Русская школа.
Томъ второй.
Книги ѴІІ-ХІІ за 1892 годъ.
С.-Петербургъ.
Типографія И. Н. Скороходова (Надеждинская, 43).
1892.
OCR Бычков М. Н.
http://az/lib.ru
Педагогическія письма
(Я. Г. Гуревичу).
Первое письмо.
Языкъ въ средней школѣ.
Два раза засыхали чернила на моемъ перѣ, дорогой Яковъ Григорьевичъ, пока я началъ эти строки.
Хочется сказать много и -- не знаешь, съ чего начать. И все они, все наши и verdammte, и allerliebste
Fragen, вопросы нашей русской школы, о которыхъ мы такъ много толковали, спорили, въ сферѣ
которыхъ строилось столько плановъ... "Скажите, зачѣмъ этотъ греческій языкъ? Ну, латынь, я еще
понимаю -- доктору написать рецептъ..." слышится голосъ русской маменьки. "Изсушающій душу трудъ,
не отвѣчающій запросамъ молодого сердца и пытливаго ума... Свѣтила науки на Западѣ давно признали...
Запросы современности... съ высоты германскаго престола..." пишетъ бойкій фельетонистъ, держащій
носъ по вѣтру и давно рѣшившій всѣ вопросы.
Переутомленіе, искривленія позвоночника, близорукость, военная гимнастика, ручной трудъ,
духовой оркестръ, задачи физическаго образованія, рефераты, рѣчи, тезисы, программы, ужасающія
цыфры, таблицы всѣхъ цвѣтовъ радуги съ умопомрачающими кривыми -- все это верезжитъ въ уши,
мелькаетъ въ глазахъ, утомляетъ мысль рѣшеніемъ вопросовъ несчастной школы.
Не знаю, почему въ пестрой толпѣ (на Западѣ и y насъ) людей, задающихъ давно рѣшенные для
нихъ вопросы: -- зачѣмъ нашимъ дѣтямъ образованіе на почвѣ языковъ, да еще мертвыхъ? -- мнѣ чудится
фигура промышленника: онъ суетится больше всѣхъ -- ему нужны техники и счетчики для его паровиковъ
и конторъ; онъ думаетъ объ элеваторахъ и о курсѣ, a на знамени y него написано: "Задачи жизни",
"запросы современности", "истинный прогрессъ" и тому подобныя красивыя и благородныя слова.
Развитой умъ и тонкій вкусъ не котируются на рынкѣ, гдѣ царитъ этотъ промышленникъ. Богъ съ нимъ! Я
не люблю толпы, ненавижу шумъ и суету и укрываюсь съ моими, вѣроятно, устарѣвшими взглядами и
симпатіями въ безобидную форму письма, внѣ полемики.
Сегодня я буду говорить вамъ по вопросу о значеніи языковъ въ нормальномъ общемъ
образованіи. Цѣль моихъ писемъ -- подѣлиться съ вами тѣми идеальными представленіями о гуманномъ
образованіи (humaniora), которыя сложились y меня изъ размышленій, изученій и непосредственной
работы надъ педагогическимъ дѣломъ. При этомъ я совершенно устраняю, конечно, точку зрѣнія
банкирской конторы, по которой цѣнность человѣка на рынкѣ увеличивается съ знаніемъ нѣсколькихъ
иностранныхъ языковъ -- право, для этого скоро довольно будетъ одного волапюка.
Нормальное общее образованіе преслѣдуетъ одну цѣль -- развитіе ума, т.-е. логическаго мышленія
и фантазіи. Всѣ свѣдѣнія, которыя въ средней школѣ сообщаются, должны служить этой цѣли: если ихъ
сообщеніе не преслѣдуетъ цѣли развитія ума,-- они балластъ, не болѣе. Для меня это аксіома,-- во
всякомъ случаѣ это основаніе всѣхъ моихъ дальнѣйшихъ построеній. Есть три научныхъ области,
Стр.1