Т.И. Раменская
Лыжные гонки
как олимпийский вид спорта
и эффективное средство
оздоровления населения
Учебно-методический комплекс
раздела дисциплины «Теория и методика лыжных гонок»
для студентов высших учебных заведений
по направлению 032100.65 – «Физическая культура»
и специальности 032101.65 – «Физическая культура и спорт»
1
Москва-2011
УДК 796.621(07)
Р 21
Раменская Т.И. <...> Лыжные гонки как олимпийский вид спорта и эффективное средство оздоровления
населения: Учебное пособие. <...> В учебно-методическом комплексе раздела «Лыжные гонки как олимпийский вид
спорта и эффективное средство оздоровления населения» дисциплины «Теория и методика
лыжных гонок» раскрываются история развития лыжных гонок в программе зимних
Олимпийских игр 1924–2010 гг., регламент проведения соревнований в новых олимпийских
дисциплинах. <...> Дано биологическое обоснование оздоровительной эффективности занятий в
передвижении на лыжах для населения в возрасте от 3-4 до 80 лет и старше, включая
инвалидов различных категорий. <...> С целью развития творческого потенциала, стимулирования самостоятельной работы
студентов по материалу пособия разработано 120 контрольно-тестовых практических
заданий/вопросов и предложены 3 варианта ответов на каждый из них. <...> Учебно-методический комплекс данного раздела рекомендован преподавателям,
студентам, магистрантам высших физкультурных учебных заведений. <...> Развитие лыжных гонок как олимпийского вида спорта ………
6 <...> Управление физкультурными и спортивными организациями по лыжным
гонкам…………………………………………………………………. <...> Вариант правильного ответа на контрольно-тестовые
задания/вопросы (порядковый номер и буква правильного варианта ответа)
…………………………………………………………………………….. <...> В учебно-методическом комплексе данного раздела раскрыта эволюция
олимпийской программы соревнований по лыжным гонкам за период с 1924 по
2010 г. Выделены 9 этапов совершенствования программы в соревнованиях
мужчин <...>
Лыжные_гонки_как_олимпийский_вид_спорта_и_эффективное_средство_оздоровления_населения.pdf
УДК 796.621(07)
Р 21
Раменская Т.И.
Лыжные гонки как олимпийский вид спорта и эффективное средство оздоровления
населения: Учебное пособие.
Рецензенты: С.В. Петров – канд. пед. наук, профессор, Российский государственный
университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма;
В.К. Кузнецов – канд. пед. наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики
зимних видов спорта, Московская государственная академия физической культуры.
В учебно-методическом комплексе раздела «Лыжные гонки как олимпийский вид
спорта и эффективное средство оздоровления населения» дисциплины «Теория и методика
лыжных гонок» раскрываются история развития лыжных гонок в программе зимних
Олимпийских игр 1924–2010 гг., регламент проведения соревнований в новых олимпийских
дисциплинах. Дано биологическое обоснование оздоровительной эффективности занятий в
передвижении на лыжах для населения в возрасте от 3-4 до 80 лет и старше, включая
инвалидов различных категорий. Раскрыты государственные и общественные структуры
управления физкультурно-спортивными организациями по лыжным гонкам. Подготовлен
«Глоссарий», охватывающий все разделы.
С целью развития творческого потенциала, стимулирования самостоятельной работы
студентов по материалу пособия разработано 120 контрольно-тестовых практических
заданий/вопросов и предложены 3 варианта ответов на каждый из них. В «Приложении»
указан вариант правильного ответа. При таком подходе к содержанию пособия главным в
подготовке специалиста становится не только передача и контроль знаний, а прежде всего
развитие личности, формирование и оценка базовых умений, навыков, норм и правил
осуществления профессиональной физкультурно-спортивной деятельности, что
соответствует международным требованиям к подготовке специалистов.
Учебно-методический комплекс данного раздела рекомендован преподавателям,
студентам, магистрантам высших физкультурных учебных заведений. Материал может быть
полезен для спецкурсов, научной работы аспирантов и соискателей.
2
Стр.2
Содержание
Введение…………………………………………………………………… 4
1. Развитие лыжных гонок как олимпийского вида спорта………
6
2. Спортивные достижения лыжников-гонщиков нашей страны … 25
3. Передвижение на лыжах – национальное средство оздоровления
населения России …………………………………………………………… 40
4. Лыжная подготовка различных групп населения…………………… 51
4.1. Дошкольники………………………………………………………………………… .
51
4.2. Школьники …………………………………………………………………………… 55
4.3. Студенческая молодежь…………………………………………………………… 72
4.4. Военнослужащие…………………………………………………………………… 80
4.5. Население старшего возраста …………………………………………………… 83
4.6. Инвалиды различных категорий………………………………………………….
91
5. Управление физкультурными и спортивными организациями по лыжным
гонкам………………………………………………………………….
Рекомендуемая литература…………………………………………….
110
140
Глоссарий………………………………………………………………… 143
Приложение. Вариант правильного ответа на контрольно-тестовые
задания/вопросы (порядковый номер и буква правильного варианта ответа)
……………………………………………………………………………..
158
3
Стр.3