Возможна ли сегодня
СВЯТООТЕЧЕСКАЯ
КАТЕХИЗАЦИЯ
в церкви?
Сборник материалов
в помощь катехизатору
СВЯТО-ФИЛАРЕТОВСКИЙ
ПРАВОСЛАВНО-ХРИСТИАНСКИЙ ИНСТИТУТ
МОСКВА 2012
Стр.1
УДК [281.93:238.1 (07)] (060.55)
ББК 86.37
В64 Возможна ли сегодня святоотеческая катехизация в церкви? Сборник
ма териалов в помощь катехизатору. М. : Свято-Филаретовский
православно-хри стианский институт, 2012. — 80 с.
ISBN 978-5-89100-117-6
В сборнике публикуются обзорные материалы, вводящие читателя
в круг основных понятий, принципов, практических аспектов и критериев
качества святоотеческой катехизации. Также представлены
отдельные целостные размышления, подкрепленные многолетним
огласительным опытом их авторов, о возможности и путях ее воплощения
в современных церковных условиях.
Данные материалы рекомендованы Методическим центром по
миссии и катехизации Свято-Филаретовского института (СФИ).
Сборник будет полезен всем, кто желает участвовать в служении
катехизации, умножит в них вдохновение потрудиться на этой благодатной
ниве среди нашего народа, жаждущего научения и приобщения
к полноте православной традиции.
Тексты публикуются в редакции авторов.
© Свято-Филаретовский
православно-христианский
институт, 2012
ISBN 978-5-89100-117-6
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие .........................................................................................5
Владимир Якунцев
Канонические нормы, связанные с оглашением ................................9
Дьякон Павел Гаврилюк
Каноническая огласительная практика ...........................................20
Свящ. Владимир Хулап
Формирование системы катехумената во II–III вв.
......................... 23
Прот. Джон Эриксон
Церковь в современной православной мысли:
крещальная экклесиология ..............................................................31
Александр Копировский
Этапы духовной жизни катехуменов
и этапы катехизации .........................................................................34
Свящ. Георгий Кочетков
Мистагогия: возможные варианты проведения ..............................47
Наталья Адаменко
Сколько времени нужно оглашать? .................................................58
Свящ. Георгий Кочетков
Живая традиция катехизации ..........................................................67
Список рекомендуемой литературы ...................................................77
Стр.3
Предисловие
Сегодня не подвергается сомнению необходимость катехизации
перед крещением всех взрослых, а также нецерковных родителей
и крестных при крещении детей. Поэтому в настоящий момент
катехизация не является только предметом обсуждения,
но относительно нее в Русской православной церкви уже приняты
принципиальные решения. Так, 27 декабря 2011 г. на заседании
Священного синода РПЦ было утверждено положение
«О ре лигиозно-образовательном и катехизическом служении
в Русской Православной Церкви», в котором однозначно
говорится: «Недопустимо совершение Таинства Крещения над
взрослыми людьми, которые, не зная основ веры, отказываются
готовиться к участию в Таинстве».
Теперь со всей остротой встает вопрос качества проводимой
катехизации. В указанном выше Положении этот вопрос прямо
не ставится, но косвенно подразумевается. Так, «продолжительность
и объем оглашения» (увеличение которых еще не приводит
непосредственно к решению вопроса качества) в каждом
конкретном случае «должны определяться священнослужителем
или мирянином-катехизатором с любовью и рассудительностью»,
но они не могут сужаться дальше определенных пределов, которые,
согласно документу, именуются уже не оглашением, а просто
«минимальными требованиями».
Тем не менее, хотим мы того или нет, в скором времени
указанная проблема качества встанет перед каждым, кто занимается
катехизацией и всерьез за нее отвечает. Необходимо заранее
быть готовым к встрече с этой проблемой и ее позитивному
разрешению. Для этого наша любовь и рассудительность
должны быть подкреплены и сориентированы церковной традицией,
т. е. любовью и рассудительностью апостолов, учителей
церкви и святых отцов. Нам необходимо знать и помнить о
том, чем являлась и является катехизация в церковной традиции,
каковы ее принципы и критерии качества и почему благодаря
именно такому ее пониманию она считалась совершенно
необходимой для всех, кто желал переступить порог Церкви и
стать ее членом.
Стр.5
6
ПРЕДИСЛОВИЕ
Очевидно, огромное количество времени и сил, какое учителя
и отцы церкви тратили на катехизацию в период ее расцвета,
во II–V вв., можно объяснить лишь тем, что в ней они видели
главный приоритет своей пастырской деятельности. (Известно,
что в те времена каждый епископ основное время своего служения
уделял катехизации.) Как убедительно показал в своей монографии
«История катехизации в древней церкви» дьякон Павел
Гаврилюк *, такое отношение к катехизации, к ее качеству и
принципам прямо исходило из их представлений о критериях качества
церковной жизни в целом.
Всех святых отцов и учителей церкви объединяла вера в
возможность жить по слову Евангелия без всяких «купюр». Вне
пути целожизненного подражания Христу в Его вере, молитве
и жизни они не видели для человека возможности именоваться
членом Церкви. Такой подход к церковной жизни не мог не
предполагать достаточно глубокой и, как правило, длительной
подготовки, так как воцерковление в данном случае было сопряжено
с предваряющим крещение покаянием за всю жизнь,
т. е. с изменением не только некоторых деталей поведения или
сторон жизни, но всех ее основ. Цель святоотеческой катехизации
— достичь реального желания и готовности жить в Церкви
соборно, по образу Святой Троицы, т. е. общинно и братски, и
личностно — по образу Христа. Только с такой устремленностью
можно ожидать плода от крещения как рождения от воды и Духа
(Ин 3:5), и только в этом случае миропомазание будет связано
с обретением силы служить тем духовным даром, который каждый
получает при воцерковлении (ср. 1 Пет 4:10).
Известно, что постепенная редукция, а затем и полное вытеснение
святоотеческой катехизации из церковной практики
были связаны не с тем, что необходимость в ней исторически
отпала, не с достижением высокого качества жизни церкви и
ее членов, а наоборот, с резким снижением требований к нему в
«константиновский» период истории. Действительно, если критерии
качества церковной жизни снижаются, то катехизация — в
том виде, как ее мыслили святые отцы и учителя церкви, — становится
ненужной.
* Гаврилюк П.Л. История катехизации в древней церкви / Под ред. свящ.
Георгия Кочеткова. М. : Свято-Филаретовская московская высшая православно-христианская
школа, 2001.
Стр.6
ПРЕДИСЛОВИЕ
7
На сегодняшний день остается открытым вопрос, что на
практике будет стоять за «исповеданием… Иисуса Христа истинным
Богом и Спасителем» и «твердым намерением жить согласно
учению Церкви и Слова Божьего», т. е. за теми критериями, которыми
в положении «О религиозно-образовательном и катехизическом
служении в Русской Православной Церкви» определяется
вера тех, кто достиг готовности к крещению после оглашения.
Не будет ли здесь наблюдаться многообразие, доходящее до
фактического противоречия?
Настоящий сборник содержит обзорные материалы, вводящие
читателя в круг основных понятий, принципов, практических
аспектов и критериев качества святоотеческой катехизации,
а также отдельные целостные размышления, подкрепленные
многолетним огласительным опытом их авторов, о возможности
и путях ее воплощения в современных церковных условиях.
Надеемся, что он окажет посильную помощь всем, кто желает
участвовать в служении катехизации, умножит в них вдохновение
подвизаться на этой благодатной ниве среди нашего народа,
жаждущего научения и приобщения к полноте православной
традиции.
В.И. Якунцев,
магистр богословия, руководитель Методического центра
по миссии и катехизации при кафедре миссиологии,
катехетики и гомилетики СФИ
Стр.7
СПИСОК Р Е КОМЕНД У ЕМОЙ ЛИТ Е РАТ У РЫ
ИСТОЧНИКИ
Августин, блж. Об обучении оглашаемых // Богословские труды. Вып. 15. М.,
1976. С. 25–55.
Иоанн Златоуст, свт. Огласительные гомилии. Тверь, 2006.
Ипполит, еп. Римский. Апостольское предание / Рус. пер. прот. Петра Бубуруза //
Отцы и учители церкви III в. : Антология : В 2 т. М., 1996. Т. 2. С. 243–260.
Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные и таинствоводственные.
М., 1991.
Климент Александрийский. Кто из богатых спасется // Увещевание к язычникам
: Кто из богатых спасется. СПб. : Издательство Олега Абышко,
2006. С. 238–276.
Климент Александрийский. Педагог / Пер. Н. Корсунского, свящ. Г. Чистякова.
М. : Учебно-информационный экуменический центр ап. Павла, 1996.
Климент Александрийский. Увещание к язычникам / Пер. А.Ю. Братухина.
СПб. : Издательство РХГИ, 1998.
Климент Александрийский. Строматы : В 3 т. / Подг. текста, пер., пред. и комм.
Е.В. Афонасина. СПб. : Издательство Олега Абышко, 2003.
Послание к Диогнету // Раннехристианские церковные писатели : Антология.
М., 1990. С. 244–246.
Постановления святых апостолов чрез св. Климента епископа и гражданина
Римского преданные. СПб., 2002.
Православное богослужение : В пер. с греч. и церковнослав. яз. Кн. 4 : Последования
таинств крещения и миропомазания и другие чины воцерковления :
С прил. церковнослав. текстов / Пер. свящ. Георгия Кочеткова, Б.А. Каячева,
Н.В. Эппле; Сост. и предисл. свящ. Георгия Кочеткова. М. : СвятоФиларетовский
православно-христианский институт, 2008.
Учение двенадцати апостолов // Писания мужей апостольских. М. : Издательский
совет Русской православной церкви, 2003. (Творения святых отцов
и учителей Церкви). С. 41–64.
ЛИТЕРАТУРА
Антоний (Мельников), митр. Блаженный Августин как катехизатор // Богословские
труды. 1976. Т. 15. С. 55–60.
Аксаков Н.П. Духа не угашайте. М. : МВПХШ, 2002.
Алмазов А. История чинопоследования крещения и миропомазания. Казань,
1884. Гл. 2. Оглашение как наставление готовящихся ко крещению. С. 1–29.
Стр.77
78 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Гл. 3. Институт оглашенных. С. 30–63. Гл. 5. Обрядовая сторона оглашения.
Историческое обозрение чина принятия в оглашенные. С. 88–103.
Амфилохий (Радович), митр. Литургическая катехиза. Режим доступа: http://
www.sfi.ru/statja/mitropolit-amfilokhii-radovich-liturgicheskaja-katekhiza-pouche
nie (дата обращения: 10.01.2012).
Арранц Михаил, иером. Исторические заметки о чинопоследованиях таинств
по рукописям Греческого Евхология : 3-й курс. Л. : Ленинградская духовная
академия, 1979. Ч. 1. Крещение и миропомазание. С. 15–75.
Арранц Михаил, иером. Крещение и Миропомазание. Рим, 1998.
Афанасьев Николай, прот. Вступление в Церковь. М. : Паломник, 1993.
Белановский Ю.С. и др. Катехизация в Русской Православной Церкви на современном
этапе : Учебное пособие для слушателей курсов по подготовке
катехизаторов, миссионеров и церковных педагогов. М., 2007. Режим
доступа: http://www.pravmir.ru/katexizaciya-v-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi-nasovremennom-etape
(дата обращения: 10.01.2012).
Гаврилюк П.Л. История катехизации в древней церкви / Под ред. свящ. Георгия
Кочеткова. М. : Свято-Филаретовская московская высшая православнохристианская
школа, 2001.
Гармаев Анатолий, свящ. Пути и ошибки новоначальных : Ответы на вопросы
: Беседы в паломническом рейсе. Волгоград, 1991.
Антоний (Длугош), еп. Как подготавливать и оценивать катехизацию. М., 2001.
Зозуляк Ян, прот. Катехетическая миссия Церкви. Киев : Пролог, 2008.
Иоанн (Шаховской), архиеп. Сектантство в православии и Православие в сектантстве
// Православная община. 1992. № 10. С. 71–77.
Каринский С.Д. Литература для оглашаемых 1-го этапа // Православная община.
1996. № 33. С. 32–58.
Кириллова К. Новейшая история катехизации (катехизаторская деятельность
в Екатеринбургской епархии и за ее пределами). Екатеринбург, 2008.
Кочетков Георгий, свящ. В начале было слово : Катехизис для просвещаемых.
М. : Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2007.
Кочетков Георгий, свящ. Вера вне церкви и проблема воцерковления // Православная
община. 1994. № 19. С. 77–87.
Кочетков Георгий, свящ. О трудностях современной катехизации // Православная
община. 1991. № 4. С. 26–28.
Кочетков Георгий, свящ. Таинственное введение в православную катехетику :
Пастырско-богословские принципы и рекомендации совершающим крещение
и миропомазание и подготовку к ним : Диссертация на степень maitrise
de theologie. М. : МВПХШ, 1998.
Кочетков Георгий, свящ. Возможная система оглашения в Русской православной
церкви в современных условиях. 4-е изд., испр. // Его же. “В начале
было Слово”: Катехизис для просвещаемых. М., 2007. С. 5–20.
Стр.78
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
79
Мелехов Д.Е. Психиатрия и проблемы духовной жизни // Психиатрия и актуальные
проблемы духовной жизни : Сборник памяти проф. Д.Е. Мелехова.
М. : Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2011.
О современных задачах Церкви в области катехизации и церковно-приходского
образования : Рекомендации Отдела религиозного образования и катехизации
Русской Православной Церкви. Режим доступа: http://www.otdelro.
ru/index.php?option=com_content&view=article&id=116:l-r-&catid=29:200911-20-11-29-04&Itemid=76
(дата обращения: 10.01.2012).
Сандырев А. Современное оглашение в Русской Православной Церкви и критерии
его качественности // Православная община. 1999. № 52. С. 20–33.
Серафим (Сигрист), еп. Тем, кто хочет помогать оглашенным (Климент Александрийский
и первая христианская школа) // Предание Церкви и предание
Школы : Материалы Международной богословской конференции (Москва,
22–24 сентября 1999 г.). М. : Свято-Филаретовская московская высшая
православно-христианская школа, 2002. С. 12–15.
Традиции святоотеческой катехизации : Пути возрождения : Материалы Международной
богословско-практической конференции (Москва, 17–19 мая
2010 г.). М. : Свято-Филаретовский православно-христианский институт,
2011.
Фудель С.И. Приступающему к крещению // Его же. Собрание сочинений :
В 3 т. Т. 2. М. : Русский путь, 2003. С. 375–380.
Хулап Владимир, свящ. Катехуменат в истории Церкви. Режим доступа: http://
www.sfi.ru/statja/katekhumenat-v-istorii-cerkvi (дата обращения: 10.01.2012).
Шмеман Александр, протопр. Водою и Духом : О таинстве Крещения. М., 1993.
Стр.79
ВОЗМОЖНА ЛИ СЕГОДНЯ
СВЯТООТЕЧЕСКАЯ КАТЕХИЗАЦИЯ В ЦЕРКВИ?
Сборник материалов в помощь катехизатору
Свято-Филаретовский
православно-христианский институт
105062, г. Москва, ул. Покровка, 29–38
Тел.: (495) 623-0380
E-mail: info@sfi.ru
http://www.sfi.ru
Издание подготовили:
ответственный редактор Кирилл Мозгов
редактор Максим Дементьев
оформление обложки, макет и верстка Анна Данилевич
В оформлении обложки использована миниатюра
Сийского Евангелия «Христос посылает апостолов
на проповедь» (монастырь св. Антония, 1339 г.)
Подписано в печать 29.02.2012
Формат 60х90/16. Бумага офсетная
Гарнитура Плантин. Усл. печ. л. 5. Тираж 1000 экз.
Отпечатано с электронных носителей издательства
в типографии издательско-полиграфической фирмы «Реноме»
192007, Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, д. 40
Тел./факс: (812) 766-0566, http://www.renomespb.ru
Издания Свято-Филаретовского
православно-христианского института
вы можете приобрести в интернет-магазине
www.predanie.org
Стр.80