4, № 2, 1998
3
Данный номер журнала "Физическое образование в вузах" содержит статьи по всему
спектру проблем, интересующих физическую педагогическую общественность. <...> В статье приводится учебно-научная программа "Физические проблемы экологии",
а также проект учебного плана специализации "Физическая экология", который с 1997/98
учебного года реализуется на физическом факультете МГУ. <...> Приведен перечень спецкурсов
экологической направленности, включая курс "Фундаментальное естествознание". <...> Связь детерминированного и стохастического
описания в общем курсе физики" посвящена важной проблеме отражения в общем курсе
физики вопросов физической кинетики. <...> В этом случае удается с единых позиций рассмотреть как
равновесные, так и неравновесные функции распределения для процессов, которые
традиционно описываются разными кинетическими уравнениями. <...> Концепция преподавания физики в МГУПБ" обсуждаются типичные
трудности, связанные с преподаванием физики в технологическом вузе. <...> Структура физической модели и ее освещение в курсе физики технического
вуза" говорится о технологии построения физических моделей и их роли в учебном процессе
по курсу общей физики. <...> представил
статью на тему "Компьютерные демонстрации", в которой показаны возможности
4
Физическое образование в вузах, Т. <...> Компьютерная интерпретация
максвеловского распределения в идеальном газе" и Фишмана А.И. и Скворцова А.И. <...> Изучение взаимосвязи строения и свойств
твердого тела на физических факультетах педагогических вузов". <...> В ней показано, что внутренние
силы будут влиять на движение центра масс, если внешнее силовое поле неоднородно. <...> Фундаментальное естествознание" для магистров
физических направлений , которая была опробована в 1997/98 учебном году в ходе чтения
курсов лекций для магистров радиофизического факультета ННГУ и отделения геофизики
физического факультета МГУ. <...> В заключение номера публикуется информация о выходе в свет очередного <...>
Физическое_образование_в_вузах_№2_1998.pdf
Физическое образование в âóçàõ, Ò. 4, ¹ 2, 1998
3
Данный номер журнала "Физическое образование в вузах" содержит статьи по всему
спектру проблем, интересующих физическую педагогическую общественность.
Он открывается программной стать¸й декана физического факультета Московского
государственного университета Трухина В.И. и его соавторов "Экологическое образование
на физическом факультете МГУ". В ней ставится проблема
экологизации физического
образования как необходимого элемента формирования гармонических специалистов -
физиков. В статье приводится учебно-научная программа "Физические проблемы экологии",
а также проект учебного плана специализации "Физическая экология", который с 1997/98
учебного года реализуется на физическом факультете МГУ. Приведен перечень спецкурсов
экологической направленности, включая курс "Фундаментальное естествознание".
Статья Рудого Ю.Г. (Российский университет дружбы народов) и Суханова А.Д.
(Московский государственный университет) "Связь детерминированного и стохастического
описания в общем курсе физики" посвящена важной проблеме отражения в общем курсе
физики вопросов физической кинетики. Авторы предлагают положить в основу
соответствующего раздела подход, основанный на уравнении Фоккера-Планка в обобщенном
фазовом пространстве. В этом случае удается с единых позиций рассмотреть как
равновесные, так и неравновесные функции распределения для процессов, которые
традиционно описываются разными кинетическими уравнениями. В итоге в рамках такого
подхода появляется возможность обсуждения принципиального методологического вопроса
о соотношении классической и неклассической стратегий познания.
В небольшой статье Гнитецкой Т.Н.(Дальневосточный государственный университет)
ставится вопрос о необходимости привлечения научных методов в процесс обучения физике
на младших курсах.
Проблемам преподавания физики в технических вузах посвящено две статьи. В статье
Показеева К.П. и Куркина Ю.П. (Московский государственный университет прикладной
биотехнологии) "Концепция преподавания физики в МГУПБ" обсуждаются типичные
трудности, связанные с преподаванием физики в технологическом вузе. Показано, как в
нынешних сложных условиях может быть реализована линия на фундаментализацию
физического образования. В статье Фоменко В.В. (Государственная летная академия
Украины) "Структура физической модели и ее освещение в курсе физики технического
вуза" говорится о технологии построения физических моделей и их роли в учебном процессе
по курсу общей физики.
Последующие две статьи посвящены проблемам учебного эксперимента и
демонстраций в курсе физики. Статья Молоткова Н.Я. и др. (Тамбовский государственный
университет) содержит описание лабораторной работы, в которой двойное лучепреломление
изучается на примере электромагнитных волн сантиметрового диапазона.Конев С.Н.
(Уральский государственный профессионально-педагогический университет) представил
статью на тему "Компьютерные демонстрации", в которой показаны возможности
Стр.1
4
Физическое образование в âóçàõ, Ò. 4, ¹ 2, 1998
использования персональных компьютеров для этих целей.
Принципиальным вопросам использования информационных технологий в физическом
образовании посвящена статья Трухина В.И., Сандалова А.Н. и Сухаревой Н.А.(Московский
государственный университет) "Телекоммуникационное сопровождение физического
образования". В ней рассказывается о разработке на физическом факультете МГУ системы
телекоммуникационного сопровождения разделов лекционного курса общей физики, в
первую очередь нуждающихся в современной интерактивной информационной поддержке.
Практическим проблемам внедрения информационных технологий посвящены статьи
Барихина Б.А., Никитина А.В. и Ступаковой В.В. "Компьютерная интерпретация
максвеловского распределения в идеальном газе" и Фишмана А.И. и Скворцова А.И.
(Казанский государственный университет) "Опыт создания видеозадачника по физике".
Большой интерес вызывают методические проблемы преподавания физики в
педагогических вузах. Среди них статья Ханина С.Д. и Урицкой И.А. (Российский
государственный педагогический университет) "Изучение взаимосвязи строения и свойств
твердого тела на физических факультетах педагогических вузов". В ней излагается общий
подход к изложению современной физики твердого тела, в котором наряду с моделью
идеального кристалла активно используется модель идеального стекла. При этом важное
место в учебном процессе отводится учебной деятельности студентов. Небольшая
методическая статья "Теорема о движении центра масс" представлена И.Б. Горбуновой
(Российский государственный педагогический университет). В ней показано, что внутренние
силы будут влиять на движение центра масс, если внешнее силовое поле неоднородно.
Существенные проблемы подготовки школьников к поступлению в вуз обсуждаются в статье
Юшиной М.Я. и Скворцовой И.Л. (Московский автомобильно-дорожный институт)
"Недостатки школьной подготовки абитуриентов к поступлению в технический вуз".
В конце данного номера публикуется авторская программа Суханова А.Д. (Московский
государственный университет) "Фундаментальное естествознание" для магистров
физических направлений , которая была опробована в 1997/98 учебном году в ходе чтения
курсов лекций для магистров радиофизического факультета ННГУ и отделения геофизики
физического факультета МГУ.
В заключение номера публикуется информация о выходе в свет очередного выпуска
новой серии журнала "Вестник Российского университета дружбы народов" -
"Фундаментальное естественнонаучное образование", об организации межвузовского
семинара РУДН-ННГУ по проблемам фундаментального естествознания и о предстоящих
научно-методических конференциях: V конференции стран Содружества "Современный
физический практикум" в период 22-24сентября 1998 г. в г. Новороссиске II Всероссийской
конференции "Физические проблемы ýêîëîãèè" в период 18-21 января 1999 ã. в ã. Ìîñêâå.
Ответственный редактор номера А.Д. Суханов
Стр.2