Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Физическое образование в вузах

Физическое образование в вузах №4 2005 (1500,00 руб.)

0   0
Страниц114
ID178784
АннотацияДанный журнал является единственным, охватывающим все актуальные вопросы преподавания физики в вузе, и, как мы надеемся, он станет главным средством общения кафедр физики вузов стран СНГ. Главный редактор журнала − академик Российской академии наук, профессор МИФИ, научный руководитель Высшей школы им. Н.Г. Басова НИЯУ МИФИ О.Н. Крохин. Основные разделы журнала 1. Концептуальные и методические вопросы преподавания общего курса физики в вузе, техникуме, колледже. 2. Вопросы преподавания курса общей физики в технических университетах. 3. Современный лабораторный практикум по физике. 4. Демонстрационный лекционный эксперимент. 5. Информационные технологии в физическом образовании. 6. Вопросы преподавания общего курса физики в педвузах и специальных средних учебных заведениях. 7. Текущая практика маломасштабного физического эксперимента. 8. Связь общего курса физики с другими дисциплинами. 9. Интеграция Высшей школы и Российской Академии наук.
Физическое образование в вузах .— Москва : Издательский дом МФО .— 2005 .— №4 .— 114 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/178784 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

11, № 4,2005 3 К нашим читателям Журналу "Физическое образование в вузах" - 10 лет Осенью 1995 года вышел в свет первый номер журнала Московского физического общества (серия Б), явившегося родоначальником журнала «Физическое образование в вузах». <...> П.Н. Лебедева РАН (директор - академик О.Н. Крохин), Научно-методический совет по физике Госкомвуза России (председатель - академик А.А. Логунов), оргкомитеты конференций «Современный физический практикум (СФП)» (руководители - профессор М.Б. Шапочкин и доцент Н.В. Калачев), «Физика в системе современного образования (ФССО)» (руководитель — академик РАО <...> Окончательное решение о создании журнала было принято на II конференции «СФП» (Ватутинки, Моск. обл., сентябрь 1993 г.). и II конференции «ФССО» (Сочи, октябрь 1993 г.). <...> Главный редактор - академик 4 Физическое образование в вузах. <...> В этих условиях проблематика общего физического образования, по существу, выделилась в отдельную отрасль знания в рамках системы физических наук. <...> В то же время освещение этой проблематики на страницах традиционных физических научных журналов (даже такого широко профиля как УФН) практически отсутствует. <...> Журналу "Физическое образование в вузах" - 10 лет Указанная реформа потребовала должного научно-методического обеспечения. <...> Он стал местом публикации научных и научно-методических работ прежде всего по концептуальным проблемам общей физики, по содержанию, теории и технологии общего физического образования, местом обмена опытом различных преподавательских школ, организатором объединения преподавателей физики вузов России. <...> В частности, при активном участии журнала были проведены очередные конференции "Физика в системе современного образования (ФССО)" (Петрозаводск-1995, Волгоград-1997, Санкт-Петербург-1999, Ярославль-2001 и Санкт-Петербург-2005) и "Современный физический практикум (СФП)" (Звенигород-1995, Новороссийск-1997, Челябинск-1998, Самара-2000, СанктПетербург-2002, Москва-2004). <...> Сегодня наш журнал является единственным <...>
Физическое_образование_в_вузах_№4_2005.pdf
Физическое образование в вузах. Т. 11, № 4,2005 3 К нашим читателям Журналу "Физическое образование в вузах" - 10 лет Осенью 1995 года вышел в свет первый номер журнала Московского физического общества (серия Б), явившегося родоначальником журнала «Физическое образование в вузах». Предшественником журнала был ежегодный Сборник научно-методических статей «Физика» (гл. редактор - проф. Л.А. Грибов), издававшийся Научнометодическим советом по физике Министерства ВО СССР в 1973 - 1988 г.г. (всего вышло 16 сборников) Вопрос об издании регулярного журнала ФОБ настойчиво ставился физической и педагогической общественностью на различных форумах, начиная с 1989 г. Наиболее активную роль в организации журнала сыграли Московское физическое общество (президент - профессор В.А. Грибков), Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН (директор - академик О.Н. Крохин), Научно-методический совет по физике Госкомвуза России (председатель - академик А.А. Логунов), оргкомитеты конференций «Современный физический практикум (СФП)» (руководители - профессор М.Б. Шапочкин и доцент Н.В. Калачев), «Физика в системе современного образования (ФССО)» (руководитель — академик РАО Г.А. Бордовский) и Российский научный центр физического образования (ген. директор - профессор А.Д. Суханов). Окончательное решение о создании журнала было принято на II конференции «СФП» (Ватутинки, Моск. обл., сентябрь 1993 г.). и II конференции «ФССО» (Сочи, октябрь 1993 г.). Его удалось реализовать после избрания директором ФИАН О.Н. Крохина. Начиная с 01.07.1995 г., журнал выходит ежеквартально объемом до 21 п.л. тиражом до 500 экземпляров, статьи печатаются на русском и английском языках. За период с 01.07.95 по 31.12.05 вышло 42 номера общим объемом свыше 500 п.л. Начав с 20 подписчиков Московского региона, наш журнал в настоящее время имеет более 300 подписчиков во всех субъектах Российской Федерации и в 5 странах СНГ. Учредителями журнала были Минобразования России, Московское физическое общество и РНПО "Росучприбор". В 1999 году он был зарегистрирован в Госкомитете РФ по печати. С 1998 года пользуется финансовой поддержкой программы "Интеграция". В редколлегию журнала входят 15 видных ученых-физиков и специалистов в области высшего физического образования. Главный редактор - академик
Стр.1
4 Физическое образование в вузах. Т. 11, № 4,2005 О.Н. Крохин, заместители главного редактора - профессора А.Д. Гладун (МФТИ), В.И. Николаев (МГУ), А.Д. Суханов (РУДН), М.Б. Шапочкин (МЭИ), отв. секретарь доцент Н.В. Калачев (РФА). В состав редколлегии входят ректор МФТИ Н.Н. Кудрявцев, декан физического факультета МГУ В.И. Трухин, проректор СПбГИТМО Ю.Л. Колесников и др. В 2002 году ВАК включил наш журнал в список журналов, рекомендуемых для публикации материалов докторских диссертаций по специальности 13.00.02 «Теория и методика обучения физике» и по всему спектру физических специальностей. В течение XX века разрыв между передним краем физики как науки и содержанием учебной дисциплина "Физика" непрерывно нарастал. Это утверждение справедливо даже в отношении обучения будущих физиковпрофессионалов. Еще в большей степени оно относится к общему физическому образованию инженеров, специалистов по другим естественным наукам, учителей средней школы и т.п., для которых физика является фундаментом образования, но при этом она, как правило, не связана непосредственно с их будущей профессией. В этих условиях проблематика общего физического образования, по существу, выделилась в отдельную отрасль знания в рамках системы физических наук. В то же время освещение этой проблематики на страницах традиционных физических научных журналов (даже такого широко профиля как УФН) практически отсутствует. Эти проблемы не попадают и в сферу реальных интересов спецсоветов по физически наукам. По этой причине в наиболее развитых странах (США, Евросоюз) завоевали популярность специализированные журналы, в которых изложение наиболее общих научных проблем физики в целом сочетается с изложением содержания, теории и технологии общего физического образования. Ярким примером журнала такого типа служит "American Journal of Physics", который тем не менее в большей степени ориентирован на учителей школы и к тому же не переводится на русский язык. В Советском Союзе журнал такого типа отсутствовал и все предложения по его созданию долгое время натыкались на снобизм и непонимание. Ситуация изменилась с начала 90-х годов, когда в России начался переход к многоуровневой системе высшего образования (бакалавриат - магистратура). Впервые был выделен самостоятельный цикл общих естественнонаучных дисциплин, Б котором физика заняла достойное место. Этот цикл наряду с гуманитарным циклом должен был составить фундамент общего высшего образования, обеспечив формирование современного естественнонаучного мышления и развития личности непрофессионалов в области физики.
Стр.2