Человеческий фактор в управлении качеством
Книги — это корабли мысли,
странствующие по волнам времени
и бережно несущие свой драгоценный груз
от поколения к поколению. <...> В.И. Даниляк
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР
В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД
К УПРАВЛЕНИЮ ЭРГОНОМИЧНОСТЬЮ
Допущено Советом Учебно-методического объединения
по образованию в области менеджмента
в качестве учебного пособия для студентов высших
учебных заведений, обучающихся по направлению
подготовки «Менеджмент»
Москва
Логос
2011
УДК 338
ББК 65.9(2)21
Д17
Серия основана в 2003 году
Рецензенты <...> Сформулирована концепция управления эргономичностью
и представлен системный подход к эффективному решению на ее основе
комплекса таких ключевых задач, как использование инновационного
потенциала эргодизайна, анализ и выявление взаимосвязи и взаимозависимости безопасных и комфортных условий труда с учетом человеческих
рисков, реализация организационно-психологического и социотехнического обеспечения менеджмента качества, формирования бизнес-модели
управления эргономичностью и др. <...> Качеством стали управлять, появился менеджмент качества (специалисты считают, что это – и процесс, и результат). <...> Прогресс органично
объединил менеджмент качества и человеческий фактор в единое целое. <...> При этом важнейшим приоритетом при создании и эксплуатации таких эргатических систем должно быть не парирование функциональных ограничений, сопутствующих человеческому звену системы, а акцентирование его преимуществ
и возможностей в достижении поставленных перед системой
целей. <...> .
Актуальность системной концепции управления эргономичностью, осуществляемого сообществом производителей и пользователей продукта, обусловлена ростом интереса к разработкам
и исследованиям, посвященным гуманитарной составляющей
современной управленческой методологии Всеобщего менеджмента качества (Total Quality Management – TQM). <...> Положительная роль и активно растущий рейтинг <...>
Человеческий_фактор_в_управлении_качеством__Учебное_пособие_.pdf
В.И. Даниляк
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР
В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД
К УПРАВЛЕНИЮ ЭРГОНОМИЧНОСТЬЮ
Допущено Советом Учебно-методического объединения
по образованию в области менеджмента
в качестве учебного пособия для студентов высших
учебных заведений, обучающихся по направлению
подготовки «Менеджмент»
Москва
Логос
2011
Стр.3
УДК 338
ББК 65.9(2)21
Д17
Серия основана в 2003 году
Рецензенты
Л.Д. Чайнова, доктор психологических наук, профессор
М.М. Соловьев, доктор технических наук, профессор кафедры общего
и стратегичекого менеджмента Национального исследовательского
университета «Высшая школа экономики»
Даниляк В.И.
Д17 Человеческий фактор в управлении качеством: инновационный
подход к управлению эргономичностью: учеб. пособие / В.И. Даниляк.
– М.: Логос, 2011. – 336 с. – (Новая университетская библиотека).
ISBN
978-5-98704-585-5
Раскрыта роль человеческого фактора во Всеобщем управлении
качеством. Сформулирована концепция управления эргономичностью
и представлен системный подход к эффективному решению на ее основе
комплекса таких ключевых задач, как использование инновационного
потенциала эргодизайна, анализ и выявление взаимосвязи и взаимозависимости
безопасных и комфортных условий труда с учетом человеческих
рисков, реализация организационно-психологического и социотехнического
обеспечения менеджмента качества, формирования бизнес-модели
управления эргономичностью и др.
Для студентов вузов, получающих образование по направлению подготовки
«Менеджмент». Может использоваться широким кругом специалистов
инженерно-технического и экономического профиля, работающих
в сфере управления качеством. Представляет интерес для руководителей
и менеджеров среднего звена предприятий и организаций.
УДК 338
ББК 65.9(2)21
ISBN 978-5-98704-585-5
© Даниляк В.И., 2011
© Логос, 2011
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
— Содержание —
Введение .......................................................................................................................7
1. Вехи формирования проблемы менеджмента качества ..........15
2. Место и роль управления эргономичностью
в менеджменте качества ...................................................................................45
3. Категориально-понятийный аппарат проблемы
управления эргономичностью ..................................................................107
4. Потребности и мотивы в решении проблемы качества .......117
5. Системная концепция управления эргономичностью
и стратегия установления эргономических требований ..........141
6. Инновационный потенциал эргодизайна ....................................167
7. Конкурентное преимущество как результат
эргодизайна ...........................................................................................................186
8. Методика оценки эргономичности ..................................................204
9. Человеческие риски, безопасность труда
и функциональный комфорт .....................................................................221
10. Организационно-психологическое и социотехническое
обеспечение управления эргономичностью ......................................240
11. Бизнес-модель управления эргономичностью .......................273
12. Информационно-нормативная поддержка управления
эргономичностью ..............................................................................................296
Заключение ............................................................................................................326
Литература ..............................................................................................................329
Стр.5