Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОУ ВПО Тульский государственный педагогический университет
им. Л. Н. Толстого
Кафедра педагогики, психологии
и дисциплин начального образования
Л. А. Зайцева
ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ
ПРОЕКТНОГО ЗАДАНИЯ
И КРИТЕРИИ ЕГО ОЦЕНИВАНИЯ
Учебно-методическое пособие
для студентов
педагогических вузов
Тула
Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого
2010
Стр.1
ББК 74.58
З17
Рецензент –
кандидат педагогических наук М. А. Кувырталова
(Тульский государственный педагогический
университет им. Л. Н. Толстого)
Зайцева, Л. А.
З17
Технология выполнения проектного задания и критерии его оценивания:
Учеб.-метод. пособие для студентов пед. вузов / Л. А. Зайцева.–
Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2010.–
50 с.
Учебно-методическое пособие «Технология выполнения проектного задания и критерии его
оценивания» разработано с целью оптимизации выполнения проектных заданий студентами выпускного
курса, которые разрабатывают эти задания в рамках подготовки к итоговой государственной
аттестации.
Адресовано студентам-бакалаврам направления 050700.62 «Педагогика» (профиль «Начальное
образование»), студентам специальностей 050708.65 «Педагогика и методика начального образования»
со специализацией «Обучение информатике в начальной школе», 050708.65 «Педагогика и
методика начального образования» с дополнительной специальностью 050303 «Иностранный язык».
Может быть рекомендовано всем студентам, перед которыми поставлена задача разработать педагогический
проект.
ББК 74.58
© Л. А. Зайцева, 2010
© Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2010
2
Стр.2
Оглавление
Введение................................................................................................................... 4
I. Педагогическое проектирование ....................................................................... 6
II. Алгоритм подготовительной работы
педагогического проектирования........................................................................ 17
III. Структура проектного задания ...................................................................... 20
IV. Критерии и показатели оценки
качества выполнения проектного задания.......................................................... 21
V. Методические рекомендации
по выполнению отдельных разделов проектного задания................................ 33
Приложения .......................................................................................................... 45
Литература ............................................................................................................. 47
3
Стр.3
Введение
Уважаемые студенты! Перед вами учебно-методическое пособие, которое
поможет выполнить проектное задание в соответствии со всеми
требованиями.
Предлагаемое учебно-методическое пособие разработано с целью оптимизации
выполнения студентами выпускного курса проектных заданий, которые
разрабатываются ими в рамках подготовки к итоговой государственной
аттестации.
Целью выполнения проектного задания, проектной деятельности является
понимание и применение студентами знаний, умений и навыков, приобретенных
при изучении дисциплин (педагогика, психология, методика преподавания
математики, методика обучения русскому языку и литературе, методика
преподавания технологии с практикумом, теоретические основы
и технологии начального языкового образования, теоретические основы
и технологии начального литературного образования, теоретические основы
и технологии начального математического образования и др.) на интеграционной
основе.
Задачами выполнения проектного задания являются следующие:
– обучение планированию (студент должен уметь четко определять цель,
описывать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться
на достижении цели на протяжении всей работы);
– формирование навыков сбора и обработки информации, материалов
(студент должен уметь выбирать подходящую информацию и правильно ее
использовать);
– использование умения анализировать, проявляя креативность и критическое
мышление;
– отработка умения составлять письменный отчет (студент должен уметь
составлять план работы, презентовать информацию, оформлять список используемой
литературы);
4
Стр.4
– формирование позитивного отношения к работе (студент должен проявлять
инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии
с установленным планом и графиком выполнения проектного задания).
Таким образом, проектная деятельность содержит: анализ проблемы;
постановку цели; выбор средств ее достижения; поиск и обработку информации,
ее анализ и синтез; оценку полученных результатов и выводов.
В процессе выполнения проектного задания у вас могут возникнуть
трудности при формулировке педагогической задачи, при теоретическом
обосновании решения, при характеристике дидактических, методических
и других педагогических ресурсов, при представлении результатов проектного
задания, при оформлении списка используемой литературы и других источников
информации. Данное пособие поможет вам справиться с этими
трудностями.
При разработке собственного проекта следует пользоваться разнообразными
журналами. Большую помощь вам окажет научно-методический и психолого-педагогический
журнал «Начальная школа плюс До и После». В нем
представлены интересные статьи, особенно в разделе «Учительская кухня»,
где учителя делятся собственным опытом и технологиями.
Данные методические рекомендации помогут вам ответить на многие
вопросы!
Желаем успеха!
5
Стр.5
I. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Проект (от лат. рrojectus, букв.– брошенный вперед): 1) совокупность
документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения
или изделия; 2) предварительный текст какого-либо документа; 3) замысел,
план.
Используются различные понятия при характеристике проектной деятельности:
«проект», «метод проектов», «учебный проект», «проектная работа».
Ниже в таблице 1 даны определения этих понятий различными авторами.
Таблица 1
Понятие
Проект
Различные подходы к определению понятий
Источник, автор
Определение
Словарь иностранных
слов
Словарь русского
языка
С. И. Ожегова
И. А. Зимняя,
Т. Е. Сахарова
Совокупность документов, расчетов, чертежей;
предварительный текст какого-либо
документа; замысел, план; прототип, прообраз
какого-либо объекта
Разработанный план сооружения, какогонибудь
устройства; предварительный текст
какого-нибудь документа; замысел, план
Самостоятельно планируемая и реализуемая
школьниками работа, в которой речевое
общение вплетено в интеллектуальноэмоциональный
контекст другой деятельности
В.
И. Воронаева Ограниченное по времени целенаправленное
изменение отдельной системы требованиями
к качеству результатов, возможными
рамками расхода средств в специфической
организации
Метод
проектов
Е. С. Полат
Это метод обучения, который предполагает
определенную совокупность учебно-познавательных
приемов, позволяющих решить
ту или иную проблему в результате
самостоятельных действий учащихся с обязательной
презентацией этих результатов
Н. Ю. Пахомова Личностно ориентированный; деятельностный;
обучающий взаимодействию в группе;
построенный на принципах проблемного
обучения; развивающий умения
6
Стр.6
Продолжение табл. 1
Понятие
Источник, автор
Определение
самовыражения, самопроявления, самопрезентации
и рефлексии; формирующий навыки
самостоятельности; воспитывающий
целеустремленность, толерантность, индивидуализм,
коллективизм, ответственность;
инициативность, творческое отношение к
делу; здоровьесберегающий метод обучения
Педагогический
словарь
И. Чечель
Система обучения, при которой учащиеся
приобретают знания, умения и навыки в процессе
конструирования, планирования и выполнения
постепенно усложняющихся практических
заданий-проектов
Педагогическая технология, ориентированная
не на интеграцию фактических знаний,
а на их применение и приобретение новых
(порой и путем самообразования) для активного
включения в освоение новых способов
человеческой деятельности
В информационном
письме Министерства
образования
и науки
РФ
Учебный
проект
Словарь методических
терминов.
Э. Г. Азимова
и А. Н. Щукина
И. В. Цветкова
Способ организации познавательнотрудовой
деятельности учащихся для проектирования,
создания и изготовления реального
объекта (продукта труда)
Метод обучения, в основе которого лежит
личностно-деятельностный подход к обучению
Деятельность,
направленная на решение
интересной проблемы, сформулированной
самими учащимися в виде цели и задачи,
причем результат этой деятельности – найденный
способ решения проблемы – носит
практический характер, имеет важное прикладное
значение и интересен и значим для
самих открывателей
Проектная
работа
Творческая работа, развивающая инициативность
и самостоятельность учащихся,
основанная на межпредметных связях, ориентированная
на окружающий мир и направленная
на решение проблем, проводимая
индивидуально или в группах, предполагающая
учет интересов учащихся
7
Стр.7
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике.
Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также
методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления
в философии и образовании, разработанными американским философом
и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком. Дж. Дьюи
предлагал строить обучение со школьниками на активной основе, через целесообразную
деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом
именно в этом знании.
Чрезвычайно важно было показать школьникам их личную заинтересованность
в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им
в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая
и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить
полученные знания и новые знания, которые еще предстоит приобрести.
Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить
мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска.
Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях
решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей,
получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким
образом, приобретает контуры проектной деятельности.
В настоящее время использование методов проекта становится интегрированным
компонентом вполне разработанной и структурированной системы
образования. К нему предъявляются определенные требования (табл. 2).
Основная цель метода проекта – стимулировать интерес учащихся
к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой
знаний через проектную деятельность, умение практически применять
полученные знания, развитие рефлексивного мышления.
Метод проектов по мере распространения приобрел большую популярность
в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического
применения для решения конкретных проблем окружающей
действительности в совместной деятельности школьников. “Все, что я по8
Стр.8