И. Ф. Анненский
Письма к С. К. Маковскому
Публикация А. В. Лаврова и Р. Д. Тименчика
Ежегодник рукописного отдела Пушкинского дома, 1976
Л., "Наука", 1978
OCR Бычков М. Н.
Письма Иннокентия Федоровича Анненского (1856--1909) к С. К. Маковскому, охватывающие
последние, весьма насыщенные и драматические месяцы жизни поэта, посвящены в основном
организации и выпуску первых номеров литературно-художественного журнала "Аполлон". Сергей
Константинович Маковский (1877--1962), сын художника К. Е. Маковского, поэт и видный
художественный критик, был главным инициатором и редактором этого издания.1 "Он был образован, с
художественным вкусом и чутьем и одарен большой энергией", -- писала о Маковском А. П. ОстроумоваЛебедева.2
Известная и влиятельная фигура в художественной жизни начала XX в., Маковский вызывал
разноречивые отзывы современников: "Маковский -- прямое порождение Петербурга, со всеми
особенностями "петербургских" настроений" (А. Я. Головин);3 "Маковский, очень боящийся
повседневной прессы и общественного мнения" (П. П. Вейнер)4 и "Маковский -- абсолютно
справедливый, чуткий и милый человек" (И. Я. Билибин).5 Определенная заслуга Маковского
заключалась в том, что он одним из первых сумел оценить яркую и богатую индивидуальность
Анненского и способствовал его вступлению в мир петербургской художественной интеллигенции.
Знакомство писателей состоялось в начале марта 1909 г.6 благодаря посредничеству Н. С.
Гумилева.7 Тогда Маковский уже вынашивал замысел нового литературно-художественного издания. 24
ноября 1908 г. он писал А. Н. Бенуа: "Ведь речь идет действительно о "нашем" будущем журнале. Между
прочим -- нравится ли Вам название сборника "Акрополь"? В прошлый вечер, после Вашего ухода,
почему-то все решили, что лучше не придумаешь -- звучит гордо и всю Грецию обнимает, без
подчеркивания "Аполлона", современный лик которого в достаточной мере смутен, как оказалось, даже
для создателей его".8 Ко времени знакомства с Анненским Маковский уже имел дело с комплектованием
задуманного издания. "Новых стихов я сейчас не посылаю, потому что большая часть их появится в
альманахе "Акрополь"", -- сообщал Гумилев В. Я. Брюсову 26 февраля 1909 г.9 Однако впоследствии
Маковский справедливо говорил: "Вряд ли возник бы "Аполлон", не случись моей встречи с Иннокентием
Федоровичем <...> я колебался долго. Не потому, что неясно представлял себе программу журнала, но
потому, что недоставало мне опытного старшего советчика (признанного всеми "ближайшими" в будущей
редакции), чтобы придать авторитетность мне, только начинавшему тогда писателю, в трудной роли
редактора и оградить меня от промахов".10 Анненский с его глубоким духовным опытом, пристальным
интересом к новейшим поэтическим веяниям, утонченным вкусом и удивительным даром общения
оказался для Маковского и других будущих "аполлоновцев" поистине незаменимым соратником. И для
самого Анненского организация нового журнала была счастливой возможностью выразить свое дарование
и стать полноправным участником литературного процесса. Маковский, по его собственному признанию,
после первой же встречи почувствовал, как самоотверженно готов был Анненский включиться в общее
дело, как сочувственно отнесся он "к талантливой молодости".11
Первое организационное собрание "Аполлона" состоялось 9 мая 1909 г. (см. письмо I).12 Ему
предшествовала совместная работа Маковского и Анненского по составлению программы будущего
журнала. Черновые наброски Аниенского, сохранившиеся в его архиве, являются, вероятно, самым
первым, пробным опытом ее формулировки:
"Цель "Аполлона" давать выход росткам новой художественной мысли -- в самом широком
значении этого слова. Они уже начали теперь обозначаться, эти ростки, притом и не только в сфере самой
упорной и высокомерной косности, но и в среде почти сплошного брожения и распада.
Мы хотели бы, разумеется, назвать нашим только жизнеспособное. Но не следует закрывать глаз
на неизбежность ошибок. И так пусть это наше не раз окажется минутным и даже миражным. Мы
глубоко убеждены в одном: доступ на страницы "Аполлона" найдет только подлинное искание Красоты,
только серьезное отношение к задачам творчества.
Стр.1