Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.

Конъюнктурные исследования мировых товарных рынков (200,00 руб.)

0   0
Первый авторРевенко Л. С.
АвторыКрюков А. Е.
ИздательствоМ.: МГИМО-Университет
Страниц154
ID179775
АннотацияУчебное пособие содержит характеристику основных направлений изучения мировых товарных рынков и их детализацию в контексте изучения продукции военно-технического назначения. Рассчитано в первую очередь на магистрантов, обучающихся по направлению «Менеджмент в области военно-технического сотрудничества и высоких технологий» в совместной магистратуре МГИМО(У) и ГК «Ростехнологии», а также может быть использовано магистрантами, обучающимися по направлениям «Экономика», «Менеджмент», студентами, аспирантами, научными сотрудниками, представителями организаций и ведомств, практическая деятельность которых связана с изучением мировых товарных рынков.
Кем рекомендованоУМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по направлению «Экономика»
ISBN978-5-9228-0619-0
УДК339.5
ББК65.428
Ревенко, Л.С. Конъюнктурные исследования мировых товарных рынков : учеб. пособие / А.Е. Крюков; Л.С. Ревенко .— Москва : МГИМО-Университет, 2010 .— 154 с. — ISBN 978-5-9228-0619-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/179775 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Конъюнктурные исследования мировых товарных рын Р32 ков : учеб. пособие / Л.С. Ревенко, А.Е. Крюков ; Моск. гос. инт междунар. отношений (унт) МИД России, каф. между нар. экон. отношений и внешнеэкономич. связей. <...> ISBN 9785922806190 Учебное пособие содержит характеристику основных направле ний изучения мировых товарных рынков и их детализацию в кон тексте изучения продукции военнотехнического назначения. <...> Рассчитано в первую очередь на магистрантов, обучающихся по направлению «Менеджмент в области военнотехнического со трудничества и высоких технологий» в совместной магистратуре МГИМО(У) и ГК «Ростехнологии», а также может быть использо вано магистрантами, обучающимися по направлениям «Экономи ка», «Менеджмент», студентами, аспирантами, научными сотруд никами, представителями организаций и ведомств, практическая деятельность которых связана с изучением мировых товарных рынков. <...> Закономерности формирования и специфика изучения мировых рынков продукции высоких технологий . <...> Специфика изучения рынков продукции военно технического назначения . <...> Исследование рынков вооружений при осуществлении военнотехнического сотрудничества России с иностран ными государствами . <...> Оценка потребностей иностранных государств в продукции воен ного назначения . <...> Метод кейсов в изучении товарных рынков . <...> Рынок товаров двойного использования и экспортный контроль . <...> Элементы военнополитического анализа рынка ПВН страны N ЮгоВосточной Азии в контексте проблемы ЮжноКитайского моря . <...> . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .153 ¬¬≈ƒ≈Õ»≈ Учебное пособие «Конъюнктурные исследования мировых то варных рынков» предназначено для слушателей совместной маги стратуры МГИМО(У) МИД России и ГК «Ростехнологии», обучаю щихся по направлению «Менеджмент в области военнотехничес кого сотрудничества и высоких технологий», а также магистратуры экономических факультетов высших учебных заведений. <...> Данный учебный курс построен на основе базовых <...>
Конъюнктурные_исследования_мировых_товарных_рынков.pdf
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РОССИИ КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ À.—. –≈¬≈Õ Œ, ¿.≈. –fi Œ¬ КОНЪЮНКТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МИРОВЫХ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ Учебное пособие Рекомендовано УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по направлению «Экономика» Издательство «МГИМОУниверситет» 2010
Стр.1
ББК 65.428 Р32 Рецензенты: др экон. наук, профессор др экон. наук, профессор др экон. наук Авторы: др экон. наук, профессор МГИМО(У) Л.С. Ревенко (введение, разд. 1, 34, заключение), канд. техн. наук А.Е. Крюков (ФГУП «Рособоронэкспорт») (разд. 2, приложения) Ревенко Л.С. Р32 Конъюнктурные исследования мировых товарных рын ков : учеб. пособие / Л.С. Ревенко, А.Е. Крюков ; Моск. гос. инт междунар. отношений (унт) МИД России, каф. между нар. экон. отношений и внешнеэкономич. связей. — М. : МГИМОУниверситет, 2010. — 154 с. ISBN 9785922806190 Учебное пособие содержит характеристику основных направле ний изучения мировых товарных рынков и их детализацию в кон тексте изучения продукции военнотехнического назначения. Рассчитано в первую очередь на магистрантов, обучающихся по направлению «Менеджмент в области военнотехнического со трудничества и высоких технологий» в совместной магистратуре МГИМО(У) и ГК «Ростехнологии», а также может быть использо вано магистрантами, обучающимися по направлениям «Экономи ка», «Менеджмент», студентами, аспирантами, научными сотруд никами, представителями организаций и ведомств, практическая деятельность которых связана с изучением мировых товарных рынков. ББК 65.428 ISBN 9785922806190 © Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России, 2010 , , В.С. Ноздрева Ткачев Якушкин Р.Б. В.Н.
Стр.2
Œ√À¿¬À≈Õ»≈ Введение РАЗДЕЛ 1. Теоретические аспекты изучения мировых товарных рынков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.1. Цели, задачи, объекты конъюнктурных исследований . . . 5. 7 7 1.2. Общие условия и факторы формирования конъюнктуры мировых товарных рынков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14 1.3. Методика анализа и прогнозирования мировых товарных рынков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18 1.4. Проблемы ценообразования в теории и практике конъ юнктурных исследований мировых товарных рынков . . . . 31 1.5. Закономерности формирования и специфика изучения мировых рынков продукции высоких технологий . . . . . . . . 37 РАЗДЕЛ 2. Специфика изучения рынков продукции военно технического назначения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43 2.1. Исследование рынков вооружений при осуществлении военнотехнического сотрудничества России с иностран ными государствами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43 2.2. Военнополитический анализ рынков вооружений: цели, задачи, методика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51 2.3. Военноэкономический анализ рынков вооружений . . . . . 61 2.4. Военнотехнический анализ рынков вооружений. Оценка потребностей иностранных государств в продукции воен ного назначения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73 РАЗДЕЛ 3. Методические аспекты освоения курса . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87 3.1. Тематический план и содержание курса . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87 3.2. Компетенции, на достижение которых направлен учеб ный курс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96 3.3. Требования к уровню освоения курса. Формы контроля по курсу. Критерии оценки знаний, умений, навыков . . . . 100 РАЗДЕЛ 4. Кейсы по особенностям формирования и проблемам изучения мировых рынков товаров военного назначения и продукции высокотехнологичных отраслей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108 4.1. Метод кейсов в изучении товарных рынков . . . . . . . . . . . . . . 108 4.2. Кейс 1. Рынок продукции нанотехнологий: проблемы изучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113 3
Стр.3
4.3. Коммерческие аспекты освоения космического про странства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .124 4.4. Рынок товаров двойного использования и экспортный контроль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .131 Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .142 Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .143 Глоссарий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .145 Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .146 Приложение 1. Некоторые современные внутренние и международные конфликты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .146 Приложение 2. Элементы военнополитического анализа рынка ПВН страны N ЮгоВосточной Азии в контексте проблемы ЮжноКитайского моря . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .150 Приложение 3. Список сокращений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .153
Стр.4
¬¬≈ƒ≈Õ»≈ Учебное пособие «Конъюнктурные исследования мировых то варных рынков» предназначено для слушателей совместной маги стратуры МГИМО(У) МИД России и ГК «Ростехнологии», обучаю щихся по направлению «Менеджмент в области военнотехничес кого сотрудничества и высоких технологий», а также магистратуры экономических факультетов высших учебных заведений. Данный учебный курс построен на основе базовых курсов «Международные экономические отношения», «Экономическая конъюнктура», «Мировые товарные рынки и цены» и направлен на освоение теории развития и формирования мировых товарных рынков и получение навыков практического применения методов их изучения. По ряду практических аспектов данный курс связан с такими группами дисциплин, как математические («Математика», «Ин форматика»), общеэкономические («Экономика отраслей», «Ста тистика», «Основы коммерческой деятельности») и дисциплинами специализации («МЭО России», «Прогнозирование во внешнеэко номической деятельности»). Основной целью курса в соответствии с его назначением явля ется изучение теории исследования мировых рынков для принятия управленческих решений стратегического и тактического характе ра на макро и микроэкономическом уровнях, выработки и кор ректировки экономической и научнотехнической политики, об служивания коммерческих операций на отдельных товарных рын ках. Практической направленностью курса является изучение рынков высокотехнологичных товаров, преимущественно машин и оборудования гражданского назначения, вооружений и военной техники. Основным результатом курса «Конъюнктурные исследования мировых товарных рынков» является знание теоретических основ формирования тенденций рынков высокотехнологичных товаров военного и гражданского применения, практическая способность студентов магистратуры определять состояние конъюнктуры и цен 5
Стр.5
в реальной экономической обстановке в условиях меняющихся факторов и условий товарного рынка. Учебное пособие, написанное специалистом по изучению ми ровых товарных рынков доктором экономических наук, профессо ром МГИМО(У) Л.С. Ревенко (введение, разд. 1, 3–4, заключение) и сотрудником ФГУП «Рособоронэкспорт», на протяжении ряда лет занимающимся практическими вопросами анализа рынков вооружений и военной техники, кандидатом технических наук А.Е. Крюковым (разд. 2, приложения), рассчитано в первую оче редь на магистрантов, обучающихся по направлению «Менедж мент в области военнотехнического сотрудничества и высоких технологий» в совместной магистратуре МГИМО(У) МИД России и ГК «Ростехнологии». Оно может быть использовано магистран тами, обучающимися по направлениям «Экономика», «Менедж мент» в соответствующих высших учебных заведениях России, ре комендовано студентам, обучающимся по программам второго высшего образования МГИМО(У) МИД России и других вузов, а также по программам переподготовки, полезно аспирантам, на учным сотрудникам, а также представителям организаций и ве домств, практическая деятельность которых связана с изучением мировых товарных рынков, всем лицам, интересующимся вопро сами международных экономических отношений.
Стр.6
–¿«ƒ≈À 1 Теоретические аспекты изучения мировых товарных рынков 1.1. Цели, задачи, объекты конъюнктурных исследований Рынок продукции военного назначения является составной ча стью более общего понятия – «рынок высокотехнологичных това ров машиннотехнической группы», который в свою очередь пред ставляет собой элемент мирового товарного рынка. При изучении механизма формирования и путей развития мирового рынка про дукции военного назначения необходимо основываться, с одной стороны, на общей методике изучения товарного рынка и, с другой стороны, учитывать специфические свойства и особенности взаи модействия условий и факторов, характерных именно для этого объекта. Вопросы специфики развития конъюнктуры и формирования мировых цен на отдельных товарных рынках и методики их изуче ния являются важнейшими в процессе принятия решений во внеш неторговой практике. Сложнейшие аналитические и прогнозные исследования проводятся преимущественно с целью получения от вета на вопросы о направлении развития конъюнктуры, об основ ных конъюнктурообразующих факторах, уровне цен, динамике их изменения в прошлом, настоящем и будущем, а также для выясне ния механизма их образования. Прежде всего, для выявления целей и задач исследования рын ков необходимо определиться с научным аппаратом, то есть ввести понятие экономической конъюнктуры и конъюнктуры мировых товарных рынков. Несмотря на широкое применение понятия «конъюнктура», в экономической науке существует множество его взаимоисключа ющих определений. Трактовки данного понятия эволюционируют в процессе развития экономической жизни общества. Анализируя взгляды предшественников на понятие, предмет и объект экономической конъюнктуры через призму статических и динамических подходов, гениальный русский ученый Н.Д. Кон дратьев предложил следующее определение: «Под экономической 7
Стр.7