Раскол русской Церкви в середине XVII в. <...> Крамера «Причины, начало и последствия раскола русской
Церкви в середине XVII в.» была издана в 2005 году. <...> Наибольший интерес в ней вызывают размышления автора о последствиях раскола. <...> Историческая книга», 2011
О РАСКОЛЕ РУССКОЙ ЦЕРКВИ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯХ
Возмечтавшись создать на основе Московского царства многонациональную
Православную империю, царь Алексей Михайлович вместе с патриархом Никоном решили «исправить» ее церковную жизнь по образцу тогдашней греческой,
претерпевшей, значительные перемены за время жизни под турками после падения Византии. <...> «Как уродовала и старообрядцев, и государство, и государственную
Церковь, и ее каноны эта безумная сама по себе и безумно вторгшаяся в Церковь политика!» восклицает А. В. Крамер. <...> Раскол Русской Церкви исковеркал внутреннюю жизнь страны и выплеснул
на ее глухие окраины и за ее пределы неисчислимое количество ее лучших верующих, лучших хранителей ее отеческой культуры, лучших тружеников, Прожив
столетия в иноплеменном окружении, они в отличие от эмигрантов-«никониан» и
Смердяковых наших дней остаются русскими, замечательными, внутренне крепкими и инициативными русскими, каких здесь, в России, уже нелегко сыскать. <...> Но теперь и «никониане» прошли через те же гонения и муки от ревнителей «светлого будущего», что прежде них староверы. <...> Перед правительством царя Михаила
Федоровича стояла диктуемая экономической необходимостью задача –
сократить землевладение и хозяйственное могущество высшей церковной
иерархии, отчасти разрешенная в 1649г. изданием так называемого «Уложения царя Алексея Михайловича». <...> Поэтому, вероятно, так долго
подбирали 6 кандидатур на патриаршую кафедру, и только 20.3.1642 из
них жребием был избран Иосиф, архимандрит подмосковного Симонова
монастыря. <...> (Обычную для русских точку зрения на эту проблему высказал грекам Арсений Суханов (См. с. <...> «Период могущества» русского царства – это, как раз, правление <...>
Раскол_русской_Церкви_в_середине_XVII_в._.pdf
-
-
Стр.2
УДК 281.93
ББК 86.372
К77
Крамер А. В.
К77 Раскол русской Церкви в середине XVII в. / А. В. Крамер. —
СПб. : Алетейя, 2011. — 368 с.
ISBN 978-5-91419-452-6
Книга А. В. Крамера «Причины, начало и последствия раскола русской
Церкви в середине XVII в.» была издана в 2005 году. Ее содержание точно
соответствует названию. Наибольший интерес в ней вызывают размышления
автора о последствиях раскола. Многие из этих последствий не
ушли в прошлое и участвуют в формировании образа жизни в России и в
наше время, что должно быть небезразлично всем русским людям. Второе
издание расширено и дополнено многими эпизодами и двумя отдельными
главами.
УДК 281.93
ББК 86.372
© А. В. Крамер, 2011
© Издательство «Алетейя» (СПб.), 2011
© «Алетейя. Историческая книга», 2011
Стр.3
О РАСКОЛЕ РУССКОЙ ЦЕРКВИ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯХ
Возмечтавшись создать на основе Московского царства многонациональную
Православную империю, царь Алексей Михайлович вместе с патриархом Никоном
решили «исправить» ее церковную жизнь по образцу тогдашней греческой,
претерпевшей, значительные перемены за время жизни под турками после падения
Византии. И для этого уже в карикатурно-имперском, конечно, духе жесточайшим
образом они осуществили реформу Русской Церкви, стиль и последствия
которой сравнимы разве лишь со стилем и результатами деятельности в
нашей стране большевиков. Разруб, нанесенный стране реформаторами XVII в.,
только углублялся с веками и не исцелен до сих пор. Удивительны их остервенение
в репрессиях, их бессовестность в подделках, их решимость, как пишет
А. В. Крамер, идти «до победного конца, сколько бы русских людей ни сложило
из-за них свои головы», их «ненависть к противникам и жесткость, доходящая до
патологии».. «Как уродовала и старообрядцев, и государство, и государственную
Церковь, и ее каноны эта безумная сама по себе и безумно вторгшаяся в Церковь
политика!» восклицает А. В. Крамер. С ним нельза не согласиться. То, что
цель реформы политическая показано со всей очевидностью.
Раскол Русской Церкви исковеркал внутреннюю жизнь страны и выплеснул
на ее глухие окраины и за ее пределы неисчислимое количество ее лучших верующих,
лучших хранителей ее отеческой культуры, лучших тружеников, Прожив
столетия в иноплеменном окружении, они в отличие от эмигрантов-«никониан» и
Смердяковых наших дней остаются русскими, замечательными, внутренне крепкими
и инициативными русскими, каких здесь, в России, уже нелегко сыскать.
Но теперь и «никониане» прошли через те же гонения и муки от ревнителей
«светлого будущего», что прежде них староверы. Можно ли надеяться, что
общее для тех и других духовное стремление в Царствие Небесное и принятые
за это страдания сблизят их еще здесь, на земле? На российской земле. Работа
А. В. Крамера, показывающая, как произошел Раскол и каковы его трагические
последствия, заставляет этого сильно желать. О последствиях Раскола, он
единственный, кажется, кто всерьез задумывается и пишет. Хорошо знакомый
и с источниками и с соответствующей научной литературой, А. В. Крамер написал
эту работу, однако же, не только для историков-специалистов, но и для
всех, кто небезучастно думает об истории и настоящем России. Им всем я и
рекомендую ее прочесть.
Г. М. Прохоров, доктор филологических наук,
главный научный сотрудник ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН,
заслуженный деятель науки
5
Стр.4
ОТ АВТОРА.
Предлежащая читателю книга – переработка цикла лекций, прочитанных
мной в 2001-2002 гг. на радио «Мария» и в 2003 г. в РХГИ, у которых
я прошу прощения за то, что из-за спешки не упомянул об этом в
I издании. Из-за той же спешки я не составил к I изданию именной указатель,
за что прошу прощения у всех читателей. Способ отсылки цитат
к библиографии я употребляю не часто встречающийся в современной
научной литературе (например, в [114]). Мне он представляется наиболее
естественным и удобным; если же кому-то он покажется непривычным
и (возможно, поэтому) затруднительным, прошу меня простить. И
прошу прощения за обилие и объем цитат; думаю, что в книге, претендующей
на то, чтобы дать необычные и для многих неожиданные ответы
на столь важные и щекотливые вопросы, как те, которые здесь обсуждаются,
такое цитирование наиболее убедительно и, поэтому, обоснованно.
Большие цитаты мне многократно пришлось прерывать пропусками
или своими пояснениями, которые я заключаю в скобки < >; ссылки на
источники я заключаю в скобки [ ].
Благодарю доктора филологических наук Г. М. Прохорова за помощь
при подготовке и издании книги.
6
Стр.5