматериалов и т. д.
Необходимо определиться с какой из возможных операционных систем
предстоит работать. И на основе данного коллективного решения
освоить работу с общесистемным и прикладным программным обеспечением,
необходимым не только для осуществления педагогического взаимодействия
в рамках системы дистанционного обучения, но и технической поддержки
средствами дистанционного управления компьютерами учащихся.
Особенности разработки дистанционных курсов.
Необходимо отметить, что развитие компьютерных и цифровых аудиовизуальных
технологий, позволяет нам быть не только потребителями
информации, но и активными участниками процесса производства новых
знаний. Преимущества новых цифровых технологий состоит в возможности
использования единой аппаратной части цифровой системы для обработки
всевозможной мультимедийной информации (текст, звукозаписи,
фотографии, видеозаписи, анимация и др.), необходимо так же отметить
универсальность современных цифровых носителей информации и средств
электронной коммуникации.
Главной проблемой при разработке дистанционных курсов и внедрении
их в учебный процесс является методическое обеспечение дистанционного
обучения. Методическое обеспечение дистанционного обучения
отвечает за разработку дистанционных курсов и организацию самого процесса
дистанционного обучения.
Высокая трудоемкость разработки курсов дистанционного обучения,
необходимость дополнительной подготовки работников образования
и привлечения различных специалистов-профессионалов в области разработки
мультимедиа. Мультимедиа – это наукоемкий и весьма дорогостоящий
продукт, так как для его разработки необходимо создать достаточно
дорогостоящий программно-аппаратный комплекс способный к реализации
современных инновационных образовательных задач, а также объединить
усилия не только специалистов в предметной области, педагогов,
психологов и программистов, но и сценаристов, режиссеров, операторов,
фотографов, художников, мультипликаторов, звукооператоров, монтажеров
и др. профессионалов. По оценкам специалистов создание 1 часа качественного
интерактивного мультимедийного взаимодействия занимает более
1000 часов работы профессионалов.
7
Стр.7
Напомним, что в среднем мы получаем 70 % информации через зрение,
20 % через слух, остальные 10 % приходятся на другие органы чувств.
По данным ЮНЕСКО, когда человек слушает, он запоминает 15 % речевой
информации, когда смотрит – 25 % видимой информации, когда смотрит
и слушает – 65 % получаемой информации. Целесообразность и необходимость
использования мультимедийного контента, который в качестве аудиовизуальных
средств может воздействовать на различные органы чувств, очевидна.
Необходимость применения мультимедийных технологий обучения
обусловлена значительным усложнением объектов изучения, и невозможностью
продемонстрировать и объяснить сложные технические устройства,
микропроцессорную технику, технологические процессы, объекты микрои
макромира только с использованием традиционных вербальных средств.
Учебный курс, предназначенный для системы дистанционного обучения,
должен быть построен по блочно-модульному принципу в виде отдельных
тем, образующих логически структурированную иерархию, приспособленную
для работы поисковой системы. В тексте курса должны быть
созданы необходимые гипертекстовые связи, отражающие ключевые слова,
термины, основные понятия, алфавитно-предметный указатель и т. п.
Необходимой составляющей электронного учебного курса для системы
дистанционного обучения является электронный словарь – глоссарий.
Глоссарий дистанционного курса должен содержать прямые ссылки на определения,
ссылки на имеющиеся электронные словари в сети Интернет,
ссылки на размещенные на сайтах электронные пособий и др.
Перечень используемой литературы должен иметь внешние гипертекстовые
связи с электронной библиотекой системы дистанционного обучения,
библиографическим указателям подключаемых к внешним библиотекам,
различных информационных центров и т. п.
Для обеспечения оперативного доступа к необходимым темам и элементам
текста необходимо использовать разделы «Содержание», «Алфавитно-предметный
указатель», «Глоссарий» и др. Из «Содержания»
должен обеспечиваться доступ к любому, из включенных в него, тематическому
элементу.
Основной принцип разработки дистанционных курсов для системы
дистанционного обучения – максимально полная проработка материала,
создание достаточного количества внутренних и внешних связей, а также
представление учебного материала в виде, наиболее эффективном для использования
учащимся в дистанционном обучении. Это позволяет организовать
эффективный и оперативный доступ учащегося к необходимой ему
информации.
Выбор такой формы представления учебного материала для дистанционного
обучения обусловлен возможностью выбора учащимся нужной
темы и самостоятельном изучении ее в индивидуальном темпе. При этом
учащемуся даются рекомендации по изучению дистанционного курса,
8
Стр.8
доступ к заданиям для контроля и перечень литературы к дистанционному
курсу.
Новые информационно-коммуникационные технологии позволяют
широко использовать мультимедиа материалы, строить процесс образования
с учетом интерактивного взаимодействия ученика с обучающей системой
и преподавателем, в том числе и в режиме реального времени.
Дальнейшие развитие системы дистанционного обучения предполагает
обеспечение максимальной насыщенности учебного материала мультимедийным
контентом, развитие интерактивности и электронных коммуникаций,
многообразие представления материалов контрольных и тестовых
заданий. Необходимо максимально использовать сочетание различных типов
электронных коммуникаций, что позволит компенсировать недостаток
личного контакта учитель-ученик и общения обучаемых за счет виртуального
сетевого общения (электронная почта, чаты, интернет-телефония,
аудио- и видео конференции и др.).
9
Стр.9
НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ТЕРМИНЫ И СОКРАЩЕНИЯ
ПРОГРАММНО-ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
А
Аберрация (лат. Aberration – отклонение) погрешности и дефекты
изображения вызывающие различие между идеальным и фактическим изображениями
объекта формируемого реальной оптической системой. Аберрации
вызваны несовершенством преломляющих и отражающих поверхностей
реальных оптических систем.
Абонентский интерфейс – интерфейс, определяющий взаимодействие
между абонентскими системами и коммуникационной сетью.
Автоматизация обучения – прием технологии обучения, в котором
часть функций, выполнявшихся ранее преподавателем, передается автоматическим
устройствам информационных и коммуникационных технологий.
Автоматизированная информационная система (англ. Automated
information system) – совокупность программных и аппаратных средств,
предназначенных для хранения и/или управления данными, информацией
и производства вычислений.
Автоматизированная информационная технология – информационная
технология, в которой для передачи, сбора, хранения и обработки данных,
используются методы и средства вычислительной техники и средства
коммуникации.
Автоматизированная обучающая система – компьютерная система,
предназначенная для оптимизации процесса обучения с использованием
средств информационных и коммуникационных технологий, а также автоматизации
процессов обратной связи и управления познавательной деятельностью
обучаемого.
Автоматизированная система лабораторного практикума –
комплекс технических и программных средств, обеспечивающих проведение
лабораторных работ и экспериментальных исследований непосредственно
с физическими объектами и (или) математическими, информационно-описательными,
наглядными моделями, представленными
на экране компьютера.
Автоматизированная система управления – система управления
объектом на основе информационно-коммуникационных технологий, в которой
человек принимает непосредственное участие.
Автоматизированное рабочее место – комплекс технических, программных
и методических средств, обслуживающих рабочее место специалиста,
обеспечивающий осуществление информационной деятельности,
информационного взаимодействия и доступ к информационным ресурсам.
10
Стр.10