Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 474748)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

М. А. Антонович: биографическая справка

0   0
Страниц1
ID1801
АннотацияОб авторе (Антонович Максим Алексеевич). Очерк Б. Б. Чарной
Кому рекомендованоОб авторе
М. А. Антонович: биографическая справка : Очерк .— 1962 .— 1 с. — Критика

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Учился в духовном училище, Харьковской семинарии, Петербургской духовной академии (1855--59). <...> С помощью Н. Г. Чернышевского вырвался из духовного ведомства. <...> В 1862 после смерти Н. А. Добролюбова и ареста Чернышевского вошел в редакцию журнала, вел отдел “Русская литература“. <...> способствовало формированию материалистического, демократического и атеистического убеждений А. <...> В статьях по вопросам философии и естествознания он явился горячим сторонником дарвинизма, выступал против идеализма Канта и Шопенгауэра, боролся с русскими идеалистами и реакционерами -П. <...> и др., с реакционными теориями, пропагандировавшимися в журнале Ф. М. ДостоевскогоВремя“ и “Эпоха“. <...> Отстаивая взгляды на искусство Чернышевского и Добролюбова, Антонович выступал за демократическую, разночинскую литературу. <...> Однако он вульгаризировал положения материалистической эстетики, что сказалось в его отрицательной оценке романа Тургенева “Отцы и дети“ (статьяАсмодей нашего времени“, 1862), который он охарактеризовал как карикатуру на разночинцев; в поэзии Некрасова Антонович видел “дидактику“. <...> В статье “Современная эстетическая теория“ (1865), делая уступки идеализму, он дал неверную характеристику категории прекрасного. <...> В полемике с журналом Д. И. Писарева “Русское слово“ по принципиальным вопросам современного освободительного движения (см. его статью “Лжереалисты“, 1865) Антонович упрощал принципы революционного демократизма. <...> С закрытием “Современника“ (1866) отошел от активной литературнообщественной деятельности. <...> Резко критикуя реакционные тенденции романа Достоевского “Братья Карамазовы“ (статья “Мистико-аскетический роман“, 1881), Антонович игнорировал сложную и противоречивую проблематику романа. <...> Написал ценные воспоминания о Чернышевском, Добролюбове, Некрасове, содержащие правдивую характеристику этих деятелей и эпохи 60-х гг. <...> Литература: Кирпотин В., Публицистическая деятельность Антоновича до ареста Чернышевского <...>
М._А._Антонович_биографическая_справка.pdf
АНТОНОВИЧ, Максим Алексеевич [27. IV (9. V). 1835, Белополье Харьковской губ.,-- 14. XI. 1918] -- русский литературный критик, философ, публицист. Родился в семье дьячка. Учился в духовном училище, Харьковской семинарии, Петербургской духовной академии (1855--59). С помощью Н. Г. Чернышевского вырвался из духовного ведомства. Был сотрудником "Современника". В 1862 после смерти Н. А. Добролюбова и ареста Чернышевского вошел в редакцию журнала, вел отдел "Русская литература". Изучение работ В. Г. Белинского, Чернышевского, Добролюбова и Л. Фейербаха способствовало формированию материалистического, демократического и атеистического убеждений А. В статьях по вопросам философии и естествознания он явился горячим сторонником дарвинизма, выступал против идеализма Канта и Шопенгауэра, боролся с русскими идеалистами и реакционерами -П. Юркевичем, Н. Страховым и др., с реакционными теориями, пропагандировавшимися в журнале Ф. М. Достоевского "Время" и "Эпоха". Отстаивая взгляды на искусство Чернышевского и Добролюбова, Антонович выступал за демократическую, разночинскую литературу. Однако он вульгаризировал положения материалистической эстетики, что сказалось в его отрицательной оценке романа Тургенева "Отцы и дети" (статья "Асмодей нашего времени", 1862), который он охарактеризовал как карикатуру на разночинцев; в поэзии Некрасова Антонович видел "дидактику". В статье "Современная эстетическая теория" (1865), делая уступки идеализму, он дал неверную характеристику категории прекрасного. В полемике с журналом Д. И. Писарева "Русское слово" по принципиальным вопросам современного освободительного движения (см. его статью "Лжереалисты", 1865) Антонович упрощал принципы революционного демократизма. С закрытием "Современника" (1866) отошел от активной литературнообщественной деятельности. Позднее выступил против декадентского искусства. Резко критикуя реакционные тенденции романа Достоевского "Братья Карамазовы" (статья "Мистико-аскетический роман", 1881), Антонович игнорировал сложную и противоречивую проблематику романа. Написал ценные воспоминания о Чернышевском, Добролюбове, Некрасове, содержащие правдивую характеристику этих деятелей и эпохи 60-х гг. Сочинения: Из воспоминаний о Н. Г. Чернышевском, в кн.: Памяти Н. Г. Чернышевского. Доклады и речи М. А. Антоновича. А. А. Корнилова,М. И. Туган-Барановского... и др., СПБ, 1910; Избранные статьи. Философия. Критика. Полемика, Л., 1938; Шестидесятые годы. Воспоминания,М.--Л., 1933; Избранные философские сочинения,М., 1945; Литературно-критические статьи. Подгот. текста, вступ. ст. "М. А. Антонович -- литературный критик и полемист" и коммент. Г. Е. Тамарченко,М.--Л., 1961. Литература: Кирпотин В., Публицистическая деятельность Антоновича до ареста Чернышевского, "Под знаменем марксизма", 1928, No 7--8; Шишкина А. Н., Антонович, в кн.: История рус. критики, т. 2,М,--Л., 1958; ПеуноваМ. Н., Мировоззрение М. А. Антоновича,М., 1960; Коган Л.,М. А. Антонович и "Вехи", "Вопр. истории", 1949, No1; Козьмин Б. П., "Раскол в нигилистах", в его кн.: Из истории революционной мысли в России, М., 1961; Венгеров С. А., Критико-биогр. словарь, т. 1, СПБ, 1889. Б. Б. Чарная. Источник: Краткая литературная энциклопедия, М.: ГНИ "Сов. энциклопедия", 1962, с. 247.
Стр.1