Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Методика преподавания технологии с практикумом. Проектирование, проведение и анализ уроков технологии в начальной школе (220,00 руб.)

1   0
Первый авторМатвеева О. В.
ИздательствоИздательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого
Страниц68
ID186541
АннотацияДанное учебно-методическое пособие включает в себя методические рекомендации, которые позволяют подготовить, провести и проанализировать урок технологии в начальной школе в соответствии с современными требованиями к образовательному процессу. Пособие предназначено для студентов IV–V курсов специальности 050708.65 «Педагогика и методика начального образования» очной и заочной форм обучения, а также может быть рекомендовано при изучении дисциплины ДН(М).Р.2 «Методика преподавания технологии с практикумом» по направлению 0550700 «Педагогика» (профиль «Начальное образование») и для учителей начальных классов.
Матвеева, О.В. Методика преподавания технологии с практикумом. Проектирование, проведение и анализ уроков технологии в начальной школе : Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов и учителей начальных классов / О.В. Матвеева .— Тула : Издательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого, 2010 .— 68 с. — URL: https://rucont.ru/efd/186541 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

О. В. Матвеева МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ С ПРАКТИКУМОМ Проектирование, проведение и анализ уроков технологии в начальной школе Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов и учителей начальных классов Тула Издательство ТГПУ им. <...> Л. Н. Толстого 2010 ББК 30.6я73 М33 Рецензент – кандидат педагогических наук, доцент Н. В. Савельева (ТГПУ им. <...> Л. Н. Толстого) М33 Матвеева, О. В. Методика преподавания технологии с практикумом: Проектирование, проведение и анализ уроков технологии в начальной школе: Учеб.метод. пособие для студентов пед. вузов и учителей начальных классов/ <...> Пособие предназначено для студентов IV–V курсов специальности 050708.65 «Педагогика и методика начального образования» очной и заочной форм обучения, а также может быть рекомендовано при изучении дисциплины ДН(М). <...> 2 «Методика преподавания технологии с практикумом» по направлению 0550700 «Педагогика» (профиль «Начальное образование») и для учителей начальных классов. <...> Задания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Методика преподавания технологии с практикумом» ..............................45 <...> Задания для самостоятельной работы студентов в период педагогической практики ................................................................52 Список литературы и информационных ресурсов ...................................62 3 ВВЕДЕНИЕ Пособие подготовлено в соответствии с требованиями, предъявляемыми к уроку технологии в начальных классах и действующими программами общеобразовательных учреждений в начальных классах. <...> Содержание пособия соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта по дисциплине «Методика преподавания технологии с практикумом». <...> Учителям важно ориентироваться в современных учебных программах и методической литературе, моделировать уроки технологии, осуществлять контроль знаний, умений и навыков у младших школьников по технологии. <...> В пособии представлены требования к составлению конспектов уроков по технологии в начальной <...>
Методика_преподавания_технологии_с_практикумом._Проектирование,_проведение_и_анализ_уроков_технологии_в_начальной_школе.pdf
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого О. В. Матвеева МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ С ПРАКТИКУМОМ Проектирование, проведение и анализ уроков технологии в начальной школе Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов и учителей начальных классов Тула Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого 2010
Стр.1
ББК 30.6я73 М33 Рецензент – кандидат педагогических наук, доцент Н. В. Савельева (ТГПУ им. Л. Н. Толстого) М33 Матвеева, О. В. Методика преподавания технологии с практикумом: Проектирование, проведение и анализ уроков технологии в начальной школе: Учеб.метод. пособие для студентов пед. вузов и учителей начальных классов/ О. В. Матвеева. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2010. – 67 с. Данное учебно-методическое пособие включает в себя методические рекомендации, которые позволяют подготовить, провести и проанализировать урок технологии в начальной школе в соответствии с современными требованиями к образовательному процессу. Пособие предназначено для студентов IV–V курсов специальности 050708.65 «Педагогика и методика начального образования» очной и заочной форм обучения, а также может быть рекомендовано при изучении дисциплины ДН(М).Р.2 «Методика преподавания технологии с практикумом» по направлению 0550700 «Педагогика» (профиль «Начальное образование») и для учителей начальных классов. ББК 30.6я73 © О. В. Матвеева, 2010 © Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2010
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Введение..............................................................................................................4 I. Организация уроков технологии в начальной школе..............................5 1.1. Планирование и подготовка к урокам технологии..................................5 1.2. Структура урока технологии .....................................................................7 II. Пути повышения эффективности уроков технологии в начальной школе .......................................................13 2.1. Дидактические игры на уроках технологии...........................................13 2.2. Занимательный материал для уроков технологии в начальных классах ................................................24 III. Техническая документация на уроках технологии в начальной школе..................................................33 IV. Инструктаж на уроках технологии в начальной школе..................40 V. Подготовка, проведение и анализ уроков технологии в системе профессионального образования ...............................................45 5.1. Задания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Методика преподавания технологии с практикумом» ..............................45 5.2. Задания для самостоятельной работы студентов в период педагогической практики ................................................................52 Список литературы и информационных ресурсов ...................................62 3
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ Пособие подготовлено в соответствии с требованиями, предъявляемыми к уроку технологии в начальных классах и действующими программами общеобразовательных учреждений в начальных классах. Содержание пособия соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта по дисциплине «Методика преподавания технологии с практикумом». Данное пособие составлено с целью оказать студентам и учителям начальных классов помощь в подготовке и проведении уроков технологии, сделать их интересными и продуктивными. При подготовке к проектированию уроков большое внимание должно уделяться творческому подходу к выбору конструкций и приемов изготовления учебных изделий, к определению форм и размеров деталей, выбору оформления и порядка выполнения работы. Учителям важно ориентироваться в современных учебных программах и методической литературе, моделировать уроки технологии, осуществлять контроль знаний, умений и навыков у младших школьников по технологии. В пособии представлены требования к составлению конспектов уроков по технологии в начальной школе, рекомендации по формулированию целей и задач уроков трудового обучения, методические рекомендации по проектированию и проведению уроков. Занимательный материал (загадки, игры, занимательные истории про материалы и инструменты), которому отводится достаточно большое место в данном пособии, позволяет активизировать младших школьников и сделать процесс формирования технологических знаний и умений более интересным и эффективным. Большое внимание в пособии уделяется формированию у учителей и студентов рефлексивных умений по анализу урока. В структуру пособия включены также рекомендации по организации практических заданий и педагогической практики в системе профессионального образования. 4
Стр.4
I. ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 1.1. Планирование и подготовка к урокам технологии Эффективность урока зависит от подготовки учителя к занятиям, которая состоит из двух этапов: 1. Предварительная подготовка включает: • изучение программы; • изучение методических пособий и учебников к данной программе; • подготовка материальной базы уроков; • изучение материалов, предназначенных для обработки и их свойств, ознакомление с промышленным производством этих материалов, способами их обработки; • составление перспективного и календарного плана, выбор изделий, планируемых для изготовления, определение свойств материалов и приёмов работы, которые должны освоить учащиеся на том или ином уроке. 2. Непосредственная подготовка заключается в разработке планаконспекта урока, определение целей, задач урока, определение внутрипредметных и межпредметных связей, определение технологических особенностей изготовления изделия, подготовка оборудования и необходимой технической документации. На первом этапе одним из важных моментов является изучение программ и составление перспективного и календарного планов, а также выбор изделий. Так как по дисциплине «Технология» на данном этапе существует несколько альтернативных программ, то учителю необходимо обратить внимание на изучение программы и учебников, а также методических пособий. Следует начинать со знакомства с целями и задачами, принципами построения и концептуальными основами программы. Данную информацию можно найти в пояснительной записке. При знакомстве с содержанием программы важно обратить внимание на разделы (темы), рекомендации по их изучению и понять как они представлены, т.е. выделены ли отдельно или представлены в форме календарно-тематического планирования. При знакомстве с учебниками и методическими пособиями следует обратить внимание на следующие аспекты: как материал, представленный в них, отражает содержание знаний и умений; какие методы и приёмы организации работы учащихся предлагаются; есть ли комментарии к темам и заданиям; если присутствуют условные обозначения, то с какой целью они вводятся; какие преобладают виды заданий(репродуктивные, творческие и др.) [8; 19]. Планирование работы на учебный год предполагает составление перспективного плана на год или полугодие и тематического на четверть. При планировании можно опираться на следующий план работы: 5
Стр.5
1) Материал разделов программы распределяется по урокам и определяется количество уроков (часов) на год и каждую четверть. В начальных классах урок технологии проводятся 2 раза в неделю. 2) Определяется тема урока и вопросы, необходимые для изучения (свойства материалов, сведения об инструментах и правилах работы с ними, технические понятия и т.п.). 3) Продумывается подбор изделий. Для одного урока может быть подобрано несколько изделий в зависимости от сложности выполнения. Это позволит осуществить дифференцированный подход к учащимся. Определяются материалы и инструменты, необходимые для работы. 4) Подбираются наглядные пособия (изобразительные, графические, натуральные, технические модели и макеты), разрабатывается техническая документация и выявляется необходимость использования технических средств обучения. 5) Оформляются планы на год и четверть [12, с. 245–246]. Перспективный план на год можно выполнить в виде перечисления тем, изделий и указания количества часов на их изучение. Но более удобно составлять планирование в виде таблицы (см. табл. 1). В таблице 1 тематику занятий можно планировать отдельно по каждому разделу, так как в программах часто не указывается последовательность уроков и изучения тем и разделов. Таблица 1 № п/п Раздел/тема урока Перспективное планирование Изделие Итого часов за год: Календарно-тематический план на четверть можно также оформить в виде таблицы, например, как предложено в табл. 2. В данном случае необходимо определить последовательность прохождения тем (весь раздел программы не может быть пройден одним блоком, они чередуются в течение четверти). Также при распределении часов учитывается, что в I четверти выполняется больше работ с природным материалом, а во II и III с бумагой и тканью; учитываются при выборе изделий календарные праздники (Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день и др.). Таблица 2 № п/п Календарно-тематическое планирование на _____ четверть Тема урока, изделие Колво часов Материал учебника (стр.) Техникотехнологические сведения Итого в ____четверти часов: 6 Знания и умения Материалы и оборудование Кол-во часов Сроки проведения
Стр.6