В.С. Акопов, А.В. Бреусов
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ
НА ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ
ПРЕДПРИЯТИЯХ
Допущено
Учебно-методическим объединением вузов
по университетскому политехническому образованию
в качестве учебного пособия для студентов
высших учебных заведений, обучающихся по направлению
подготовки дипломированных специалистов 220700
«Организация и управление наукоемкими производствами»,
специальности 220701 «Менеджмент высоких технологий»
Издание второе, переработанное и дополненное
Москва
Российский университет дружбы народов
2009
УДК 331.108.2
ББК 65.050.2
А38
Утверждено
РИС Ученого совета
Российского университета
дружбы народов
Рецензенты:
доктор технических наук, профессор МГТУ им. <...> Курс «Организационное поведение» объединяет знания о
том, как люди ведут себя в организации и каким образом их поведение влияет на результаты работы организации, а также о методах организации поведения работников. <...> Представителем организации, выразителем ее интересов в
контексте курса «Организационного поведения» выступает управляющий, менеджер, руководитель, администрация. <...> Умение анализировать и прогнозировать поведение работников организации всегда было исключительно важным качеством
для эффективной работы менеджера. <...> В самом общем виде организационное окружение – это та
часть организации, с которой человек сталкивается во время своей
работы в ней. <...> Но для большинства людей организационное окружение значительно шире их рабочего места и включает такие характеристики и составляющие организации, как производственный профиль, положение на рынке, положение в отрасли, размер организации, ее руководство, правила поведения, условия работы, система оплаты, трудовые отношения, коллеги и другое. <...> Возможности включения человека в организационное окружение, называемые социализацией, зависят не только от характеристик этого окружения, но и, в равной мере, от характеристик
самого человека. <...> Взаимодействие человека <...>
Организационное_поведение_на_высокотехнологичных_предприятиях.pdf
В.С. Акопов, А.В. Бреусов
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ
НА ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ
ПРЕДПРИЯТИЯХ
Допущено
Учебно-методическим объединением вузов
по университетскому политехническому образованию
в качестве учебного пособия для студентов
высших учебных заведений, обучающихся по направлению
подготовки дипломированных специалистов 220700
«Организация и управление наукоемкими производствами»,
специальности 220701 «Менеджмент высоких технологий»
Издание второе, переработанное и дополненное
Москва
Российский университет дружбы народов
2009
Стр.1
УДК 331.108.2
ББК 65.050.2
А38
Утверждено
РИС Ученого совета
Российского университета
дружбы народов
Рецензенты:
доктор технических наук, профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана
А.Н. Майоров,
доктор экономических наук, профессор МГТУ
им. Н.Э. Баумана Л.М. Мартынов
А 38 Акопов В.С., Бреусов А.В.
Организационное поведение на высокотехнологичных предприятиях:
Учеб. пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: РУДН,
2009. – 382 с.
ISBN 978-5-209-03200-7
В предлагаемом учебном пособии, составленном в соответствии с программой
Министерства образования и науки Российской Федерации и Государственного
образовательного стандарта высшего образования для направления подготовки
дипломированных специалистов по специальностям «Менеджмент организации»,
«Менеджмент в сфере высоких технологий» и «Управление персоналом»,
изложены основные вопросы по проблеме организационного (управляемого)
поведения сотрудников современного высокотехнологичного предприятия,
полностью адаптированные к российским условиям, с учетом сложившихся мировых
традиций в области управления.
Для студентов экономических и технических специальностей высших
учебных заведений, слушателей системы второго высшего образования, аспирантов,
преподавателей, менеджеров-практиков и читателей, интересующихся вопросами
эффективного взаимодействия человека и организации.
© Акопов В.С., Бреусов А.В., 2009
© Российский университет дружбы народов, Издательство, 2009
2
Стр.2
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ ..................................................................................................... 1
Глава 1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ................... 12
1.1. Взаимодействие: организация – человек ......................................... 12
1.2. Вхождение человека в организацию ................................................ 19
1.3. Ролевой аспект взаимодействия человека и организации............. 24
1.4. Взаимодействие человека и группы................................................. 29
1.5. Адаптация человека к организационному окружению
и изменение его поведения....................................................................... 39
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ................................... 47
2.1. Понятие и элементы организационной культуры ........................... 47
2.2. Функции организационной культуры .............................................. 51
2.3. Виды организационных культур....................................................... 54
2.4. Имидж организации........................................................................... 59
Глава 3. КОММУНИКАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ..................................... 62
3.1. Коммуникации в управлении............................................................ 62
3.2. Невербальная коммуникация............................................................ 69
3.3. Преграды на пути межличностных коммуникаций ....................... 70
3.4. Виды коммуникаций, барьеры общения, аттракция...................... 73
3.5. Совершенствование межличностных коммуникаций.................... 79
3.6. Организационные коммуникации..................................................... 80
Глава 4. ПОЛНОМОЧИЯ СУБЪЕКТОВ УПРАВЛЕНИЯ........................ 85
4.1. Полномочия и их виды ...................................................................... 85
4.2. Должностные права и обязанности руководителей....................... 92
4.3. Делегирование полномочий.............................................................. 98
Глава 5. ВЛАСТЬ МЕНЕДЖЕРА.............................................................. 106
5.1. Основы власти.................................................................................. 106
5.2. Формы проявления власти .............................................................. 107
5.3. Власть и влияние. Формальная и реальная власть....................... 112
5.4. Лидерство. Природа лидерства....................................................... 115
5.5. Способы реализации власти............................................................ 121
5.6. Последствия неограниченной власти и безвластия ..................... 124
5.7. Негативные личностные факторы руководящего работника....... 129
380
Стр.380
Глава 6. СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ .............................................................. 132
6.1. Общее понятие о стилях управления ............................................. 132
6.2. «Одномерные» стили управления .................................................. 132
6.3. «Многомерные» стили управления ................................................ 140
6.4. Концепции ситуационного менеджмента ...................................... 143
Глава 7. ФОРМИРОВАНИЕ КОМАНД И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ......... 155
7.1. Основные понятия............................................................................ 155
7.2. Эффект группы................................................................................. 159
7.3. Хоторнский эксперимент ................................................................ 172
7.4. Формирование команд..................................................................... 173
7.5. Типы команд..................................................................................... 183
7.6. Эффективность команд.................................................................... 191
7.7. Подходы к формированию команд................................................. 191
7.8. Необходимые условия для эффективной командной работы ..... 212
7.9. Психологические проблемы управления командами .................. 213
Глава 8. МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА..................................................... 215
8.1. Определение мотивации.................................................................. 215
8.2. Мотивационный процесс................................................................. 225
8.3. Теории процесса мотивации ........................................................... 228
8.4. Мотивация, заработная плата, льготы и привилегии................... 239
8.5. Мотивирование группы................................................................... 244
8.6. Современные аспекты мотивации .................................................. 246
8.7. Причины пассивности работника................................................... 251
Глава 9. КОНФЛИКТЫ И СПОСОБЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ .................. 254
9.1. Понятие конфликта.......................................................................... 254
9.2. Виды конфликтов и конфликтная ситуация .................................. 257
9.3. Фазы развития конфликта ............................................................... 261
9.4. Стратегия и тактика разрешения конфликта ................................. 263
9.5. Технология разрешения конфликта................................................ 270
9.6. Типичные ошибки в конфликтологии............................................ 272
9.7. Последствия конфликта................................................................... 274
9.8. Переговоры как способ преодоления конфликтов........................ 277
9.9. Национальные стили ведения деловых переговоров................... 287
9.11. Тест «Моя тактика ведения переговоров»................................... 292
9.12. Стресс.............................................................................................. 293
381
Стр.381
Глава 10. ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ......... 299
10.1. Психология управления трудовым коллективом ........................ 299
10.2. Особенности управления персоналом в современных
условиях................................................................................................... 304
10.3. Эффективность управления коллективом.................................... 315
Глава 11. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ТРУДА И КАЧЕСТВ
РАБОТНИКОВ (ДЕЛОВАЯ ОЦЕНКА РАБОТНИКА) .......................... 321
11.1. Понятие и задачи оценки работников .......................................... 321
11.2. Этапы разработки методики оценки............................................. 323
11.3. Оценка работников по результатам труда ................................... 325
11.4. Оценка работника и оплата труда................................................. 327
11.5. Система оплаты за знание и компетенции................................... 329
11.6. Особенности оценки при приеме работников
и их продвижении. Ее роль в управлении персоналом........................ 332
11.7. Аттестация кадров и ее процедура ............................................... 335
11.8. Эффективность оценки результатов деятельности..................... 338
Глава 12. ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ. ЭТИКЕТ МЕНЕДЖЕРА.................. 341
12.1. Деловые беседы.............................................................................. 341
12.2. Разновидность беседы – телефонный разговор........................... 355
12.3. Слушатели и ораторы .................................................................... 356
12.4. Этикет менеджера .......................................................................... 367
Список использованной литературы......................................................... 377
382
Стр.382
Вячеслав Степанович Акопов
Алексей Васильевич Бреусов
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ
НА ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Издание 2-е, переработанное и дополненное
Издание подготовлено в авторской редакции
Технический редактор Л.А. Горовенко
Компьютерная верстка Е.В. Авдеева
Дизайн обложки М.В. Шатихина
Подписано в печать 27.11.2009 г. Формат 60х84/16
Печать офсетная. Бумага офсетная. Гарнитура Таймс.
Усл. печ. л. 22,32. Тираж 500 экз. Заказ 255
Российский университет дружбы народов
117923, ГСП-1, г. Москва, ул. Орджоникидзе, д. 3
Типография РУДН
117923, ГСП-1, г. Москва, ул. Орджоникидзе, д. 3, тел. 952-04-41
383
Стр.383