Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО Тульский государственный педагогический университет
имени Л. Н. Толстого
О. В. Матвеева
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
ТЕХНОЛОГИИ С ПРАКТИКУМОМ
Проектирование, проведение
и анализ уроков технологии
в начальной школе
Учебно-методическое пособие
для студентов педагогических вузов
и учителей начальных классов
Тула
Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого
2010
Стр.1
ББК 30.6я73
М33
Рецензент –
кандидат педагогических наук, доцент Н. В. Савельева
(ТГПУ им. Л. Н. Толстого)
М33
Матвеева, О. В.
Методика преподавания технологии с практикумом: Проектирование,
проведение и анализ уроков технологии в начальной школе: Учеб.метод.
пособие для студентов пед. вузов и учителей начальных классов/
О. В. Матвеева. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого,
2010. – 67 с.
Данное учебно-методическое пособие включает в себя методические рекомендации,
которые позволяют подготовить, провести и проанализировать урок
технологии в начальной школе в соответствии с современными требованиями
к образовательному процессу.
Пособие предназначено для студентов IV–V курсов специальности
050708.65 «Педагогика и методика начального образования» очной и заочной
форм обучения, а также может быть рекомендовано при изучении дисциплины
ДН(М).Р.2 «Методика преподавания технологии с практикумом» по направлению
0550700 «Педагогика» (профиль «Начальное образование») и для учителей начальных
классов.
ББК 30.6я73
© О. В. Матвеева, 2010
© Издательство ТГПУ
им. Л. Н. Толстого, 2010
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение..............................................................................................................4
I. Организация уроков технологии в начальной школе..............................5
1.1. Планирование и подготовка к урокам технологии..................................5
1.2. Структура урока технологии .....................................................................7
II. Пути повышения эффективности
уроков технологии в начальной школе .......................................................13
2.1. Дидактические игры на уроках технологии...........................................13
2.2. Занимательный материал
для уроков технологии в начальных классах ................................................24
III. Техническая документация
на уроках технологии в начальной школе..................................................33
IV. Инструктаж на уроках технологии в начальной школе..................40
V. Подготовка, проведение и анализ уроков технологии
в системе профессионального образования ...............................................45
5.1. Задания для самостоятельной работы студентов по дисциплине
«Методика преподавания технологии с практикумом» ..............................45
5.2. Задания для самостоятельной работы студентов
в период педагогической практики ................................................................52
Список литературы и информационных ресурсов ...................................62
3
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ
Пособие подготовлено в соответствии с требованиями, предъявляемыми
к уроку технологии в начальных классах и действующими программами
общеобразовательных учреждений в начальных классах. Содержание
пособия соответствует требованиям Государственного образовательного
стандарта по дисциплине «Методика преподавания технологии с практикумом».
Данное
пособие составлено с целью оказать студентам и учителям начальных
классов помощь в подготовке и проведении уроков технологии,
сделать их интересными и продуктивными. При подготовке к проектированию
уроков большое внимание должно уделяться творческому подходу
к выбору конструкций и приемов изготовления учебных изделий, к определению
форм и размеров деталей, выбору оформления и порядка выполнения
работы. Учителям важно ориентироваться в современных учебных
программах и методической литературе, моделировать уроки технологии,
осуществлять контроль знаний, умений и навыков у младших школьников
по технологии.
В пособии представлены требования к составлению конспектов уроков
по технологии в начальной школе, рекомендации по формулированию целей
и задач уроков трудового обучения, методические рекомендации по
проектированию и проведению уроков. Занимательный материал (загадки,
игры, занимательные истории про материалы и инструменты), которому
отводится достаточно большое место в данном пособии, позволяет активизировать
младших школьников и сделать процесс формирования технологических
знаний и умений более интересным и эффективным.
Большое внимание в пособии уделяется формированию у учителей
и студентов рефлексивных умений по анализу урока. В структуру пособия
включены также рекомендации по организации практических заданий
и педагогической практики в системе профессионального образования.
4
Стр.4
I. ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Планирование и подготовка к урокам технологии
Эффективность урока зависит от подготовки учителя к занятиям, которая
состоит из двух этапов:
1. Предварительная подготовка включает:
• изучение программы;
• изучение методических пособий и учебников к данной программе;
• подготовка материальной базы уроков;
• изучение материалов, предназначенных для обработки и их свойств,
ознакомление с промышленным производством этих материалов, способами
их обработки;
• составление перспективного и календарного плана, выбор изделий,
планируемых для изготовления, определение свойств материалов и приёмов
работы, которые должны освоить учащиеся на том или ином уроке.
2. Непосредственная подготовка заключается в разработке планаконспекта
урока, определение целей, задач урока, определение внутрипредметных
и межпредметных связей, определение технологических особенностей
изготовления изделия, подготовка оборудования и необходимой
технической документации.
На первом этапе одним из важных моментов является изучение программ
и составление перспективного и календарного планов, а также выбор
изделий.
Так как по дисциплине «Технология» на данном этапе существует несколько
альтернативных программ, то учителю необходимо обратить внимание
на изучение программы и учебников, а также методических пособий.
Следует начинать со знакомства с целями и задачами, принципами
построения и концептуальными основами программы. Данную информацию
можно найти в пояснительной записке. При знакомстве с содержанием
программы важно обратить внимание на разделы (темы), рекомендации
по их изучению и понять как они представлены, т.е. выделены ли отдельно
или представлены в форме календарно-тематического планирования.
При знакомстве с учебниками и методическими пособиями следует обратить
внимание на следующие аспекты: как материал, представленный в
них, отражает содержание знаний и умений; какие методы и приёмы организации
работы учащихся предлагаются; есть ли комментарии к темам
и заданиям; если присутствуют условные обозначения, то с какой целью
они вводятся; какие преобладают виды заданий(репродуктивные, творческие
и др.) [8; 19].
Планирование работы на учебный год предполагает составление перспективного
плана на год или полугодие и тематического на четверть. При
планировании можно опираться на следующий план работы:
5
Стр.5
1) Материал разделов программы распределяется по урокам и определяется
количество уроков (часов) на год и каждую четверть. В начальных
классах урок технологии проводятся 2 раза в неделю.
2) Определяется тема урока и вопросы, необходимые для изучения
(свойства материалов, сведения об инструментах и правилах работы с ними,
технические понятия и т.п.).
3) Продумывается подбор изделий. Для одного урока может быть подобрано
несколько изделий в зависимости от сложности выполнения. Это
позволит осуществить дифференцированный подход к учащимся. Определяются
материалы и инструменты, необходимые для работы.
4) Подбираются наглядные пособия (изобразительные, графические,
натуральные, технические модели и макеты), разрабатывается техническая
документация и выявляется необходимость использования технических
средств обучения.
5) Оформляются планы на год и четверть [12, с. 245–246].
Перспективный план на год можно выполнить в виде перечисления тем,
изделий и указания количества часов на их изучение. Но более удобно составлять
планирование в виде таблицы (см. табл. 1). В таблице 1 тематику занятий
можно планировать отдельно по каждому разделу, так как в программах часто
не указывается последовательность уроков и изучения тем и разделов.
Таблица 1
№
п/п
Раздел/тема урока
Перспективное планирование
Изделие
Итого часов за год:
Календарно-тематический план на четверть можно также оформить
в виде таблицы, например, как предложено в табл. 2. В данном случае необходимо
определить последовательность прохождения тем (весь раздел программы
не может быть пройден одним блоком, они чередуются в течение
четверти). Также при распределении часов учитывается, что в I четверти
выполняется больше работ с природным материалом, а во II и III с бумагой
и тканью; учитываются при выборе изделий календарные праздники (Новый
год, День защитника Отечества, Международный женский день и др.).
Таблица 2
№
п/п
Календарно-тематическое планирование на _____ четверть
Тема урока,
изделие
Колво
часов
Материал
учебника
(стр.)
Техникотехнологические
сведения
Итого
в ____четверти часов:
6
Знания и
умения
Материалы и
оборудование
Кол-во
часов
Сроки проведения
Стр.6