-
---
----
-
-
-
--
-
-
Стр.3
УДК
ББК
271.2(091)
86.372
К 301
Монография издана при финансовой поддержке
ректората ГОУ ВПО НГИЭИ г. Княгинино
Рецензенты:
доктор исторических наук Е. П. Титков
кандидат исторических наук А. В. Морохин
К 301
Кауркин Р. В., Павлова О. А.
Единоверие в России (от зарождения идеи до начала
XX века). – СПб.: Алетейя, 2011. –200 с.
ISBN 978-5-91419-596-7
В данной работе рассматривается развитие русского религиозного
явления Единоверия. На основе вводимого в научный оборот архивного
материала прослеживается становление и развитие его структуры
и конфессиональных институтов. Рассматривается роль Единоверия
в процессе преодоления противоречий между Русской православной
церковью и старообрядчеством. Книга рассчитана на широкий круг
читателей, интересующихся историей, религией и культурой России.
УДК 271.2(091)
ББК 86.372
ISBN 978-5-91419-596-7
9 7 8 5 9 1 4 1 9 5 9 6 7
© Р. В. Кауркин, 2011
© О. А. Павлова, 2011
© Издательство «Алетейя» (СПб.), 2011
Стр.4
Введение
В середине XVII в. в жизни Русской православной церкви и всего российского
общества произошло крупнейшее потрясение — церковный
раскол. «Причиной раскола послужила попытка патриарха Никона и его
преемников при активном участии царя Алексея Михайловича преобразовать
богослужебную практику Русской Церкви, полностью уподобив
ее современным восточным церквям, или, как тогда говорили на Руси,
«Греческой Церкви»1
.
Вековые религиозные традиции объявлялись «еретичеством» и
«грубыми заблуждениями», использование старых церковных обрядов
воспрещалось. В 1667 г. Большой Московский собор осудил древнюю
русскую церковную традицию и «анафемаствовал» ее защитников.
С. А. Зеньковский писал по этому поводу: «В отношении старого русского
обряда греческие организаторы и участники собора проявили крайнюю
непримиримость. Они не только настояли на наложении клятв и
анафемы на всех тех, кто пользовался двуперстием и старым уставом,
но решили поставить под запрещение все элементы старой русской
церковной традиции и снять с России тот ореол незыблемой верности
Православию, которым она гордилась после Флорентийского собора и
зарождения теории о «Третьем Риме»2
.
Часть духовенства и простого народа, предводительствуемая протопопом
Аввакумом, не сочла возможным подчиниться властям, отказаться
от «освященных вековой историей» книг, чинов и обрядов и
поменять их на «злоумышленное искажение» «истиной православной
веры». Именуя себя православными христианами старообрядцы, подчеркивали,
что не они, а никониане-реформаторы отделились от истинного
православия.
Раскол Русской православной церкви середины XVII в. имел столь
грандиозные последствия для судеб России, что наложил отпечаток
практически на все сферы духовной и политической жизни русского
общества, обусловив появление новых направлений в исторических,
филологических, культурологических, социологических и многих друЗеньковский
С. А. Русское старообрядчество: духовные движения XVII в. М.,
1995. С. 300.
1 Шахов М. О. Старообрядчество, общество, государство. М., 1998. С. 10.
2
Стр.5
6
Введение
гих научных исследованиях. Но, несмотря на массу публикаций, многие
проблемы истории Раскола продолжают оставаться не изученными.
Одна из них — возникновение и развитие Единоверия, которой в отечественной
исторической науке, уделено крайне мало внимания. Однако,
история Единоверия — одна из ключевых проблем взаимоотношений
старообрядчества и русского православия.
Термин «Единоверие», введенный митрополитом Московским Платоном
в 1800 г., не имел строго научного насыщения. Сам митрополит
рассматривал Единоверие как «снисхождение, следуя примеру апостольскому,
иже немощным бысть, яко немощен, но с тем, да немощных
приобрящет, — и дабы возыметь благую надежду, что таковые со временем
Богом просветятся и ни в чем неразнствующее с Церковью придут
согласие»1
.
П. С. Смирнов и К. Н. Плотников, определяли Единоверие как «условное
единение старообрядчества с православной Церковью; оно состоит в
том, что некоторые из старообрядцев вступают в союз с Церковью и принимают
законно поставленных священников, под условием дозволения
содержать, так называемые, старые книги и обряды»2
Единоверие — это «отдел старообрядчества, допущенный на основании
единства в вере в общение с Российской Церковью»3
. Для С. Шлеева
. Данная неопределенность
понятия «Единоверия» сохраняется и до настоящего времени.
Диакон Иоанн Миролюбов рассматривает Единоверие как историческую
форму единения старообрядцев с Русской Вселенской Церковью;
совокупность приходов Русской православной церкви, находящихся с
ней в вероисповедном единстве, но придерживающихся в богослужебной
практике дораскольных книг и обрядов. На наш же взгляд, Единоверие
— это неотъемлемая часть Русской православной церкви, основанная
на единении старообрядцев с ней посредством принятия от нее
священства с правом соблюдать церковные обряды и таинства времен
первых пяти патриархов.
Преодоление Раскола имело разное религиозное, церковное, политическое
и общественное звучание в течение второй половины XVII–XX вв.,
но всегда оставалось в центре насущных, не решенных проблем русского
народа.
Платон, митрополит. Письма // Православное обозрение. 1869. Август.
С. 109.
2
1
Смирнов П. С. История раскола. СПб., 1895. С. 207; См.: Плотников К. История
русского раскола старообрядчества. СПб., 1911. С. 193.
3
Шлеев С. Единоверие в своем внутреннем развитии. СПб., 1910. С. 1.
Стр.6
Введение
7
Актуально оно и в настоящее время, когда в российском обществе
встали вопросы социальной, политической, национальной и духовной
дифференциации.
Сейчас для русского народа важны любые пути единения и тем более
единения в Вере и в Церкви. Вполне осознавая всю сложность и неоднозначность
процесса восстановления единого Православия в России, мы
надеемся, что позитивный опыт прошлых веков позволит найти нужные
подходы к решению столь важной для всей нации проблемы. К тому
же, современное церковное сознание, по мнению специалистов, готово
принять идею о безболезненном сосуществовании в единой Церкви нескольких
богослужебно-церковных обрядовых традиций1
.
1 Миролюбов Иоан. Единоверие: церковно-исторический феномен или актуальная
проблема современности // Православное Единоверие в России. СПб.,
2004. С. 39.
Стр.7