Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 684807)
Контекстум

Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития (180,00 руб.)

0   0
АвторыБояршинова О. С.
ИздательствоМ.: Теревинф
Страниц434
ID703467
АннотацияВ пособии, написанном специалистами московского Центра лечебной педагогики, представлены эффективные технологии, практики и методы работы с детьми, имеющими тяжелые и множественные нарушения развития, начиная с раннего возраста. Пособие содержит описание подходов к организации повседневной двигательной активности детей, в том числе позиционирования с использованием технических средств реабилитации и подручных средств; коммуникации с ребенком; гигиенических процедур; кормления; одевания и раздевания ребенка; занятости, в том числе в игре. Новое издание дополнено разделами по установлению эмоционального контакта и развитию взаимодействия между детьми, ориентировки и мобильности, самовосприятия и когнитивной сферы; составлению программы занятий; также добавлен раздел про нормализацию и социальную интеграцию. Пособие включает в себя словарь понятий и терминов, большое количество иллюстраций и полезных приложений. Настоящее издание подробно раскрывает положения принятого в 2022 году ГОСТ Р 70190-2022 «Услуги по осуществлению развивающего ухода за детьми-инвалидами».
Кому рекомендованоКнига является пособием для обучения специалистов по развивающему уходу, консультантов ранней помощи, сотрудников организаций, оказывающих помощь детям с ТМНР, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Рекомендации опытных специалистов – авторов сборника и нового ГОСТа — будут полезны родителям и другим членам семей, воспитывающим ребенка с ТМНР.
ISBN978-5-4212-0779-5
УДК376.1-056.266
ББК74.58
Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития : информ.-метод. сб. для специалистов / ред. О.С. Бояршинова .— 3-е изд., эл. — Москва : Теревинф, 2025 .— 434 с. : ил. — Деривативное эл. изд. на основе печ. изд. (М.: Теревинф, 2018); Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf : 116 с.); Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10" .— ISBN 978-5-4212-0779-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/703467 (дата обращения: 28.11.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Развивающий_уход_за_детьми_с_тяжелыми_и_множественными_нарушениями_развития_(2).pdf
УДК 376.1-056.266 ББК 74.58 Р17 Авторы: Д. В. Боголюбова-Кузнецова часть II, глава 4, раздел «Поведенческие стратегии». О. С. Бояршинова часть I, глава 1, раздел «Описание целевой группы»; часть II, глава 2 «Повседневная двигательная активность»; часть III «Организация рутин в подходе «Развивающий уход» (кроме глав 2 и 3). О. С. Бояршинова, Е. В. Просветова часть IV «Нормализация жизни и социальная интеграция». И. Ю. Захарова, Е. В. Просветова часть II, глава 3 «Развитие самовосприятия и формирование образа себя». Л. М. Зельдин, Е. Л. Тычко Приложение 7. Эскизы оборудования для позиционирования. А. М. Пайкова часть II, глава 5 «Развитие ориентировки и мобильности в процессе развивающего ухода». А. М. Пайкова, Л. О. Беличенко, М. Ю. Кузьменко часть II, глава 1 «Содействие развитию коммуникации в процессе развивающего ухода» и глава 4 «Содействие когнитивному развитию в процессе развивающего ухода». А. М. Пайкова, А. В. Сосина Приложение 8. Обогащение сенсорного опыта ребенка в процессе развивающего ухода и во время специальных занятий. Е. В. Просветова часть I, глава 1 разделы «Особенности формирования привязанности у детей с тяжелыми нарушениями развития» и «Депривация у детей с тяжелыми нарушениями развития и ее последствия»; часть I, глава 2 «Базовые психологические условия развития детей с тяжелыми нарушениями»; часть II, глава 1, раздел «Коммуникативная система PECS». С. В. Рыжкова, Ю. Н. Дмитриева часть I, глава 3 «Составление программы». Г. К. Сафиуллина часть III, глава 2 «Кормление и самостоятельная еда» и глава 3 «Чистка зубов». Р17 Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития / ISBN 978-5-4212-0779-5 В пособии, написанном специалистами московского Центра лечебной педагогики, представлены под ред. О. С. Бояршиновой. — 3-е изд., эл. — 1 файл pdf : 434 с. — Москва : Теревинф, 2025. — Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10". — Текст : электронный. эффективные технологии, практики и методы работы с детьми, имеющими тяжелые и множественные нарушения развития, начиная с раннего возраста. Пособие содержит описание подходов к организации повседневной двигательной активности детей, в том числе позиционирования с использованием технических средств реабилитации и подручных средств; коммуникации с ребенком; гигиенических процедур; кормления; одевания и раздевания ребенка; занятости, в том числе в игре. Новое издание дополнено разделами по установлению эмоционального контакта и развитию взаимодействия между детьми, ориентировки и мобильности, самовосприятия и когнитивной сферы; составлению программы занятий; также добавлен раздел про нормализацию и социальную интеграцию. Пособие включает в себя словарь понятий и терминов, большое количество иллюстраций и полезных приложений. Настоящее издание подробно раскрывает положения принятого в 2022 году ГОСТ Р 70190-2022 «Услуги по осуществлению развивающего ухода за детьми-инвалидами». Книга является пособием для обучения специалистов по развивающему уходу, консультантов ранней помощи, сотрудников организаций, оказывающих помощь детям с ТМНР, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Рекомендации опытных специалистов – авторов сборника и нового ГОСТа — будут полезны родителям и другим членам семей, воспитывающим ребенка с ТМНР. УДК 376.1-056.266 ББК 74.58 Электронное издание на основе печатного издания: Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития / под ред. О. С. Бояршиновой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Теревинф, 2024. — 432 с. — ISBN 978-5-4212-0765-8. — Текст : непосредственный. В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации. ISBN 978-5-4212-0779-5 © Издательство «Теревинф», 2024
Стр.3
Оглавление Часть I. Основы развивающего ухода ............................................................8 Глава 1. Общие положения .........................................................................................................................9 Особенности формирования привязанности у детей с тяжелыми нарушениями развития ...................................................................................................... 14 Депривация у детей с тяжелыми нарушениями развития и ее последствия ................. 18 Принципы развивающего ухода ........................................................................................ 20 Глава 2. Базовые психологические условия развития детей с тяжелыми нарушениями ................................................................................................................................................ 21 Средовой подход ................................................................................................................. 22 Создание комфортной среды для ребенка с нарушениями развития ............................ 26 Установление и поддержание эмоционального контакта ............................................... 31 Условия развивающего ухода ............................................................................................. 34 Глава 3. Составление программы .......................................................................................................... 36 Часть II. Развитие в процессе ухода .............................................................44 Глава 1. Содействие развитию коммуникации в процессе развивающего ухода ............ 45 Поведение как коммуникация ........................................................................................... 46 Основные понятия, связанные с коммуникацией ........................................................... 47 Модель «4 аспекта коммуникации». .................................................................................. 50 Оценка возможностей коммуникации .............................................................................. 69 Оценка коммуникации с помощью модели «4 аспекта коммуникации» ........................................................................... 70 Матрица коммуникации ....................................................................................................................................................................... 71 Базовые навыки, лежащие в основе коммуникации ........................................................ 73 С чего начать, решая задачи развития коммуникации с ребенком с ТМНР? ................. 80 Основные правила общения с детьми, в том числе с ТМНР ............................................ 83 Как помочь ребенку понять сообщение взрослого? .................................................................................................................. 83 Как понять ответ ребенка? .................................................................................................................................................................. 86 Некоторые формы и стратегии введения АДК ................................................................. 87 Методика Малгожаты Квятковской ...................................................................................................................................................87 Предметная коммуникация ................................................................................................................................................................. 89 Языковая программа Макатон ........................................................................................................................................................... 93 Коммуникативная система PECS ....................................................................................................................................................... 93 Тотальная коммуникация ..................................................................................................................................................................... 94 «Разговорный подход» к развитию и обучению ......................................................................................................................... 94 Визуальная система «Давай поболтаем» ....................................................................................................................................... 96
Стр.4
4 Глава 2. Повседневная двигательная активность .........................................................................100 Из чего складывается двигательная активность ............................................................ 100 Профилактика вторичных нарушений у детей, не имеющих возможности самостоятельно изменить положение тела ..................................................................... 102 Программа физического сопровождения ....................................................................... 105 Рекомендации по позиционированию детей с двигательными нарушениями в течение дня ..................................................................................................................... 107 Положение лежа на спине.................................................................................................................................................................108 Положение лежа на боку ...................................................................................................................................................................112 Положение лежа на животе ..............................................................................................................................................................113 Поза сидя .................................................................................................................................................................................................116 Положение стоя .....................................................................................................................................................................................125 Принципы безопасного перемещения ............................................................................ 127 Обучение ребенка использованию доступных ему движений в обычных бытовых ситуациях ........................................................................................................... 131 Организация среды для стимуляции двигательной активности ребенка .................... 133 Глава 3. Развитие самовосприятия и формирование образа себя .......................................141 Глава 4. Содействие когнитивному развитию в процессе развивающего ухода ............149 Ожидаемые результаты .................................................................................................... 150 Как строится работа .......................................................................................................... 152 Отдельные подходы и методики, способствующие когнитивному развитию ............. 172 Визуальная поддержка .......................................................................................................................................................................172 Тактильные стратегии взаимодействия и коммуникации ......................................................................................................177 Активные обучающие пространства ..............................................................................................................................................182 Методика полисенсорной стимуляции по временам года Я. Келина .................................................................................189 Базальная стимуляция ........................................................................................................................................................................190 Стратегии сенсорной интеграции ...................................................................................................................................................191 Поведенческие стратегии ..................................................................................................................................................................196 Функциональный («разговорный») подход к обучению Перкинс Школы для слепых ................................................197 Глава 5. Развитие ориентировки и мобильности в процессе развивающего ухода ......199 Где можно развивать навыки ориентировки и мобильности? ...................................... 200 Как способствовать развитию ориентировки в пространстве в процессе бытовых рутин .................................................................................................................. 202 Ориентировка в пространстве с помощью доступных систем восприятия ................. 204 Часть III. Организация рутин в подходе «Развивающий уход» ............ 207 Глава 1. Активность ребенка в повседневных рутинах ..............................................................208 Установление партнерских отношений .......................................................................... 208 Обучение навыкам самообслуживания ........................................................................... 210 Организация неприятных рутин ..................................................................................... 213
Стр.5
5 Глава 2. Кормление и самостоятельная еда ...................................................................................215 Безопасность и эффективность приема пищи ............................................................... 215 Белково- энергетическая недостаточность (БЭН) ........................................................... 216 Питьевой режим ................................................................................................................ 217 Пищевое поведение .......................................................................................................... 218 Коммуникация во время кормления ............................................................................... 220 Организация кормления .................................................................................................. 221 Формирование и развитие навыков приема пищи и жидкости .................................... 230 Глава 3. Чистка зубов ...............................................................................................................................245 Коммуникация во время процедуры ............................................................................... 245 Время для чистки зубов .................................................................................................... 246 Инструменты для чистки зубов ....................................................................................... 247 Положение для чистки зубов............................................................................................ 249 Техника чистки зубов ....................................................................................................... 249 Глава 4. Купание .........................................................................................................................................254 Безопасность ..................................................................................................................... 255 Время для купания ............................................................................................................ 255 Позиционирование во время купания ............................................................................ 256 Коммуникация при купании ............................................................................................ 261 Необходимое оборудование ............................................................................................. 262 Последовательность действий при купании ................................................................... 263 Сложности при купании ................................................................................................... 264 Глава 5. Процесс одевания и раздевания .......................................................................................266 Организация места для переодевания и позиционирование ....................................... 268 Одежда и оборудование .................................................................................................... 271 Коммуникация во время переодевания .......................................................................... 272 Одевание без боли ............................................................................................................ 273 Активность при переодевании ........................................................................................ 275 Обучение надеванию и сниманию отдельных вещей .................................................... 276 Освоение последовательности переодевания ................................................................ 277 Глава 6. Пользование туалетом ............................................................................................................279 Позиционирование ........................................................................................................... 280 Место для обучения навыкам опрятности ...................................................................... 283 Время для обучения туалетным навыкам ....................................................................... 284 Коммуникация при обучении навыкам опрятности ...................................................... 286 Процесс обучения навыкам опрятности ......................................................................... 286 Глава 7. Бытовые навыки ........................................................................................................................290 Наблюдение за деятельностью взрослых ........................................................................ 292 Совместная деятельность ................................................................................................. 293
Стр.6
6 Обучение бытовым навыкам ........................................................................................... 296 Примерный список бытовых навыков ............................................................................ 298 Часть IV. Нормализация жизни и социальная интеграция ..................... 301 Глава 1. Нормализация жизни.................................................................................. 303 Глава 2. Социальная интеграция ..........................................................................................................307 Доступная среда ................................................................................................................ 308 Сопровождение ................................................................................................................. 310 Обучение социальным навыкам ...................................................................................... 311 Приложения ................................................................................................... 327 Приложение 1. Словарь понятий и терминов ................................................................................328 Приложение 2. Перечень профильных нормативных правовых актов ..............................338 Приложение 3. Ульмская таблица. Показатели баланса и перегрузки у младенцев и маленьких детей ....................................................................................................................................341 Приложение 4. Оценка эмоционально- поведенческих особенностей ребенка с ТМНР. Листы регистрации проблемного поведения .............................................342 Приложение 5. Игры для развития базовых навыков коммуникации ................................351 Игры для развития инициативы и очередности во взаимодействии из подхода «Игровая педагогика» ....................................................................................................... 351 Игры для развития базовых навыков коммуникации из книги польского педагога Я. Келина ............................................................................................................................ 353 Игры и идеи, направленные на развитие способности подражать другим из учебника по Денверской модели раннего вмешательства ........................................ 356 Приложение 6. Возможные вторичные осложнения из-за недостаточности двигательной активности .......................................................................................................................360 Приложение 7. Эскизы оборудования для позиционирования .............................................361 Приложение 8. Обогащение сенсорного опыта ребенка в процессе развивающего ухода и во время специальных занятий ...........................................................379 Приложение 9. Необходимые предметы и порядок их хранения ........................................389 Приложение 10. Организация дня на примере одного ребенка ...........................................392 Приложение 11. ГОСТ «Услуги по осуществлению развивающего ухода за детьми- инвалидами» .........................................................................................................................397 Литература ..................................................................................................... 423
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически