---
-
Стр.3
УДК 94(497.12)
ББК 63.3(4Сло)
К 43
Издание осуществлено при финансовой поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ),
проект № 10-01-16006 д
Ответственный редактор: доктор исторических наук И. В. Чуркина
Рецензенты:
кандидат исторических наук О. А. Акимова,
кандидат исторических наук Л. В. Кузьмичева
К 43 История Словении / Л. А. Кирилина, Н. С. Пилько, И. В. Чуркина;
отв. ред. И. В. Чуркина. — СПб. : Алетейя, 2011. — с.
480
ISBN 978-5-91419-478-6
В 1991 г. было провозглашено новое государство Республика Словения.
Словенцам, составляющим 91 % населения страны и занимающим
юго-западную часть территории расселения славян, пришлось пройти
трудный путь, прежде чем удалось создать собственное государство.
Предки словенцев одними из первых среди славян в VІІ в. создали собственное
государственное объединение Карантанию, а в ІХ в. — Нижнюю
Паннонию. К концу ІХ в. они потеряли независимость и с тех пор, вплоть
до установления Королевства сербов, хорватов и словенцев в 1918 г.,
в течение почти 1200 лет они находились под властью немцев. За столь
долгий период чужеземного владычества многие народы были ассимилированы,
как например поморские и полабские славяне. Словенцы в этом
отношении представляют своеобразный исторический феномен: они сумели
сохраниться как самостоятельный народ, создать свою национальную
культуру и свое собственное государство. На вопрос, почему словенцы не
разделили судьбу поморских и полабских славян, может ответить только
изучение их истории, их упорной и трудной борьбы за свое существование.
Представляемый труд является первым очерком истории словенцев
в отечественной историографии.
Книга предназначена ученым, журналистам, политикам, всем, кому
интересна история славян.
УДК 94(497.12)
ББК 63.3(4Сло)
© Л. А. Кирилина, Н. С. Пилько, И. В. Чуркина, 2011
© Институт славяноведения РАН, 2011
© Издательство «Алетейя» (СПб.), 2011
© «Алетейя. Историческая книга», 2011
Стр.4
Предисловие
В 1991 г. в Европе было провозглашено новое государство Республика
Словения. Народ, образовавший его, словенцы, составляют 91%
ее населения. Этому небольшому славянскому народу, занимающему
юго-западную часть территории расселения славян, пришлось пройти
трудный путь прежде, чем удалось создать собственное государство.
Предки словенцев первыми в VII в. образовали свое государственное объединение
Карантанию, которая потеряла независимость в середине VIII в.
Второе государственное объединение словенцев возникло во второй половине
IX в. и окончило свое существование в конце его. И с тех пор
вплоть до установления в 1918 г. Югославии в течение почти 1200 лет
словенцы находились под властью немцев. За столь долгий период чужеземного
владычества многие народы были ассимилированы, как, например,
поморские и полабские славяне. Словенцы в этом отношении
представляют своеобразный исторический феномен: хотя они и потеряли
приблизительно две трети своей территории, но все же сумели
сохраниться как самостоятельный народ, создать свою национальную
культуру и свое собственное государство. Как это случилось, и почему
словенцы не разделили судьбу полабских и поморских славян? На этот
вопрос может ответить только изучение истории словенцев, их упорной
и трудной борьбы за свое существование.
Прежде, чем перейти к изложению указанной темы, мне бы хотелось
остановиться на последних веяниях в словенской историографии. Профессор
Люблянского университета Петер Штих в своей статье «Государственные
образования в средние века на территории Словении»
утверждает, что «карантанцы не были словенцами», потому что они сами
себя и их соседи называли карантанцами, а не словенцами. И далее
Штих делает вывод, что словенскую историю можно начинать только
с конца XVIII в., когда словенцы начали формироваться как нация
(народ), а стремление связать историю карантанцев с историей словенцев
является попыткой создать «мнимую картину национальной
истории прежде, чем та вообще началась».1
Štih P. Državni tvorbe v srednjem veku na Slovenskem ozemlju / Od držav
na Slovenskem do Slovenske države. Kočevje. 2004.. S. 260
1
Стр.5
6
История Словении
Штих прав, утверждая, что карантанцы не могут считаться словенцами.
Но несомненен и тот факт, что они вместе со славянами из Карниолы
и Приморья являются непосредственными предками словенцев,
тем ядром, вокруг которого стала в последствие формироваться современная
словенская нация. Каждая этническая общность проходит несколько
этапов развития от племени до современной нации. На этом
пути она теряет свои окраинные части и сама поглощает осколки других
этнических групп, но при этом сохраняет основные элементы, характеризующие
каждую этническую общность: язык, многие обычаи, определенное
сознание этнического единства, хотя бы на уровне понимания
своего отличия от соседних этносов, в данном случае от немцев и итальянцев.
Нередко на протяжении своего существования этническая общность
меняет свое наименование.
Что касается предков словенцев, то на раннем этапе своего развития
они называли себя карантанцами или славянами, затем иллирами
или славянами, затем по названию габсбургских провинций краньцами,
штаерцами, корошцами. Только с середины XIX в. в обиход прочно входит
наименование — словенцы. Мне представляется, что традиционное
понимание словенских историков того, что историю словенцев надо
начинать с прихода славян в Альпы, является единственно верным.
Останавливаясь на взглядах П.Штиха, я не могу не отметить, что
в 2008 г. вышла в свет на английском языке книга «Страна между Западом
и Востоком. История Словении», в которой Штих написал главы
по ранней истории Словении. В них он говорит о карантанцах как
о предках словенцев. Еще более определенно ставит об этом вопрос
ответственный редактор книги Ото Лутар. «Славяне не поселились на
пустом месте, — пишет он. — И они не просто заменили на территории
кельто-романское население, проживавшее там в более ранний период.
Народ, который в середине 6 в. упоминается как пришлый, уже в 9 в. открыл
для себя Запад и был открыт Западом. Начиная с этого времени западные
писатели дали этому соседнему народу особое имя (под которым
мы его знаем и в настоящее время) вместо того, чтобы огульно его причислять
ко всей огромной массе славян».2
Это высказывание Лутара показывает,
что традиционное понимание истории Словении является преобладающим
среди многих современных историков, хотя утверждение
The land between. A History of Slovenija. Frankfurt am Main. Berlin. Bern.
Bruxelles. New Jork. Oxford. Wien. 2008. S. 10
2
Стр.6
Предисловие
7
о том, что словенцы и сейчас известны под тем же именем, которое им
дали западные писатели в 9 в., т.е. карантанцы, выглядит натянутым.
И еще на одном моменте мне хотелось бы остановиться. Название
книги «История Словении» не означает, что речь пойдет только о тех
землях, которые в настоящее время входят в состав Республики Словении.
История Словении была бы не полной, если бы из нее выпали
важные центры словенцев, которые сейчас находятся в других странах
и которые много столетий были в одном государстве с территорией Республики
Словении (а именно в империи Габсбургов) и развивались
в тесной связи с ней. Речь идет о Триесте, Горице (Италия) и Целовце
(нем.Клагенфурт), Госпосветском поле (Австрия). В этом отношении
мы продолжаем традиции словенских историков, которые также эти
земли включали в свое повествование.
И. В. Чуркина
Стр.7