Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

«Будут все как дети Божии…» Традиции житийной литературы в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» (160,00 руб.)

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц62
ID177710
АннотацияМонография Алексея Ланцова посвящена выявлению житийных источников последнего романа Ф. М. Достоевского. В центре анализа — жанровые особенности романа, образы святых — Феодосия Печерского и Алексия человека Божия, напрямую связанные с главными героями произведения, особенности осмысления Достоевским этических постулатов жития, христианский подход писателя к разрешению проблемы страдания. Автор выдвигает и обосновывает гипотезу, согласно которой Достоевский был близок к созданию принципиально нового литературного жанра. Монография адресована специалистам по творчеству Достоевского, преподавателям литературы, аспирантам, а также всем любителям русской классики.
ISBN978-5-91419-496-0
УДК82.092
ББК83.3(2Рос=Рус)1
«Будут все как дети Божии…» Традиции житийной литературы в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» / Ланцов А. — СПб.: Алетейя, 2011. — 64 с. — : [Б.и.], 2011 .— 62 с. — ISBN 978-5-91419-496-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/177710 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

» Òðàäèöèè æèòèéíîé ëèòåðàòóðû â ðîìàíå Ô. Ì. Äîñòîåâñêîãî «Áðàòüÿ Êàðàìàçîâû» âÿòûõ Ôåîäîñèÿ Ïå÷åðñêîãî Ñàíêò-Ïåòåðáóðã ÀËÅÒÅÉß 2011 УДК 82.092 ББК 83.3(2Рос=Рус)1 Л 22 Л 22 Ланцов А. <...> «Будут все как дети Божии…» Традиции житийной литературы в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»/ А. <...> ISBN 978-5-91419-496-0 Монография Алексея Ланцова посвящена выявлению житийных источников последнего романа Ф. М. Достоевского. <...> В центре анализа — жанровые особенности романа, образы святых — Феодосия Печерского и Алексия человека Божия, напрямую связанные с главными героями произведения, особенности осмысления Достоевским этических постулатов жития, христианский подход писателя к разрешению проблемы страдания. <...> Автор выдвигает и обосновывает гипотезу, согласно которой Достоевский был близок к созданию принципиально нового литературного жанра. <...> Историческая книга», 2011 Посвящаю сестре — Арине Энкель ЖАНРОВАЯ ПОЭТИКА ДРЕВНЕРУССКОЙ ЖИТИЙНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В силу ряда причин изучение в России древнерусской литературы началось значительно позже, чем изучение романа. <...> В 1862 г. издается «Житие протопопа Аввакума» и выходит вторым изданием «Словарь исторический о святых, прославленных в российской церкви». <...> К 1871 г. относится значительный труд В. О. Ключевского «Древнерусские жития святых как исторический источник». <...> К сожалению, после <...>
«Будут_все_как_дети_Божии…»_Традиции_житийной_литературы_в_романе_Ф._М.__Достоевского_«Братья_Карамазовы».pdf
 -  --- - ----- - -   
Стр.3
УДК 82.092 ББК 83.3(2Рос=Рус)1 Л 22 Ланцов А. Л 22 «Будут все как дети Божии…» Традиции житийной литературы в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»/ А. Ланцов. — СПб.: Алетейя, 2011. — 64 с. ISBN 978-5-91419-496-0 Монография Алексея Ланцова посвящена выявлению житийных источников последнего романа Ф. М. Достоевского. В цент ре анализа — жанровые особенности романа, образы святых — Феодосия Печерского и Алексия человека Божия, напрямую связанные с главными героями произведения, особенности осмысления Достоевским этических постулатов жития, христианский подход писателя к разрешению проблемы страдания. Автор выдвигает и обосновывает гипотезу, согласно которой Достоевский был близок к созданию принципиально нового литературного жанра. Монография адресована специалистам по творчеству Достоевского, преподавателям литературы, аспирантам, а также всем любителям русской классики. УДК 82.092 ББК 83.3(2Рос=Рус)1 © А. Ланцов, 2011 © Издательство «Алетейя» (СПб.), 2011 © «Алетейя. Историческая книга», 2011
Стр.4
ЖАНРОВАЯ ПОЭТИКА ДРЕВНЕРУССКОЙ ЖИТИЙНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В силу ряда причин изучение в России древнерусской литературы началось значительно позже, чем изучение романа. Только в середине XIX в. активизируется деятельность по изданию памятников отечественной словесности, начинают выходить труды Ф. И. Буслаева, А. Н. Пыпина, Н. С. Тихонравова, посвященные культуре Древней Руси. В 1862 г. издается «Житие протопопа Аввакума» и выходит вторым изданием «Словарь исторический о святых, прославленных в российской церкви». К 1871 г. относится значительный труд В. О. Ключевского «Древнерусские жития святых как исторический источник». В эти же годы Археографическая комиссия переиздает «Великие Четьи-Минеи» митрополита Макария. В целом, с 1850 по 1916 гг., Д. И. Абрамовичем, Н. П. Розановым, К. И. Невоструевым, Н. И. Костомаровым, А. П. Кадлубовским и многими другими было издано весьма значительное количество житий1 . Росло и количество исследований древнерусской агиографии. К сожалению, после 1917 г. новая политическая ситуация разрушила этот набиравший силу процесс, а результатом стало то, что и к концу XX в. «…методика изучения жанровостилистического своеобразия литературных текстов этого типа в нашей науке до сих пор остается невыработанной, и в полной мере комплексного подхода к анализу агиографической традиции пока не сложилось»2 , однако и в политически неблагоприятных условиях входили работы, содержавшие анализ поэтики житийной литературы. Это, прежде всего, работы Д. С. Лихачева, В. П. Адриановой-Перетц и В. В. Кускова. 1 2 См., например, указатель литературы в кн.: Федотов Г. П. Святые Древней Руси. — М.: Московский рабочий, 1990. — С. 240–242. Минеева С. В. Истоки и традиции русского агиографического жанра// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. — 2000. — № 1. — С. 20.
Стр.7
8 Алексей Ланцов. «Будут все как дети Божии...» Среди многочисленных и разнообразных работ Д. С. Лихачева, посвященных литературе Древней Руси, наиболее репрезентативной является книга «Поэтика древнерусской литературы», выдержавшая в 60–70 годы XX в. три издания (последнее — третье — 1979 г.). Д. С. Лихачев прежде всего отмечает, что «категория литературного жанра — категория историческая», что выделение литературных жанров имело на Руси во многом внелитературные причины («жанры определяются их употреблением»), что, наконец, «жанры составляют определенную систему»1 . Необыкновенно многообразны в древнерусской литературе жанровые обозначения. Одна из причин этого — «древнерусские произведения <…> соединяли в себе несколько жанров»2 . Скажем, произведение состояло из жития, службы этому святому, описаний посмертных чудес и т. д. «Множество произведений “нанизывали” на одну тему отдельные, различные по своему жанру, более мелкие произведения, например: “Сказание и страсть и похвала святою мученику Бориса и Глеба”, где были действительно соединены житие (“сказание и страсть”) с “похвалой”»3 . Жанры не просто существовали в системе, но имели определенную иерархию, эта была система иерархическая. Жанры делились на «жанры-сюзерены» и «жанры-вассалы»4 . Вторые входили в состав первых. «Произведения группировались в громадные ансамбли»5 . Жанровый состав таких «ансамблей» был отнюдь не однороден. Например, жанр ансамблевого типа — патерик включал в себя не только рассказы из жизни святых, но и иные многие жанры. Литературные различия между жанрами были, по мнению Лихачева, достаточно сильны. Древнерусские жанры различались, например, образом автора: «Каждый жанр имеет свой 1 2 Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. — 3-е изд. — М.: Наука, 1979. — С. 55–56. Там же. — С. 58. 3 Там же. 4 5 Там же. — С. 59. Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X–XVII веков. — Л.: Наука, 1973. — С. 50.
Стр.8
Жанровая поэтика древнерусской житийской литературы 9 строго выработанный традиционный образ автора, писателя, “исполнителя”. Один образ автора — в проповеди, другой — в житиях святых (он несколько меняется по поджанровым группам), третий — в летописи, иной — в исторической повести и т. д.»1 . Литературные различия сказывались так же и в том, что «древнерусские жанры в гораздо большей степени связаны с определенными типами стиля, чем жанры нового времени»2 . Попытку рассмотреть жития святых в качестве материала «для наблюдения над развитием русской беллетристики» предприняла В. П. Адрианова-Перетц (она автор главы «Сюжетное повествование в житийных памятниках XI–XIII вв.» коллективного труда «Истоки русской беллетристики»3 ). По ее мнению, многие агиографы, хорошо знакомые с античной литературой и мифологией, «поставили перед собой задачу довести до читателя учительную идею своего произведения в живых образах. Поэтому они изображают жизнь своего героя, а не ограничиваются сообщением о биографических сведениях: вводят внутренние монологи, диалоги, дополняющие характеристику не только самого святого, но и окружающих его друзей и врагов; используют и в описании, и в речах и размышлениях те художественные детали, которые помогают читателям живее представить обстановку, в которой развивается действие, или настроение его участников. В такой разработке житийной темы отразился не только литературный вкус агиографов. Они делали своего рода уступку интересу читателей к светской литературе и средствами этой литературы стремились привлечь внимание к основной теме, к главной идее жития и таким образом усилить воздействие ее на сознание, т. е. заставить приемы художественной внерелигиозной литературы служить практической цели религиозной пропаганды <…>. Переводная византийская агиография передала в русскую литературу элементы беллетристичности <…>. Назидательной цели житийного повествования не противоречило 1 Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. — С. 69. 2 Там же. — С. 70. 3 Истоки русской беллетристики/Отв. ред. Я. С. Лурье. — Л.: Наука, 1970. — С. 67–107 (в дальнейшем ссылки на это издание приводятся в тексте в скобках после цитаты).
Стр.9
10 Алексей Ланцов. «Будут все как дети Божии...» то, что оно иногда превращалось в увлекательный рассказ о таких событиях жизни святого, которые открывали возможность более глубокого проявления его христианских добродетелей. Там, где герой сказки и эпоса побеждает огромной физической силой, воинским мужеством, умом или хитростью, житийный герой одолевает силой веры, терпением, смирением и другими качествами идеального христианина. Но сами препятствия, встающие на жизненном пути святого, описываются агиографом с такой силой изобразительности, которая дает право беллетризованным образцам житийного жанра занять место в ряду произведений художественной литературы» (68–69). Что же вносили беллетристические эпизоды «в обязательную сюжетную схему жития»? Они «шире, чем это предусматривалось каноническим планом, показывали среду, в которой жил и совершал свой подвиг главный герой, усложняли описание его борьбы со всеми обстоятельствами, которые пытались мешать подвигу», твердость и непреклонность святого по отношению к родным во имя совершения подвигов веры рождало в читателе невольное «не входившее в прямой замысел агиографа сочувствие к их (родственников — А. Л.) страданиям», беллетристические эпизоды способствовали более глубокому проникновению во внутренний мир героя и его окружения, «перед читателем проходили картины семейного быта, описания трудной и напряженной борьбы святого с самыми разнообразными препятствиями, которые он неизменно преодолевал. В конечном итоге все это служило основной цели жития, делало ярче и убедительнее образ святого и его подвиг» (69). В результате этого меняется образ святого, он «перестает быть схематично прямолинейным: горе покинутых родных и у него может вызвать слезы сострадания; скрываясь от тех, кто пытается вернуть его к “мирской” жизни, святой прибегает к обману, хитрости; в минуты слабости у него вырываются жалобы на трудность испытаний, мольбы о помощи свыше. Самое преодоление таких настроений усиливает ценность подвига во имя религии, и в то же время изображение этих настроений и борьбы с ними является этапом в процессе становления художественной литературы» (69–70). Адрианова-Перетц обращает внимание на то, что исследователи «уже давно связали» жития с греческим романом.
Стр.10